«Economist»: «В сотрудничестве России и Турции много выгоды, но мало доверия» | 1news.az | Новости
Точка зрения

«Economist»: «В сотрудничестве России и Турции много выгоды, но мало доверия»

10:15 - 15 / 08 / 2009
«Economist»: «В сотрудничестве России и Турции много выгоды, но мало доверия»

Давние противники, новые партнеры. Союз выгоды, вызывающий некоторые сомнения на Западе.

На протяжении длительного существования Оттоманской империи турки и русские провели много кровавых войн. На современном этапе Турция стоит на страже южного фланга НАТО, охраняя от советского зла. «Русские ненадежны» - популярное турецкое изречение. Но никто не мог даже предположить о том, что премьер-министры двух стран Владимир Путин и Реджеп Тайип Эрдоган подпишут массу соглашений на церемонии, прошедшей 6 августа в Анкаре, передает centrasia.ru

«Ненадежность» на самом деле было словом, имеющим отношение к сделке с российским «Газпромом» по использованию турецких территориальных вод в Черном море для газопровода в Европу. Трубопровод «Южный поток», строительство которого запланировано, будет проходить в обход Украины, через территорию которой на сегодняшний день проходит 80% российского газа в Европу. Россия неоднократно отключала поставку газа из-за споров с Украиной, оставляя миллионы европейцев в холоде. Для того, чтобы сократить зависимость от России, ЕС уже давно продвигает реализацию проекта по строительству газопровода «Набукко», который Турция также подписала в июле. Так на чьей же стороне ЕС?

Ответ прост: Турции. Находясь на пересечении энергетически богатого Ближнего Востока и бывшего СССР, Турция обладает уникальным рычагом в качестве транзитного центра для газа. И она невозмутимо использует свой козырь для того, чтобы продвигать свое членство в ЕС. Это требует сотрудничества с Россией. Взамен поддержки «Южного потока» Турция получила поддержку России на нефтепровод из Черноморского порта Самсун в причал Джейхан на Средиземноморье. Также говорят, что Турция уговорила Россию понизить цены на строительство атомной электростанции. «Набукко» и «Южный поток» не соперники, они взаимно дополняют друг друга, утверждает министр иностранных дел Турции Ахмет Давутоглу.

То же самое можно сказать о Турции и России. После завершения «холодной войны» их интересы иногда совпадали. Обе страны поддерживали войну в Афганистане, но были внутренне против американского вторжения в Ирак. Имидж Турции как пуделя Америки был стерт в марте 2003 года, когда турецкий парламент отказался разрешить американским войскам пересечь территорию Турции для того, чтобы открыть второй фронт в борьбе против Саддама Хусейна.

Самым крупным испытанием позиции Турции стала российско-грузинская война в августе 2008 года. Турция осторожно внедряла конвенцию Монтре, через которую осуществляется контроль над движением через Босфор, таким образом, что в Черное море могли попасть только единицы американских военных кораблей. Ни Турция, ни Россия не хотят, чтобы американцы вторгались в их воды.

Что думают американцы? Аналитик фонда Маршалл в Вашингтоне Иан Лессер утверждает, что они пока не суетятся. «Администрация Обамы намного чувствительнее к тому, что Турция делает с Ираном». «Увертюры» Турции к России рассматриваются в контексте новой внешней политики по привлечению всех соседей. Европа тоже вряд ли может бросить камни, поскольку она остается разделенной относительно России. Премьер-министр Италии Сильвио Берлускони присутствовал в Анкаре, поскольку итальянская энергетическая компания вовлечена в сделку по проекту «Южный поток».

Россия является единственным крупнейшим торговым партнером Турции, обеспечивающим 68% газовой поставки этой страны. Турецкие строительные фирмы действуют на территории всей России. Миллионы русских туристов каждый год едут на турецкие курорты. В средиземноморской Анталье проживает 15 тысяч русских, многие из русских женщин замужем за турками. У них есть своя собственная газета на русском языке, и теперь они хотят иметь православную церковь.

Путин и Эрдоган хорошо ладят. Оба – мужественны, спортивны и склонны к авторитарным инстинктам. Турция также является одной из немногих стран, с которой нынешняя Россия ощущает себя комфортно, опорой в ее предпочитаемой многополюсной системе, в которой многие крупные страны преследуют независимую политику. Похоже, что Турция даже тайно сговорилась с российским патриархом Кириллом, чтобы ограничить полномочия греческого ортодоксального патриарха Бартоломео I, который традиционно считается первым среди равных в ортодоксальной иерархии.

И все же взаимные подозрения затягиваются. Россия недовольна снисходительностью Турции к чеченцам. (Проповедник-мусульманин Тахир Буйукорукчу говорит о «российской свинье», когда речь идет о Чечне в его телевизионном шоу на частном канале «Кон»). Россия закрыла школы под покровительством братства мусульманского турецкого имама Фейтуллы Гюлена.

Для Турции больным вопросом является отказ России признать курдских мятежников из «Рабочей партии Курдистана» террористами. Турция также недоверчива к желанию России помочь Армении и Азербайджану «принести» мир в Нагорный Карабах. Турецкие чиновники говорят, что Россия хочет восстановить свою репутацию, испорченную после войны с Грузией. Вероятнее всего, она хочет остановить процесс восстановления мира Турции с Арменией. Многие полагают, что подбодренный Россией Азербайджан пытается сорвать планы Турции по налаживанию связей и открытию границы с Арменией. Теперь эта граница патрулируется российскими солдатами, как во время «холодной войны».

Б.Б.

Поделиться:
2846

Последние новости

Все новости

1news TV