Будет ли «второе пришествие» Ангелы Меркель? | 1news.az | Новости
Точка зрения

Будет ли «второе пришествие» Ангелы Меркель?

13:39 - 18 / 08 / 2009
Будет ли «второе пришествие» Ангелы Меркель?

Посмотреть на Германию, так и не скажешь, что страна вышла на полосу Больших Выборов: 30 августа пройдет голосование в местные законодательства сразу в пяти землях страны, а 27-го сентября грянут выборы в бундестаг, которые решат, кто будет управлять немцами в предстоящие четыре года.

Канцлер Германии Ангела Меркель прямо на пике того, что в любой другой стране считалось бы разгаром предвыборной кампании, ушла в отпуск и отправилась отдохнуть в Южный Тироль, откуда вернулась только сейчас. Сами немцы вяло возвращаются из собственных отпусков и вяло интересуются: «что там творится на предвыборном фронте?».

А на предвыборном фронте апатия: немцы словно от чего-то еще не очнулись или почему-то и от чего-то отчаялись и впали в безразличие. Немецкая политическая культура и так-то никогда не отличалась особой фееричностью и возбужденностью (по сравнению с соседями). Но то, что происходит сейчас – феномен даже для немцев. На пороге выборы, а в предвыборной активности бюргеров – почти полный пробел. Это значит, что немцы во многом разочарованы. А когда немцы в чем-то разочарованы, то они делают только две вещи: либо идут и голосуют «от противного», либо не идут и не голосуют вовсе.

Если учесть эту особенность национального политического самосознания, то после выборов может произойти полное «освобождение» двух ведущих партий Большой Коалиции – христианских демократов канцлера Ангелы Меркель и социал-демократов Франка-Вальтера Штайнмайера - друг от друга. Они жили в очень неудобном союзе все последние четыре года. Это, кстати, тоже редкостное для Германии достижение – коалиция между Христианским Демократическим Союзом и Социал-демократической партией. Обычно они являются основными противниками. Но после выборов 2005-го года партийная арифметика в бундестаге сложилась такая тяжелая, что CDU и SPD пришлось создать коалицию, чтобы страна не стояла на месте. Большая Коалиция - название, конечно, относительно, поскольку СДП все же была в ней младшим партнером, хотя и обеспечивала своими мандатами большинство в парламенте.

Теперь, похоже, все может сильно измениться. Коалиционный развод может получиться громкий и, как полагают все больше и больше немецких экспертов, выиграть от него может только один кандидат – нынешний канцлер Ангела Меркель. Это если, конечно, за оставшиеся до выборов недели не произойдет нечто исключительно неприятное для страны. Но такого не намечается. Напротив, по статистике Евросоюза, Германия и Франция, два локомотива европейской экономики уже начали подъем из ямы финансового и экономического кризиса. Их экономики растут уже три месяца подряд, хотя и на мизерные 0,3 %, но все же «поправляются».

У избирательных участков в сентябре все теперь будет зависеть от того, в ком немцы разочаровались больше – в канцлере Меркель или в министре иностранных дел Франке-Вальтере Штайнмайере, которому социал-демократы, как своему лидеру, поручили бороться за бундестаг и за канцлерство. Обе ведущие партии Германии от такого вынужденного сожительства много потеряли. Так же как и их лидеры. Многие сторонники христианских демократов были разочарованы тем, что Ангела Меркель не оправдала их надежд на «вторую Тэтчер» и вместо этого постоянно упражнялась в компромиссах, а посему и скатилась до заурядного умеренного европейского консерватизма. Это могло бы почти наверняка погубить шансы фрау канцлерин на переизбрание, если бы не «помощь» Штайнмайера. У того дела еще хуже. Штайнмайер, по убеждению многих сторонников чистоты немецкого социал-демократизма, повинен в грехах, тянущих на анафему: согласии на сокращение государственных расходов на социальные нужды, реформы на рынке труда в духе «свободного рынка» и пр.

Штайнмайер обещал, что в случае прихода к власти его кабинет (социал-демократов) будет проводить политику, которая приведет к тому, что в 2020 году безработицы в Германии не будет вообще. Немцы, как, впрочем, и многие иные европейские избиратели тоже склонны попадаться иногда на фантастические обещания политиков, но вот в такие чудеса практический тевтонский ум поверить не может.

Результат всего этого для социал-демократов весьма и весьма удручающий. По всем последним данным опросов общественного мнения христианские демократы обгоняют социал-демократов примерно на 17-20% по популярности. Исследовательская служба германского телевидения ZDF утверждает, что христианские демократы могут получить в союзе со Свободными демократами 49% всех голосов. По данным других опросов, они и вовсе могут набрать до 51%. И то и другое уже обеспечит им комфортное большинство в бундестаге. Социал-демократам же обещают, даже в союзе с «зелеными», не более 32%. Это в лучшем случае.

Ангела Меркель это, конечно, не Маргарет Тэтчер. И навряд ли немцы, учитывая их отношение к англосаксам, в массе своей хотят от нее такого превращения. Но, с другой стороны Франк-Вальтер Штайнмайер тоже отнюдь не Тони Блэр и уж точно не импозантный Сильвио Берлускони. Один из немецких комментаторов на днях назвал его «клинически скучным». Прилипло. В стране, где чувство юмора никогда не было национальной чертой, это кое-что да значит.

Христианские демократы, скорее всего, действительно победят и могут создать более или менее функционирующую коалицию со Свободными демократами, почти «братьями по политической крови», но гораздо большими рыночниками. От возможности возвращения к Большой коалиции и после предстоящих выборов почти всех политиков Германии бросает в дрожь. Все понимают, что исключать ее полностью нельзя, но все знают, что в такой коалиции роль социал-демократов будет сведена до минимума, долго она не продержится, а такой шаткой стабильности в период начала экономического оздоровления стране совсем не нужно.

В случае победы Меркель, и с учетом экономической реанимации Германии, Берлин наверняка будет немного жестче говорить со своими союзниками и партнерами.

Включая и Россию. Меркель уже давно если и не обвиняют, то журят за то, что голос Германии недостаточно убедительно звучит во внешней политике (что не совсем правда). Они, конечно, не прочь пользоваться российским газом, нефтью, прочим сырьем и т.д., но хотели бы, чтобы «подающие» все-таки соблюдали приличия в области прав человека и гражданской законности вообще. Последние события на российском Кавказе оптимизма в этой области вовсе не добавляют. А без этого даже германскому бизнесу будет очень трудно отстаивать совместные с Россией экономические проекты, не говоря уже о ее участии в инвестициях в Германии. Навряд ли, конечно, кто-то захочет отказаться от «Норд Стрима», но «осложнить ему жизнь» можно.

Андрей Федяшин, политический обозреватель

Публикуется в рамках сотрудничества 1news.az и РИА-Новости

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Редакция не несет ответственности за позицию автора

Поделиться:
2365

Последние новости

Все новости

1news TV