Выработка статуса Нагорного Карабаха – самый последний этап мирного процесса
Президент Армении Серж Саргсян в интервью ведущему программы «Вести в субботу» Сергею Брилёву заявил, что общественности стала известна логика, заложенная в основу нынешнего этапа урегулирования армяно-азербайджанского, Нагорно-Карабахского конфликта, то есть «мадридских принципов».
«Это проведение референдума по определению окончательного статуса Нагорного Карабаха, возвращение под контроль Азербайджана тех территорий, которые и в Карабахе, и в Армении называют «зоной безопасности» (оккупированные семь прилегающих к Нагорному Карабаху районов Азербайджана – В.С.), и нормализация всех отношений». Он также добавил, что «беженцы-азербайджанцы из Карабаха имеют полное право возвращаться в места проживания, но они это могут сделать после определения окончательного статуса Нагорного Карабаха».
Обращает на себя внимание попытка президента Армении изменить последовательность процесса и переставить местами его этапы. Как известно, особенность «мадридских принципов» заключается в поэтапном урегулировании конфликта, в котором определение окончательного статуса Нагорного Карабаха является последним звеном. Саргсян же пытается за скобки вывести не вопрос статуса области, а возвращение азербайджанских IDPs (кстати, IDPs, а не беженцев) в Нагорный Карабах, что в корне нарушает логику процесса и превращает десятки тысяч людей в заложников этого процесса. То есть, по сути, это не что иное, как обычный шантаж – «не пустим беженцев обратно, пока не получим своё». Такой подход не просто недопустим, но и аморален!
Совершенно очевидно, что статус Нагорного Карабаха не может быть выработан без участия почти 30% его жителей, проживающих в нормальных и безопасных условиях у себя дома, - в Нагорном Карабахе, а не где-то в изгнании. Определение окончательного статуса – это привилегия не одних только армян. Выработка статуса невозможна без установления доверительных отношений между двумя общинами края, чего, в свою очередь, невозможно добиться дистанционно.
Увязывание вопроса возвращения карабахцев-азербайджанцев в свои дома со статусом области нарушает логику процесса. Ведь не ставит же Баку вопрос открытия коммуникаций в зависимость от реинтеграции Нагорного Карабаха в Азербайджан, а строго придерживается последовательности намеченных этапов. К обсуждению вопросов, связанных с окончательным статусом области, возможно приступить только после нормализации отношений между двумя общинами и многолетнего совместного проживания карабахцев-армян и карабахцев-азербайджанцев.
Вугар Сеидов, АзерТАдж, Берлин