Айтен Мустафаева: «Международные организации за 20 лет не защитили права миллиона граждан одной из стран-участниц»
Эксклюзивное интервью 1news.az с директором Института по правам человека Национальной академии наук Азербайджана (НАНА) Айтен Мустафаевой
- Недавно вы были в Германии на конференции, посвященной Международному дню прав человека ООН, где с европейскими коллегами обсуждали и проблемы прав человека в постсоветских странах. Какие вопросы в данном контексте были подняты?
- Говоря о становлении демократии в Азербайджане, наряду с проводимой в этом направлении работе внутри страны я остановилась на очень важном, на мой взгляд, аспекте – сотрудничестве с международными организациями в этом направлении. Вступая в авторитетные международные организации, как страны, так и эти организации берут на себя серьезную ответственность, своего рода обоюдные обязательства, по сотрудничеству в деле претворения в жизнь основных правовых норм, принципов соблюдения прав человека, добрососедства, мирного сосуществования в единой, к примеру, европейской «семье». К сожалению, Азербайджан, один из представителей данной семьи, вот уже 20 лет подвержен агрессии и у него миллион вынужденных переселенцев, уже третье поколение которых родилось вне своего дома, в городках для беженцев и вынужденных переселенцев. Да, несколько лет назад это были палаточные городки, а сейчас правительство обеспечило их жильем в каменных домах. Но по сути - это опять городки беженцев! О каких правах человека могут рассуждать международные организации, если за 20 лет не защитили права миллиона граждан одной из стран-участниц?
Я задала этот вопрос в Берлине, выступая на конференции «Истина как путь к примирению - забытые жертвы, евреи и азербайджанцы на Кавказе», и подчеркнула, что уже почти двадцать лет Азербайджан говорит о своих проблемах, но Европа нас не слышит. Приятно отметить, что зарубежные коллеги с пониманием отнеслись к этому замечанию.
Азербайджан выбрал демократический путь развития сам, и не для того чтобы кому-то угодить, а потому, что он был выбран нашими предками и этот путь нам нужен для дальнейшего поступательного развития нашей страны. Ведь Азербайджанская Демократическая Республика, созданная в начале 20-го века, заложила у нас традиции демократического государства задолго до многих европейских стран. К сожалению, большевистский переворот в 1920 году изменил ход истории, но после распада СССР и обретения независимости Азербайджан продолжил свое развитие по выбранному 70 лет назад пути.
- Насколько продвинулось за годы независимости наше общество в понимании важности защиты своих прав?
- Приятно отметить, что общественное мнение, грамотность в этой области эволюционируют, хотя, естественно, есть и проблемы. Но по-другому и быть не может, этот же путь в свое время прошли государства Европы, у каждой из которых есть своя специфика, национальные, исторические и культурные особенности, свои ошибки, которые приходится исправлять. Поэтому нет единого рецепта демократии, как нет и совершенной демократии.
К примеру, когда с 1998 года Институт по правам человека, кстати, совместно с международными организациями (Совет Европы, БДИПЧ ОБСЕ), которые оказали серьезную, существенную помощь на первом этапе проведения законодательных реформ в период становления столпов демократии в нашей стране, проводил мероприятия и рассказывал о задачах, требующих решения в области прав человека, многие просто улыбались и не воспринимали актуальность поднимаемых нами проблем. Сейчас уже общество открыто к восприятию темы прав человека, то есть мы все прошли некоторый эволюционный путь и сейчас на государственном и неправительственном уровне осуществляются различные программы по разрешению широкого круга правовых проблем. Немалую просветительскую работу осуществляет и наш Институт. Сегодня мы перешли на новый этап, рассматриваем проблемы, о которых ранее или мало говорили, или их вообще не поднимали в нашем обществе. Это новейшие технологии и их влияние на права человека, в частности, вопросы биоэтики, защита прав инвалидов и т.д. – тем много. Проблемы, поднимаемые нашим Институтом, заинтересовали европейских коллег и к нам поступили предложения о сотрудничестве в научно-прикладных сферах по правам человека.
В наступившем году у нас стартуют просветительские программы по различным темам, которые сегодня являются актуальными в сфере обеспечения прав человека.
Мы убеждены, что сначала следует провести просветительскую работу в обществе, ознакомить людей с сутью поставленной проблемы, а потом готовить совместно с экспертами, парламентскими комиссиями законодательную базу по ее разрешению – это схема, по которой уже не один год работает наш Институт.
- Говоря о правах человека, нельзя не затронуть такой вопрос, как проблема во взаимоотношениях между государствами Южного Кавказа. В частности, до сих пор не теряет своей актуальности армяно-азербайджанских межнациональный конфликт. Те же армяне являются причиной усиления сепаратизма в Грузии, в Джавахети. Насколько внутрикавказские проблемы опасны для будущего региона?
- Только достигнув мира на Южном Кавказе, можно будет говорить об устойчивом развитии государств региона. К сожалению, то, что происходит в регионе, не является только вопросом стран Южного Кавказа. Идущая между ведущими державами борьба за регион несет, в первую очередь, угрозу стабильности, осложняя развитие южно-кавказских стран. Основная задача Азербайджана, как не раз отмечал в своих выступлениях Президент нашей страны Ильхам Алиев, на основе международного права и далее защищать свой суверенитет и обеспечить развитие государства.
- То есть регион продолжает оставаться ареной геополитической борьбы между мировыми силовыми центрами?
- Азербайджан, его стратегическое положение, ресурсы всегда привлекали повышенное внимание ведущих мировых держав. Наверное, это наша судьба – быть всегда в центре внимания и интересов. На нынешнем этапе развития, Азербайджан руководствуется стратегией, заложенной Гейдаром Алиевым, благодаря, которой в начале 90-х годов прошлого века удалось спасти не только нашу страну, но и весь Южный Кавказ от еще большей трагедии. Так, патриарх современной грузинской политики Эдуард Шеварднадзе не раз отмечал, что предложенные Гейдаром Алиевым транснациональные проекты, такие как нефтепровод Баку-Тбилиси-Джейхан, в прямом смысле спасли не только Азербайджан, а Грузия обрела новое значение в создавшихся после распада СССР геополитических условиях, став участником глобальных экономических процессов.
Особо хочу отметить, что Азербайджан ведет сбалансированную грамотную политику, ставящую во главу угла принципы добрососедства и уважения норм международного права. Но добрососедство возможно только в условиях взаимопонимания и в том случае, если не ущемляются азербайджанские национальные интересы.
- Каким вы видите будущее Азербайджана и Южного Кавказа?
- Что касается региона, Азербайджан вместе с Грузией могут и должны противостоять армянской агрессии, ставящей цель захвата территорий соседних государств, дестабилизацию ситуации в регионе. Максимально ограничив деструктивную роль Армении, можно обеспечить поступательное развитие Южного Кавказа.
По поводу будущего Азербайджана, важным фактором является подготовка своих национальных кадров, способных работать на международном уровне, чему сейчас уделяется большое внимание, но это только начало, конечно. Я не раз убеждалась, что за рубежом нас готовы слышать, нужно только уметь правильно доводить правду, грамотно излагать свою точку зрения и профессионально ее отстаивать. Очень часто, грубая «топорная» работа непрофессионалов наносит большой урон нашим интересам как внутри страны, так и за ее пределами. Тем самым, мы играем на руку своим противникам и тем, кто в прямом смысле зарабатывает посредством зарубежных грантов на проблемах общества.
Ведь по большому счету, мы знаем свои проблемы и движемся в направлении их решения – а это самое главное. Но о наших успехах мало говорят, а делают акцент на негативе, хотя он есть и в развитых европейских государствах. К примеру, модная сейчас тема – свобода слова. Следует отметить, что каждая свобода заканчивается там, где начинается ответственность и обязанность. А если речь идет об оскорблении, клевете или вмешательстве в личную жизнь, то за это подают в суд во всех развитых демократических странах. Любой человек будет защищать свои права, если его необоснованно оклевещут. Свобода слова, да и вообще любая свобода имеет свои границы, в том числе и морально-этические.
- То есть часто на Западе в отношении нас умышленно забывают такую общеизвестную аксиому, как: «Свобода одного кончается там, где начинаются права другого»?
- Конечно. Если проанализировать, то выясняется, что привлеченные к ответственности в Азербайджане журналисты – те, кто оскорбляли, клеветали и переходили грани этики в своих статьях. На Западе за ложь, клевету и оскорбления нередко вообще закрывают само СМИ, и никто там не поднимает разговор о нарушении прав и это не претит западной демократии. То есть человека перешедшего грани этики, морали и культуры привлекают к ответственности в любом обществе, тем более на Кавказе, где оскорбления неприемлемы и недопустимы. Ведь не зря говорят, что Кавказ это больше чем Восток, у кавказцев очень сильно развито чувство чести и достоинства.
- А как вы оцениваете уровень религиозной толерантности нашего общества, и какие в этой сфере есть проблемы?
- Азербайджан, являясь исторически толерантным государством и открытым народом с богатой историей, издревле лояльно относится к другим конфессиям. На сегодняшний день в Азербайджане, светском, мусульманском государстве, мирно и уважительно друг к другу сосуществуют и христиане, и иудеи, и мусульмане. В стране действуют также католические храмы. Все основные религии имеют возможность на существование в наше стране, граждане вольны быть приверженцами той или иной веры по своему усмотрению, реализовать свое конституционное право на свободу вероисповедания. Но, к сожалению, на современном этапе своего развития человечество столкнулось с деструктивными элементами религиозного толка, направленными на раскол существующих религий и представляющих серьезную угрозу безопасности стран, общества, человека.
Хочу напомнить, что, как гласит часть 2 статьи 9-ой Европейской конвенции и наше законодательство, свобода исповедовать свою религию или убеждения подлежит лишь таким ограничениям, которые «предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе в интересах общественной безопасности, для охраны общественного порядка, здоровья или нравственности, или для защиты прав и свобод других лиц».
Ризван Гусейнов
3360