Айдын Мирзазаде: «Предварительно можно сделать вывод, что в этой воинской части были какие-то проблемы»
Интервью 1news.az с членом комитета Милли Меджлиса по безопасности и обороне, депутатом Айдыном Мирзазаде
- Недавний трагический инцидент в Н-ской воинской части, вызвавший пристальное внимание общественности, был обсужден также на первом заседании начавшейся весенней сессии Милли Меджлиса. Некоторые депутаты предложили провести слушания с участием представителей Министерства обороны. Возможно ли проведение подобных слушаний в парламенте или же в вашем комитете?
- Для начала мы должны дождаться завершения следствия по этому факту. Выступать с поспешными заявлениями, нагнетать обстановку совершенно ни к чему. На месте работает группа следователей военной прокуратуры, они будут периодически информировать общественность. В то же время нет сомнений, что данный вопрос будет обсуждаться и в нашем комитете. Должен сказать, что наш комитет вообще поддерживает регулярные связи с силовыми ведомствами, в первую очередь Министерством обороны, вопросы военного строительства постоянно находятся в центре нашего внимания. Что до случившейся трагедии, то два молодых человека применили против своих товарищей и командиров оружие, которое следовало бы повернуть против врага, и это потрясло всех депутатов, всю общественность. Предварительно можно сделать вывод, что в этой воинской части были какие-то проблемы. Подробности же, несомненно, будут выяснены следственной группой.
- Как вы считаете, могут ли такого рода происшествия представить нас в невыгодном свете, учитывая, что уже почти 22 года мы находимся в состоянии войны с Арменией?
- Категорически с этим не согласен. Такого рода случаи происходят везде, они не характерны только для Азербайджана. Понятно, что в обстановке строгой воинской дисциплины, тягот воинской службы чьи-то нервы могут не выдержать, и не всегда трагедию удается предотвратить. Важно принять эффективные упреждающие меры, чтобы свести подобные случаи к минимуму. На сегодняшний день удалось свести количество нарушений воинского устава к минимуму, однако необходимо более тщательно и всесторонне работать с молодежью призывного возраста.
- Порой, причиной подобного рода инцидентов называют неудовлетворительное психологическое состояние. Насколько эти доводы серьезны?
- Конкретно можно будет судить только после всестороннего выяснения обстоятельств дела. Однако нельзя забывать о вине солдат, которые повернули оружие против своих командиров, приказы которых обязаны выполнять беспрекословно. Я не считаю, что расстрел своего командира или товарищей по воинской службе может быть объяснен каким-либо психологическим состоянием. С другой стороны, в трудных условиях, нередко вскрываются человеческие недостатки, в обычной обстановке дремлющие внутри человека. Но не будем торопиться с выводами.
- Раздаются мнения, что подобные негативные инциденты в армии связаны с тем, что предельный призывной возраст был увеличен с 27 до 35 лет…
- Напротив, эта мера свела к минимуму уклонения от воинской службы. Сегодня каждый рассматривает исполнение воинского долга как свою первоочередную обязанность, соответственно строит свои планы. Не думаю, что если мы снизим возрастную планку призыва, то избавимся от таких проблем. Напротив, увеличение возраста призывников приносит в армейский коллектив большую солидность. Последний случай связан с конкретными проблемами в конкретной части.
Кямиль Хамзаоглу
4207