«Киргизские хроники» – страна на распутье - АНАЛИТИКА
Киргизия станет парламентской республикой, Курманбек Бакиев получит иммунитет, его семья понесет уголовное наказание, Бишкек ждет от Москвы кредита, вывод американской базы «Манас» обсуждаем, а российские военные могут участвовать в миротворческой операции в Киргизии в случае осложнения ситуации в стране.
Об этом заявил в одном из своих интервью вице-премьер временного переходного правительства Киргизстана Омурбек Текебаев.
Тем временем число желающих сесть в президентское кресло в Киргизии продолжает расти. Не так давно врач и общественный деятель, лидер партии «Эл Джурт» («Народ») Кубанычбек Апас заявил, что президентом Киргизии должен быть именно он.
Рассказывая о своих достоинствах, он отметил, что готов работать практически бесплатно «Я не нуждаюсь в рекламе, меня знают миллионы во всем мире, - заявил Апас. - Ко мне прислушиваются не только Владимир Путин и Дмитрий Медведев. Я встречался с Жаком Шираком, Уго Чавесом, королевой Испании, принцем Англии. Они готовы дать инвестиции под честное имя доктора Апаса».
«Доктор Апас дан СНГ Богом, - резюмировал он. - И именно доктор Апас может стать ключом к золотым воротам Центральной Азии».
При всей гротескности подобных заявлений обстановка в Киргизии продолжает оставаться сложной и противоречивой.
Известно,что Курманбек Бакиев, ранее написавший заявление об отставке, передумал и заявил, что намерен продолжить работу. Заявление было сделано в Белоруссии, куда Бакиев с семьей прибыл по приглашению президента Лукашенко. Между тем временное правительство, сформированное в результате апрельских событий, считает, что обязанности главы государства исполняет именно оно. Первым же декретом временное правительство, напомним, присвоило себе президентские полномочия.
Находясь в Минске, Бакиев заявил, что считает себя законно избранным президентом и обратился к международному сообществу с просьбой не иметь дел с новой властью. Жителей Киргизии Бакиев фактически призвал не подчиняться временному правительству. «Я хочу, чтобы каждый гражданин Кыргызстана знал, что исполняя его приказы, он ставит себя вне закона и становится соучастником преступления со всеми вытекающими последствиями», - сказал он.
Вряд ли, конечно, Курманбек Бакиев верит в то, что действительно является главой государства и что зарубежные лидеры после такого заявления предпочтут его, Бакиева, временному правительству. Особых резонов защищать свергнутого президента у международного сообщества нет. Россия и США, к примеру, фактически признали новую власть в первые же дни после смены режима. А позднее для такого отношения появились формальные основания: президент покинул страну и написал заявление об отставке.
Москва уже однозначно заявила, что с претензиями изгнанника считаться не собирается. Президент РФ Дмитрий Медведев, находясь на Украине, сделал заявление, в котором просматривается очевидный намек на пребывание Курманбека Бакиева в Белоруссии и его нынешний статус. По выражению Медведева, «одно дело идти навстречу друг другу, а другое дело - принимать решения о приеме на постоянное место жительства людей, которые потеряли работу».
Не исключено, что сообщение о том, что Бакиев не ушел в отставку, может добавить энтузиазма его сторонникам на юге страны. В последние дни они регулярно устраивали митинги в Джалалабаде. Землякам президента удалось даже захватить здание областной администрации, правда, всего на несколько дней. Затем стало известно, что ряд сторонников Бакиева, проводивших митинги на центральной площади Джалалабада, задержаны, а пост губернатора занял человек, лояльный временному правительству.
Но дело не только в возможностях Бакиева мобилизовать своих сторонников на родине и использовать это как фактор давления на временное правительство Киргизии. Претендуя на президентство, Бакиев поднимает не очень удобный для нового руководства республики вопрос о легитимности.
Действительно, кто же является сегодня легитимным руководителем Киргизии? Те, кто пришел к власти в результате мятежа? Они и сами признают, что легитимность нового руководства спорна. Некоторые еще более откровенны. «Да, мы, 14 человек, объявили себя правительством, - заявил временный вице-премьер Омурбек Текебаев. - На каком основании? Ни на каком. Мы теперь и правительство, и парламент, и президент. Да, это очень плохое решение. Но, поверьте, лучших решений просто не было».
Недостаток легитимности новая власть могла бы компенсировать эффективностью своей работы. Например, быстро пресечь начавшиеся после смены власти грабежи. Однако с наведением порядка временное правительство справляется не слишком хорошо. С мародерством казалось бы покончили, но ему на смену пришли захваты земель. В ходе недавних погромов в селе Маевка, устроенных захватчиками, были убиты пять человек, десятки получили ранения. Глава временного правительства Роза Отунбаева, комментируя ситуацию в стране, заявила, что «к сожалению, надо ожидать, что всплески еще будут».
Кстати единого мнения о статусе временного правительства нет и среди его членов. Временный вице-премьер Текебаев, который был одним из лидеров оппозиции, отметил, что новому руководству Киргизии еще только предстоит получить легитимный статус. Сделать это, по его мнению, нужно как можно скорее.
Конечно, рано или поздно легитимные органы власти в Киргизии появятся. До конца года временное правительство планирует провести референдум по новой конституции, а также парламентские и президентские выборы. Даты голосования уже назначены: 27 июня пройдет референдум, 10 октября - выборы в парламент.
Таким образом, до формирования нового парламента и правительства остается еще несколько месяцев. До тех пор в стране будут издаваться декреты временного правительства и распоряжениях людей, которые согласно этим декретам получили свои должности.
В Киргизии сейчас звучат предложения создать или восстановить легитимные органы власти, не дожидаясь выборов. Как это сделать в сложившейся ситуации, неясно. Структуры, которые могли бы предложить юридически обоснованное решение, временное правительство само ликвидировало в первые же дни. Речь идет о роспуске парламента и приостановлении работы Конституционного суда Логика вполне понятна: парламент и КС могли бы официально объявить новую власть незаконной и, следовательно, представляли для нее угрозу.
Некоторые предлагают вновь созвать распущенный парламент. Сами депутаты, кстати, уже предприняли такую попытку - несколько десятков бывших парламентариев собрались в одной из гостиниц Бишкека, обсудили ситуацию в стране и даже переизбрали спикера. Непонятно только, какова от него будет отдача. Полномочия депутатов, согласно конституции Киргизии, были прекращены, когда парламент был распущен.
Еще один вариант на днях предложили участники «курултая кыргызского народного единства», собравшиеся в здании Национальной филармонии в Бишкеке. Они заявили о готовности сформировать Народный комитет спасения, который, по их замыслу, вернет управление страной в конституционное поле, подготовит страну к выборам, а заодно проконтролирует деятельность временного правительства, которое они подвергли резкой критике.
Таким образом страна, пережившая за последние годы две смены власти и принесшая значительное число жертв, находится перед серьезным выбором.
Каким он станет, решать прежде всего народу Киргизии и его политической элите. И здесь, как никогда важны благоразумие ,прагматизм и трезвый учет реально складывающейся ситуации в стране.
Фикрет Садыхов, политолог