Олег Рожнов: «Если человек глупый, то независимо от национальности вряд ли меня будет с ним что-то связывать»
Интервью 1news.az с заместителем Министра спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации Олегом Рожновым.
В журналистике существует понятие психологического портрета респондента. То как человек себя ведет и в какой обстановке работает во многом определяет его сущность.
При встрече с Олегом Рожновым меня поразил рабочий стол заместителя Министра спорта, туризма и молодежной политики РФ. Считается что место, где человек проводит большую часть времени, представляет собой своеобразный очерк того, каковы характер и привычки человека. На довольно большом столе были разложены папочки одна к другой, по темам и в рабочем порядке, на каждой из них были размашисто написаны комментарии, подчеркнуты тезисы, расставлены вопросительные и восклицательные знаки. Наличие рабочего беспорядка и легкой небрежности, как будто демонстрировали мне, что я прервала активный ход рабочего дня, что казалось явным аргументом в пользу невероятной работоспособности, умению логически выстраивать распорядок работы и общение с подчиненными.
- Олег Александрович, мы с вами познакомились в Баку на заседании Совета по делам молодежи государств – участников СНГ, хотелось бы поподробнее узнать про Совет. Россия в этом году председательствует, в чем это заключается и какие планируются проекты?
- Отраслевых Советов в рамках СНГ достаточно много: по науке, по культуре, по образованию. Решение создать отраслевой Совет по делам молодежи государств - участников СНГ было принято главами государств в 2005 году, тогда же было подписано межгосударственное соглашение, а с 2006 года начал действовать этот Совет. В него входят по два человека от государства: один - представляющий государственный орган, а другой - молодежное объединение. Кого делегировать в этот Совет решает государство. Понятно, что в разное время были разные отношения между государствами - участниками и степень желания интегрироваться также была разной. В прошлом году в Астане, проводя очередное заседание, мы решили, что председательство должно длиться один год и «привязать» это к председательствованию страны в СНГ, потому что страна - председатель выдвигает инициативы, задает тон.
Как вы знаете прошлый год был объявлен Годом молодежи в России и поэтому мероприятий было гораздо больше, чем обычно. Сейчас пришло время активно взаимодействовать, нынешняя молодежь много путешествует, хочет общаться со своими ровесниками. На мой взгляд, это естественное желание, а наш Совет призван содействовать таким контактам. В этом же году мы в числе приоритетных задач отмечали 65-летите Победы в Великой Отечественной Войне. В рамках этого проекта провели международную «Вахту Памяти» в Великом Новгороде, где также были представители СНГ (Азербайджанская Республика, Республика Беларусь, Республика Молдова, Республика Казахстан). Прошел подъем останков, и мы передали списки тех, чьи останки удалось обнаружить. Далее, одним из масштабных мероприятий мы планируем провести открытый кубок КВН СНГ, который пройдет в ноябре, «открытый», потому что там планируется участие также Прибалтики и Грузии.
- СНГ структура очень разрозненная, какие страны входят в Совет по делам молодежи?
- Сейчас восемь стран подписали соглашение о сотрудничестве - это Азербайджан, Беларусь, Армения, Киргизстан, Казахстан, Таджикистан, Россия, Молдавия. Мы планируем пригласить и Украину. Когда проходят мероприятия, то приглашаются представители и тех стран, которые не подписали соглашения, по нашему мнению молодежь этих стран не должна страдать.
- В отличие от Азербайджана, где Министерство молодежи и спорта существует уже достаточно давно, с 2005 года, российское ведомство создано недавно, всего 2 года. На мой взгляд, очень активно себя проявляет. Какие у вас сегодня наиболее приоритетные проекты и направления?
- Да действительно, с момента создания министерства мы заняли активную позицию. Когда мы начали работать, как раз формировался стратегический для страны документ: «Стратегия 2020». Молодежная политика в эти документы попала как самостоятельный раздел. Причем не как раздел социальной политики, а как раздел инновационный, который нужно развивать, нужно создавать условия, чтобы молодежь могла работать на благо государства. Появились приоритеты: работа с талантливой молодежью, вовлечение в социальную практику и ряд других проектов. В Год молодежи мы смогли заложить основы отрасли, а самое главное в этот год прошло заседание Государственного Совета под руководством Президента России, где были даны поручения, которые мы сейчас и отрабатываем. Также активно продвигается проект федеральной целевой программы, которая идет нелегко, с учетом финансовой ситуации, но мы прилагаем все усилия. Год молодежи был год строго режима для нас, мы понимали, что закладываем фундамент, но когда в конце года на вручении премии Президент сказал, что Год Молодежи состоялся - это определенная оценка и конечно большая ответственность для нас.
- Россия огромная страна, вам не кажется, что такого рода проекты - это «капля в море». Более того, есть мнение, что отбор в лагеря такие как «Селигер» или профильные проекты ведется все-таки не напрямую. Это в общем-то создает наличие конюктуры?
- Через центральный лагерь «Селигер» проходит в разное время от 10 до 20 тысяч человек. Немаловажно, что подобные лагеря проводятся и на региональном уровне. Туда отбирается молодежь по интересам, и поверьте, каждый может попасть. Ребята присылают проекты, свои изобретения и какие у них есть разработки. Их отбирает экспертная комиссия в зависимости от профиля смены, то есть если вы предприниматель то предпринимательские проекты, если искусство, то соответственно креативные. Все очень доступно и прозрачно, на мой взгляд.
- Но ведь есть молодежь, которой вообще ничего не надо?
- Из 36 миллионов всей российской молодежи только 5-7 % являются активной молодежью. Не всем быть политическими лидерами и тем, кто хотят быть профессионалами в своем направлении, науке, творчестве, но не готовы активно участвовать в политике, мы тоже должны помочь найти себя.
- Олег Александрович, вернусь к нашему знакомству в Баку. Вы там были впервые и достаточно короткий срок, какие впечатления?
- Очень было интересно, хочу сказать я и так всегда с большим уважением относился к Гейдару Алиеву, а посетив его музей, я еще больше утвердился во мнении, насколько он был великим и дальновидным политиком. Очевидно, что народ ценит то, что он сделал и объективная оценка как правило, дается после смерти, и люди чтят его память.
- На мой взгляд, одной из актуальных тем в развитии отношений на уровне молодежи между странами, остается межнациональная тематика. Много нареканий связанных с тем, что сейчас растет процент радикальной молодежи, экстремизм в среде молодых людей обостряется. Есть ли у вас какие-то данные на этот счет, как вы работаете с этой группой молодежи?
- Я думаю, что СМИ больше «разогревают» тему. У нас многонациональная страна, и когда происходит даже бытовой конфликт, обязательно находятся участники другой национальности, всегда можно придать национальный окрас. Чаще это делается излишне. На самом деле у нас, слава Богу, пока нет национальных моногородов. Ни для кого не секрет, что одна из самых уязвимых тем в нашей стране это тема национальной самоидентификации, в каждом из нас столько намешано и многие пытаются преподнести это как проблему. На самом деле, это наше преимущество. В России так много самобытных традиций, но эту карту национальной розни будут разыгрывать всегда. С другой стороны, отвечая на ваш вопрос, могу сказать, что большого роста экстремизма нет. Есть люди, которые ищут «крайних» и в этом есть социально-экономическая подоплека. Когда молодежи есть чем себя занять и где работать этого не случается. Сразу после того как я посетил Баку я был на Северном Кавказе, мы проводили совещание с полпредом Александром Геннадьевичем Хлопониным. Ребята там вместе играют в «Брейн-Ринг» и участвуют в фестивалях, а тема национальных различий вообще отсутствует. Я по себе знаю, если мне интересно с человеком, то все равно какой он национальности. А если человек бестолковый, глупый, то даже если он моей национальности вряд ли меня будет с ним что-то связывать. К этому вопросу надо подходить взвешено и не хотелось бы чтобы СМИ так эту тему нагнетали. Например недавно мы провели межнациональный лагерь «Мы вместе!». В работе лагеря, мероприятия которого направлены на единение молодежи разных национальностей, приняли участие более 1 тыс. учащихся учреждений профтехобразования - представителей северокавказских республик, а также межнациональные делегации других субъектов Российской Федерации.
- Для большинства стран СНГ тема землячества и диаспоры остается очень актуальной, хотя бы потому, что это один из возможных путей донести свою позицию до российской общественности и зачастую до российского истеблишмента. Как вы поддерживаете эти структуры?
- Отвечу вполне конкретно: организационно, информационно, финансово. Средства на них распределяются по результатам конкурса. Среди наших партнеров: Ассамблея народов России, Российский конгресс народов Кавказа, АМОР Азербайджанская Молодежная Организация России, есть ФНКА и т.д. Все эти организации создаются не для того чтобы автономизироваться, а для того чтобы открывать и познавать культуру друг друга. Для них это возможность рассказать больше о своей культуре и своих традициях, а для нас узнать их. Повторюсь, что тех, кто раздувает межнациональные конфликты все еще достаточно много. Обратите внимание, вся Европа стремится к интегрированию, а мы стремимся к разделению и мы этим гордимся: прервать экономические связи, закрыть границы и т.д. У политиков и государственных деятелей должен работать врачебный принцип «не навреди». Кстати в этом смысле мы нашли соприкосновения с моими азербайджанскими коллегами. Я, также как и они, отношусь к политической фигуре Михаила Горбачева со знаком минус. Надо было менять ситуацию в стране, но делать это плавно. У нас еще есть общее богатство - объединяющий нас всех русский язык и литература и это надо грамотно развивать.
- Существует статистика, она конечно не официальная, но все-таки бытует мнение, что большая часть людей в российской политике были троечниками. Как думаете - это правда?
- Тройка тройке рознь. По своей практике скажу, что бывает по-разному. Тут дело скорее в психологическом настрое, мне кажется, для отличников большое разочарование, когда жизнь бьет при определенных обстоятельствах, а они привыкли только блистать. Мой принцип: делай, что должен, будь что будет. Поверьте и в моей жизни бывали ситуации, когда работа подвергается критике, однако, за одного битого двух небитых дают, и я в этом смысле закаленный человек. Не стоит хлопать в ладоши, когда тебя хвалят, но и нельзя сдаваться, когда тебя ругают, надо просто продолжать работать и идти по намеченному пути.
Саадат Кадырова ИТАР ТАСС
Специально для 1news.az