Александр Караваев: «Давить на политическую элиту Армении можно и даже нужно»
Эксклюзивное интервью 1news.az с руководителем Службы политического прогнозирования Центра по изучению постсоветского пространства Александром Караваевым.
- Как бы вы прокомментировали последнее совместное заявление президентов Франции, США, России по Нагорному Карабаху, принятое в рамках саммита «большой восьмерки» в Канаде?
- Главное, что бросается в глаза, то, что лидеры трех государств-сопредседателей Минской группы ОБСЕ едины в том, что территории вокруг Нагорного Карабаха следует считать оккупированными.
Это прямо зафиксировано в английском тексте заявления. Все знают, что в Азербайджане уже обратили внимание на то, что есть различие между английским вариантом и русским переводом.
Но следует отметить, что официальным считается английский вариант, так как он был принят на саммите «большой восьмерки» и опубликован в первый раз на английском. В нем говорится, что сценарий нормализации конфликта и возобновление отношений между Азербайджаном и Арменией предполагает возвращение оккупированных территорий. Затем указаны последующие шаги по возвращению беженцев, по возможному введению на эти территории миротворческих сил.
Если это заявление сравнивать с Мадридскими принципами, то я не обнаружил там каких-то кардинальных различий. Данное заявление президентов продолжает ту же линию, что и последний документ, который был опубликован как Мадридские принципы.
В принципиальном вопросе ничего не изменилось в плане возникновения новых предложений и идей. Важен сам факт. Если подводить какой-то итог всего этого, то важным является то, что на саммите «большой восьмерки» лидеры Минской группы ОБСЕ заявили, что этот конфликт имеет важное, принципиальное значение для мира в регионе и для внешней политики этих трех стран.
Мы лишь можем выражать надежду на то, что державы все-таки доведут эти предложения до практической реализации. А как это будет происходить, каким образом, насколько быстро, остается под вопросом.
Последуют ли какие-то геополитические изменения в результате позитивных изменений урегулирования карабахского конфликта, с чем это будет сопряжено в региональном геополитическом плане, на этот вопрос нет ответа.
- Насколько Армения готова вернуть часть оккупированных территорий Азербайджана?
- Этот вопрос звучит на протяжении вот уже 10 лет. Армянская элита не гомогенна, и несмотря на то, что у власти сегодня находится второй президент выходец из Карабаха, я бы не стал утверждать, что его т.н. привязка к земле автоматически блокирует в его сознании любые действия, связанные с Карабахским конфликтом. Иными словами, давить на политическую элиту Армении можно и даже нужно. В принципе они должны найти в себе силы, чтобы согласиться с теми предложениями, которые им делают. Согласится ли население Армении, это вопрос неоднозначный.
Я согласен, что в случае принятия решения о возвращении оккупированных территорий в Армении могут проснуться националистические силы, которые захотят взять реванш, чтобы выйти из этого процесса, сменив власть в Армении, и несколько развернув внешнеполитический вектор Армении, пойдя по пути большей изоляции. Такие силы в Армении есть, это тоже хорошо известно.
С другой стороны, Армения интегрирована в мир и зависит не только от диаспоры. Учитывая, что развитие страны как таковой зависит все-таки от нормальных добрососедских отношений с соседями, то данный фактор не учитывать тоже нельзя. И я знаю, что в Армении есть такие силы, которые отдают себе отчет в этом. Самое главное, насколько Карабахский вопрос может быть камнем преткновения для внешней политики Армении как таковой.
На мой взгляд, Армения могла бы поступиться Карабахом ради того, чтобы открылся новый горизонт, ради своего будущего. В какой-то степени это произошло с Сербией, когда стал ребром вопрос о Косове: жить своим прошлым и стремиться удержать эту территорию, которая давно уже в конфессиональном смысле утеряна, либо смириться с этим и пойти по пути интеграции с Европой.
В принципе такой же выбор стоит перед Арменией.
Является ли Карабах их исконной землей, так ли это на самом деле? Правда это или нет - не важно. Это их национальный миф и если они откажутся от этого мифа в пользу реальности, тогда они смогут выйти на новый уровень развития.
Если в отношениях с Азербайджаном и в отношениях с Турцией они будут цепляться за этот миф, он как якорь будет тянуть их в прошлое.
Если найдутся силы, которые будут способны перешагнуть через свое прошлое навстречу будущему, Армения согласится с теми вариантами, которые были предложены по урегулированию конфликта. Это вопрос не только политического развития, но это вопрос воли тех людей, которые находятся у власти и прежде всего их личной силы.
И здесь все же есть сомнения в том, решится ли президент Армении и его окружение на то, чтобы сделать такой шаг. И вновь может сложиться ситуация замкнутого круга.
Если вспомнить похожие разговоры, которые велись экспертами после подписания армяно-турецких протоколов, то мы увидим, что и тогда многие эксперты отмечали, что, наконец, Армения нашла в себе силы выбрать новый путь, который позволит урегулировать отношения с Турцией и изменить отношения с Азербайджаном. Но в итоге ничего подобного не произошло.
Сегодня то же самое может произойти на в Нагорно-Карабахском вопросе. Повлиять на подобный выбор Армении достаточно трудно… ни экономическими, ни политическими методами такие вопросы не решатся. Это вопрос внутреннего развития этой нации, этой страны.
- Насколько вероятно возобновление боевых действий в Нагорном Карабахе?
- Дело в том, что есть моральное и юридическое основание для того, чтобы Азербайджан осуществил военную операцию на своих оккупированных территориях.
И, как неоднократно говорили военные специалисты, если эта операция будет осуществлена в короткие сроки, не выходя за пределы нескольких суток, то Баку не получит никакой реакции со стороны международного сообщества. Кроме заявлений с требованием прекратить военные действия, никакой жесткой реакции не будет.
В случае, если война станет затяжной, то это все-таки будет иметь неприятные последствия для Азербайджана.
В итоге речь не будет идти о том, что можно вернуться к тем же самым вопросам, которые стояли до начала боевых действий, а именно Мадридским принципам, еще каким-то вещам, которые обсуждались по нормализации отношений между Азербайджаном и Арменией. Война эту тему перечеркнет и придется начинать эту страницу заново.
Здесь есть очень много опасностей, и для того, чтобы провести такую войсковую операцию с позитивным результатом, нужен многократный перевес и по качеству силы, и по технике, не просто в два-три раза, а многократный перевес.
Есть еще один аспект, связанный с возобновлением военных действий, - это провокации со стороны Армении, потому что, если Армения будет ощущать продвижение к началу результативных процессов, переходящих в практическую плоскость, то часть армейских кругов, настроенных на то, чтобы удержать оккупированные территории, будет способна провести провокацию, на которую может ответить Азербайджан.
Эльшан Рустамов