Агия Нахчиванлы: «О каком преподавании может идти речь, если студенты сейчас знают больше своих педагогов?»
Интервью 1news.az с ректором Института учителей Азербайджана, доктором политических наук, профессором Агией Нахчиванлы.
- Агия ханум, как вы оцениваете то, что в высших учебных заведениях страны будет действовать новый механизм финансирования? Каковы ваши ожидания?
- Как вы знаете, 17 июня этого года при участии председателя комиссия по образованию при Президенте, руководителя Администрации Президента Азербайджана Рамиза Мехтива состоялось заседание, посвященное новому механизму финансирования в высших учебных заведениях страны.
На этом заседании выступили ректора вузов, которые заявили о своей солидарности по претворению новой системы в жизнь.
Я лично уверена, что все эти изменения принесут ВУЗам только позитивные изменения не только в самой системе образования, но и во многих других вопросах.
Новая система создаст ВУЗам благоприятные условия для получения финансовой независимости, то есть позволит им самостоятельно распоряжаться своими средствами, что сегодня практически невозможно.
Дело в том, что ВУЗы сегодня финансируются со стороны Министерства образования и даже, несмотря на то, что в моем институте обучаются студенты и на платной основе, я не могу использовать в полной мере поступившие от средства на нужды института. В связи с этим я считаю, что решение по переходу на новую систему было принято своевременно. И меня радует не только это, но и то, что ВУЗы будут больше работать над собой, повысится конкуренция между ними. Теперь все будет зависеть от выбора студентов, получивших поддержку от государства. Конечно, талантливые молодые люди выберут лучшие ВУЗы, а те, кто не будет отвечать всем стандартам останутся не у дел.
- Получается, что независимость получат не только ВУЗы, которые смогут по своему усмотрению пользоваться своими финансовыми ресурсами, но и студенты – в плане выбора университета…
- Новая система создаст благоприятные возможности как для студентов, так и для ВУЗов, но последним для получения этой самой независимости нужно будет стать лучшими. Негативные факторы, которые существуют сегодня в вузах и о которых часто говорят, постепенно сойдут на нет. Здравомыслящий студент выберет тот ВУЗ, в котором нет этих самых факторов, разве это плохо? И помимо этого, каждый ВУЗбудет хозяином своих средств, он будет знать, куда и как их использовать, на какие нужды.
Мне бы хотелось отметить важный момент. В республике насчитывается порядка 10 ВУЗов, которые готовят преподавателей младших классов или воспитателей для дошкольных учреждений. Но нам сегодня это не нужно. 70% педагогов младших классов не могут трудоустроиться. Возьмем в пример наш институт, который готовит преподавателей младших классов. Институтов такого профиля должно быть не более 2-3-х.
- С опытом, каких передовых стран в этом вопросе вы знакомы?
- Не так давно делегация, в состав которой вошли ректора и министры страны побывали в Санкт-Петербурге, Турции, Франции и ознакомились с их опытом внедрения механизма финансирования. Мое внимание во Франции привлекло не только это, но и их отношение к педагогам, которые считаются у них госслужащими и обладают всеми привилегиями. Когда я поинтересовалась, проверяют ли они уровень знаний педагогов, они реально удивлялись вопросу. Педагог, прежде чем, стать таковым проходит огромное количество инстанций и проверять его после этого нет нужды, это даже считается оскорбительным. Мне кажется, что в нашей стране педагог тоже когда-то будет иметь такой статус.
- Ваши коллеги не раз высказывались относительно того, что необходимо начать подготавливать высококвалифицированных специалистов в соответствии со стратегией развития страны. Что вы думаете по этому поводу?
- Я считаю, что назрело время обновления кадров. Я по своему ВУЗу чувствую, что даже если специалист обладает большим опытом работы, но его знания не отвечают сегодняшним требованиям, то какой смысл держать такого человека на работе?
Сейчас в стране действует Болонская система и многие педагоги преклонного и пенсионного возраста не разбираются в инновациях, не могут пользоваться интернетом. О каком преподавании может идти речь, если студенты сейчас знают больше своих педагогов? Но с другой стороны мы сейчас не можем просто взять и избавиться от этих педагогов. Надо определить для них какой-то статус, выделить высокую пенсию и тогда многие сами уйдут на отдых. Государство должно продумать механизм, как можно отправить этих людей на заслуженный отдых.
В нашем институте за последние 4 года произошли заметные изменения в этом плане. Мы приняли 100 педагогов в возрасте от 25-до 35 лет. Нам пришлось попрощаться с более взрослыми кадрами, конечно, это было болезненно, но мы не видели другого выхода.
Сегодня есть нужда в управленцах. Мы работаем с директорами школ, которые являются педагогами с большим опытом работы, но не имеющие организаторских и управленческих способностей. Это большой минус.
- Уровень азербайджанских педагогов вас устраивает?
- Конкурс «Лучший учитель», который ежегодно проводится в стране выявляет много талантливых педагогов. Каждый год в День учителя награждаются победители конкурса. Немало хороших педагогов и в глубинках.
Но, к сожалению, педагог получает звание лучшего, но потом никуда не поднимается, у нас отсутствует такой механизм.
- А что вы думаете о наших студентах?
- В стране неправильно поставлен механизм выпуска студентов. Почему мы думаем, что если студент поступил в ВУЗ, то он обязательно должен закончить его и получить диплом? Во всех развитых странах, если ВУЗ оканчивают 60% студентов, то это уже большое дело. В нашем ВУЗе этот момент жестко контролируется в последние годы. В этом году по госэкзамену срезалось немалое количество студентов. Они будут вынуждены продолжить свое бучения и пересдать экзамен.
Другим важным моментом является то, что все выпускники школ пытаются попасть в ВУЗ. А ведь в стране немало ССУЗов, училищ, ПТУ. Не обязательно же всем иметь высшее образование. Нужно повысить баллы, чтобы в ВУЗы поступали только самые талантливые.
- Председатель Комиссии по вопросам государственной службы при Президенте недавно высказался насчет того, что экзамены на госслужбу проходят не более 25-30% кандидатов, из которых большинство составляют выпускники, получившие обучения в последние годы…
- Никто не отрицает, что наряду с талантливыми ребятами, коих в стране немало, есть и те, кто не является таковым. По количеству золотых медалистов, тех, кто обучается в ведущих зарубежных ВУЗах можно утверждать, что у нас молодежь не глупая.
Что касается того, что многие молодые люди не проходят экзамены, то мне кажется, что при приеме на госслужбу не должны присутствовать тесты.
Нужно проводить только собеседование. Тесты не могут полностью выявить способности человека.
- Вы вначале отметили, что в вашем ВУЗе произошли изменения. О каких новшествах идет речь?
- Институт учителей до последнего времени считался негативным ВУЗом. Сюда направлялись в основном проштрафившиеся педагоги. Кроме того, у нас были всего две специальности, по которым мы готовили специалистов – это воспитатель детского сада и педагог младших классов. Благодаря указу Президента и той помощи, которая была нам оказана, была полностью пересмотрена система работы нашего ВУЗа. Сейчас мы готовим педагогов по пяти специальностям, в основном это парные специальности, такие как, например, психология-педагогика, математика-информатика и другие.
Также действует магистратура и аспирантура. Нами была проведена колоссальная работа за последние годы. Сейчас я могу сказать, что наш институт успешно развивается, также как все остальные ВУЗы страны.
Р. Ашрафли