Ровшан Ибрагимов: «Визит Клинтон в Баку - восстановление статус-кво или новые тенденции?»
4 июля 2010 года с Баку с официальным визитом в ходе турне по странам Южного Кавказа прибыла государственный секретарь США Хиллари Клинтон.
Несмотря на то, что Клинтон посетила все три страны географического региона, основной целью «Кавказского» маршрута, вне всякого сомнения, являлся Азербайджан.
Стоит отметить, что начало 2010 года ознаменовалось некоторым разочарованием со стороны Азербайджана по отношению к США и ее внешнеполитическому курсу, направленному на регион.
Пожалуй, впервые с периода обретения независимости в Азербайджане столь открыто критиковали США. Дело дошло до того, что некоторые буйные головы предлагали пересмотреть нефтяные соглашения с американскими компаниями. Азербайджан также пригрозил США пересмотром стратегического сотрудничества с этой страной.
Любопытно, что разногласия между двумя странами совпали с началом президентского периода демократа Барака Обамы.
Некоторые эксперты оценивают данное обстоятельство как реакцию на волевой отказ президента Алиева посетить Стамбул в то самое время, когда там с визитом находился президент Обама. Президент Азербайджана не изменил своего решения и после звонка госсекретаря Клинтон. Позиция президента Алиева была связана с развитием отношений между Турцией и Арменией, целью которых являлось последующее открытие границ между двумя государствами. Требование Азербайджана на тот момент заключалось в том, чтобы данное развитие отношений шло параллельно с разрешением Карабахского конфликта.
Именно по причине оккупации Кельбаджарского района в марте 1993 года, Турция в соответствии с принятыми Советом Безопасности ООН резолюциями, в одностороннем порядке закрыла границы с Арменией. Спустя 15 лет ситуация с оккупированными территориями не изменилась, однако стала меняться позиция Турции.
Другим знаковым событием в отношениях между двумя странами стало то, что в Азербайджан уже порядка полутора лет как не назначен новый посол США. И несмотря на то, что США также не назначило своих представителей и в ряд других стран и организаций, данное обстоятельство также негативно отражалось на отношениях между двумя странами.
Недовольство Азербайджана не было ограничено лишь с вышесказанными причинами. Официальный Баку также недоволен позицией и деятельностью США по Нагорному Карабаху, в качестве сопредседателя Минской группы ОБСЕ. Стоит отметить, что в начале 2010 года Конгресс США в очередной раз принял решение о выделении помощи сепаратистскому режиму в Карабахе в размере 10 миллионов долларов. Азербайджан, считает любого рода прямые отношения с сепаратистами неприемлемыми и настаивает на том, чтобы любые контакты происходили исключительно с согласия Баку.
После негативной реакции Азербайджана в Баку потянулся ряд высокопоставленных государственных чиновников, целью которых было восстановление отношений на прежнем уровне. Об этом говорилось и в письме президента Обамы, переданном им посредством министра обороны США Роберта Гейтса президенту Алиеву, посетившим Баку за месяц до Клинтон.
Рассматривая отношения между США и Азербайджаном, в ракурсе визитов государственных секретарей этой страны в Баку, можно рассмотреть в них некоторую судьбоносность, как событий влияющих на отношения этих стран.
Скажем, после признания независимости Азербайджана со стороны США 25 декабря 1991 года. 12 февраля 1991 года незадолго до создания дипломатических отношений между двумя странами 28 февраля 1992 года, с кратким официальным визитом в Баку прибыл госсекретарь Джеймс Бейкер. В ходе визита Бейкер заявил, что США еще не определили свои приоритеты по отношению к региону, и что Южный Кавказ находится вне сферы интересов этой страны.
Если даже предположить, что госсекретарь лукавил по поводу национальных интересов в регионе, реальность показывает, что именно отсутствие четких приоритетов США в регионе, позволило представителям армянского лобби в Конгрессе США, 24 октября 1992 года утвердить 907 поправку к Акту в поддержку свободы, которая запретила оказание правительственной помощи США Азербайджану из-за санкций по отношению к Армении (фактически жертву агрессии обвинили в агрессии – ред.).
Принятие санкций стало явным примером отсутствия четкого курса у США по отношению к странам Южного Кавказа, благодаря чему, лоббирующие круги добились парадоксального решения, полной отмены которого не удалось добиться до сих пор.
Другим абсурдным законодательным актом, ограничивающим отношения между двумя странами, является, поправка Джексона-Веника, которая была принята со стороны Конгресса США в дополнение к Акту о торговле в 1974 году. Данная поправка запрещала введение самого выгодного торгового режима по отношению к СССР, ограничивавшего право на эмиграцию своих граждан еврейского происхождения. Несмотря на то, что ограничения были отменены еще в конце 80-ых годов, данная поправка все еще имеет юридическую силу по отношению к Азербайджану.
Ситуация стала «балансироваться» лишь после привлечения крупных американских нефтяных компаний к участию в «Контракте Века». В лице данных компаний Азербайджан получил поддержку на уровне правительства США. Армянское лобби в законодательном органе США, получило противовес в лице нефтяных компаний, имеющих коммерческие интересы в Азербайджане, которые стали лоббировать эти интересы и на уровне исполнительного органа США.
Следом, 19 ноября 1999 года на Стамбульском саммите ОБСЕ была получена и политическая поддержка со стороны самого правительства США. В этот день, президенты Азербайджана, Турции, Грузии, Казахстана и Туркменистана, при участии президента Билла Клинтона, подписали Декларацию о поддержке строительства трубопровода Баку-Тбилиси-Джейхан. Именно благодаря политической поддержке Америки, реализация проекта нефтепровода стала возможной.
В 2001 году отношения между двумя странами вышли на качественно новый уровень. После трагических событий 11 сентября, США совместно со своими союзниками по НАТО, начали полномасштабную операцию по борьбе с международным терроризмом в Афганистане. Вследствие чего, НАТО нуждалась в инфраструктуре ряда государств на Евразийском пространстве, в том числе и Азербайджана, с целью переброски в район конфликта своих вооруженных сил, необходимого оборудования и инвентаря.
Азербайджан с первых дней поддержал военную операцию и открыл свое воздушное пространство и аэродромы для использования со стороны США и их союзников. В ответ, 25 октября Конгресс США одобрил законопроект о предоставлении президенту США полномочий о приостановлении действия 907-й поправки. С тех пор ежегодно в январе президенты США приостанавливают действие данной поправки сроком на один год, благодаря чему Азербайджан получил возможность получать государственную помощь от США.
В свете развития отношений между США и Азербайджаном и недовольства последнего можно в целом охарактеризовать визит Клинтон, как попытку восстановить доброжелательную атмосферу между двумя странами. Стоит отметить, что отношения между странами в целом формируют такие направления, как сотрудничество в энергетической сфере, а также региональной безопасности. При этом Азербайджан всецело поддерживал США, и теперь, ожидает такого же отношения к себе и от США. В США понимают, что Азербайджан является стратегически важным партнером. Эта страна одна из немногих мусульманских стран, которые поддержали коалицию по борьбе с терроризмом и даже отослали своих миротворцев в Ирак и Афганистан. Кроме того, Азербайджан является важным промежуточным пунктом для стабильного снабжения войск в Афганистане.
После ликвидации транспортного пути на Пакистано-Афганской границе, а также в свете сложившейся нестабильной обстановки в Кыргызстане, значимость Азербайджана вновь возросла. Стоит отметить, что госсекретарь США Клинтон, своим визитом в Баку, имела цель сгладить острые углы, возникшие в последнее время. Клинтон не затрагивала традиционные для Америки, вопросы по правам человека и демократии. Кроме того, было заметно, что позиция Клинтон, в Карабахском вопросе, столь щепетильного для Азербайджана, являлась более осторожной. В данном случае, госсекретарь США ограничилась лишь высказыванием, что США поддержит любое соглашение, к которому удастся придти Азербайджану и Армении по этому вопросу.
Если подытожить итоги визита госсекретаря Клинтона в Баку, то можно определенно сказать, что США были обеспокоены возможной потерей своего союзника в столь стратегическом и стремительно меняющемся регионе.
Можно сказать, что позиция США, в данном вопросе основывалась на стремлении восстановить отношения с Азербайджаном на прежнем уровне, при этом, не концентрируя свое внимание на традиционных требованиях, которые обычно выдвигаются со стороны США.
Возможно, контакты на высшем уровне между представителями двух стран будут продолжаться и в будущем. При этом стоит ожидать тенденцию, при которой США будут более внимательно относиться к интересам и пожеланиям Азербайджана. И даже если Азербайджан сегодня не в состоянии стать катализатором региональной политики США, надо отметить, что эта страна как минимум добилась того, что при определении своего внешнеполитического курса по отношению к региону Южного Кавказа, США считаются с интересами Азербайджана.
А такая позиция многого стоит.
Др. Ровшан Ибрагимов
Заведующий Кафедрой Международных Отношений
Университет «Гафгаз»