Бакинские армяне: чужие среди своих, чужие среди чужих
«Свой среди чужих, чужой среди своих» — кинофильм режиссёра Никиты Михалкова, снятый по повести Э. Я. Володарского и Н. С. Михалкова «Красное золото».
Название данной кинокартины (сама картина к бакинским армянам отношения не имеет - ред.) отражает те проблемы, с которыми столкнулись бакинские армяне, живущие в различных странах мира, в том числе и странах Западной Европы, где они обитают зачастую «на птичьих правах», в страхе того, что их в любой момент могут депортировать из страны, в которой они, чужие, так и не стали своими.
Их нередко депортируют, но они ищут все новые пути возвращения в эти страны. Они готовы жить в статусе гонимых людей, лишь бы не переезжать в Армению. Они безостановочно ищут для себя новую Родину, будучи готовыми жить в любой из стран мира, кроме Армении, даже в статусе нелегала. А ведь, у бакинских армян было место постоянного проживания, которого они лишились по вине мирового армянства, которое и стояло во главе кампании по предъявлению территориальных претензий к Азербайджану.
Но, они не только не воспротивившись этим планам, а зачастую потворствуя им, сделали свой выбор. И самое циничное в данном случае это то, что старт антиазербайджанской деятельности мирового армянства было дан еще в тот период, когда армяне мирно, счастливо и богато жили в Баку.
Это большой друг баронессы Кокс , один из идеологов армянской национал- шизофрении Зорий Балаян еще в 1984 году, в Ереване родил «труд» под названием «Очаг», в котором есть откровенно провокационные, антиазербайджанские заявления.
К примеру, «исторической Арменией», согласно умозаключению З.Балаяна, являются Нахичевань, Баку, Нагорный Карабах, Гюлистан, Дашкесан, Ханлар, Грузия и даже Средняя Азия. Более того, в своей книге З.Балаян сделал заявление, которое вполне годится для озвучивания в «Камеди клаб», но никак не подходит для серьезного анализа. Согласно ему, Араз - это «древняя армянская река» и эта река «говорит на армянском языке».
Нет, я конечно понимаю, что ради успеха концессии, армяне могут и свиней заставить хрюкать по-армянски, но какое все это имеет отношение к истории? А ведь, «Очаг», согласно З.Балаяну, представляет «не только художественно-познавательный, но и историографический интерес». Но даже не это самое главное. Куда примечательнее то, что для азербайджанцев у З. Балаяна не находится иных определений, кроме как «варвары», «вандалы», «дикари», «дикие кочевники» и «детоубийцы».
И это в тот период, когда в Баку проживало огромное количество армян. Увы, но никто в рядах армянской интеллигенции города Баку не осудил «Очаг», не заявил о его лженаучности, безосновательности и лживости представленных в нем «доводов», не возмутился тем, как оскорбительно отзывался З.Балаян о народе, который приютил армян, на территории которого они жили, и жили очень неплохо.
Более того, в год появления на свет «Очага», в Баку армянский террорист Вартанов взорвал автобус, следовавший по маршруту № 106, в результате чего погибла 1 женщина, 3 человека было ранено. Но и это еще не все.
Бакинские армяне ежемесячно перечисляли финансовые средства в «Фонд Карабаха». Это были те самые деньги, которые они зарабатывали в Азербайджане, и которые были использованы против Азербайджана. Кроме того, одним из организаторов и активнейших участников сумгайытских событий, которые мировое армянство, при поддержке высшего руководства СССР, устроило с целью презентации азербайджанцев в облике тех самых «дикарей», «вандалов», «варваров», о которых писал в «Очаге» З.Балаян, был Эдуард Григорян, армянин по национальности, родившийся в Сумгайыте в 1959 году. То есть, события в Сумгайыте являются закономерным продолжением работы мирового армянства по дискредитации Азербайджана и азербайджанцев, с целью подготовки мирового общественного мнения к предъявлению «многострадальной Арменией» территориальных притязаний на исконно азербайджанский Нагорный Карабах.
И участие в реализации данного плана принимал житель Азербайджана армянской национальности Э.Григорян.
Резюме - многие армяне, проживавшие в Баку и Сумгайыте, не только никак не препятствовали реализации территориальных претензий планов мирового армянства по дискредитации Азербайджана, окончательной целью которых было предъявление территориальных претензий на Нагорный Карабах, но и активно участвовали в осуществлении этой провокации. Что они получили в итоге? Многие из них не переехали в Армению, резонно опасаясь оказаться чужими среди своих, но и своими среди чужих, оказавшись в третьих странах, они также не стали.
Насколько это равноценная замена той, бакинской жизни, которой они лишили себя сами, предав Азербайджан преступным молчанием или непосредственным участием в момент реализации планов мирового армянства?
Ответ на этот вопрос могут дать только сами бакинские армяне, столь зачастую, с запоздалыми слезами и раскаянием вспоминающие о том, как хорошо им жилось в столице Азербайджана.
Акпер Гасанов