В ожидании Nabucco, или Похоже «дело труба»
Проект «Набукко» имеет давнюю историю, ведущую свое начало со времен президента Джорджа Буша – старшего, стоявшего во главе США около 20-ти лет тому назад.
Но по-настоящему серьезная подготовительная работа по данному проекту началась лишь в 2002 году, когда будущие партнеры по проекту (OMV, BOTAS, BulgarGaz, MOL, TransGaz) начали ведение переговоров.
И тем не менее, до недавних пор, да, пожалуй, и сейчас, проект этот носит больше виртуальный характер и больше походит на желание стран предоставить свою территорию под прохождение маршрута транспортировки газа, альтернативного российскому.
Акционерами проекта «Набукко» являются 6 компаний - австрийская OMV, венгерская MOL, турецкая BOTAS, болгарская Bulgargaz и румынская Transgaz, а также немецкая RWE.
Как видим, «ахиллесовой пятой» проекта по-прежнему остается отсутствие среди акционеров компании, обладающей необходимой ресурсной базой углеводородного сырья. Существуют только предварительные договоренности и разного рода меморандумы.
Единственной страной, выразившей готовность дать газ в газопровод «Набукко», является Азербайджан. Но его возможности ограничены 8-10 млрд кубометров в год. Акционеры «Набукко» говорят об обещании Иракского Курдистана дать до 10 млрд. кубометров газа, но, во-первых, этот газ будет попутный нефтяной, который еще предстоит посредством газокомпрессорных станций доставить до точки назначения.
Во-вторых, непонятно, насколько этот вопрос проработан с нефтедобывающими компаниями, работающими в Курдистане. Ведь сепарирование и сжатие попутного нефтяного газа, характеризующегося низким давлением, задача не из дешевых.
В-третьих, такого политического образования, как Курдистан нет на политической карте мира. Есть государство Ирак, в который входит Курдистан. По этому поводу уже был протест со стороны министра нефти и внешнеполитических кругов Ирака. Так что это направление может оказаться достаточно конфликтным.
Надежда на туркменский газ до сих пор не оправдала себя. Несмотря на то, что Ашгабат начал давать нефть в нефтепровод Баку – Тбилиси – Джейхан в объемах 40 тыс. баррелей в день, противоречие по прохождению серединой линии на Каспийском море, разделяющей границы Азербайджана и Туркменистана, остается неразрешенными. Тем более, по последним заявлениям туркменской стороны, она намерена решать этот вопрос в международном суде.
Неопределенность статуса Каспия, категорическая позиция Ирана и России торпедируют прокладку Транскаспийского газопровода, проходящего по дну моря и соединяющего два берега – туркменский с азербайджанским. Кроме того, Туркменистан является сторонником наличия согласованных правовых основ при прокладке магистральных газопроводов, проходящих по территории многих государств, чего у «Набукко» пока нет.
Таким образом, мы приходим к тому, что газопровод «Набукко», начало строительства которого намечается на 2011 год, будет осуществляться без единого долгосрочного контракта на поставку газа.
Итак, в настоящее время «Набукко» при своей запланированной мощности 33 млрд. кубометров в год имеет предварительную договоренность с Азербайджаном, который обещает поставить 8-10 млрд. кубометров газа в год, и «непонятное» обещание Курдистана о поставке в «Набукко» 8 млрд. кубометров газа в год. Даже при благоприятном стечении обстоятельств газопровод может быть заполнен только наполовину. Откуда будет поставляться вторая половина газа, непонятно.
Но еще один сильный удар «Набукко» нанес отказ OMV, которая отказалась быть оператором проекта, она собирается, как и каждый акционер, покупать и продавать газ, транспортирующийся по этому газопроводу. Отсутствие единого оператора, помимо многих вопросов, делает консорциум трудноуправляемым с точки зрения проведения единой организационной, юридической, закупочной и тарифной политики. Существует опасность, что если не появится новый оператор проекта, консорциум станет практически неуправляемым.
Тем не менее, не без помощи председателя Еврокомиссии Жозе Мануэля Баррозу консорциум «Набукко» сумел получить поручительное письмо 3 финансовых институтов – это Европейский банк реконструкции и развития (EBRD) – до 2 млрд. евро, Европейский инвестиционный банк (EIK) - 1,2 млрд. евро и Международная финансовая корпорация (IFC) – 800 млн. евро. Общая сумма синдикации доходит до 4,5 млрд. евро. Указанные поручительства являются сильным ходом демонстрации европейской поддержки проекту «Набукко». Но одновременно эти финансовые структуры будут требовать оценки экологических и социальных рисков, надежности поставщиков и гарантий поставок. Это будет первым шагом на пути к созданию технико-экономического обоснования проекта. Пока он оценивается в 7,9 млрд. евро.
Строить газопровод «Набукко» собираются в два этапа. Первый этап строительства включает 2 тыс. км от турецкой границы до австрийского города Баумгартен. Второй этап, планируемый на 2014-2015 г., предполагает построить две ветки: до границы Турции с Грузией, и вторую - до границы с Ираном. Как видно, маршрут газопровода проходит через конфликтные зоны, что увеличивает риски.
Одним словом, при всей привлекательности «Набукко» в качестве политического инструмента, чисто экономических проблем, связанных с ним, отнюдь не так мало.
А для успешности проекта, как известно, во главе него должна стоять экономическая составляющая, но ни в коем случае не политическая (которая тоже может иметь место), или почетная должность «обеспечителя» энергобезопасности Европы.
Чингиз Велиев