Армения не сможет напрямую вмешаться в случае возобновления военных действий на Карабахском фронте | 1news.az | Новости
Точка зрения

Армения не сможет напрямую вмешаться в случае возобновления военных действий на Карабахском фронте

16:36 - 10 / 11 / 2010
Армения не сможет напрямую вмешаться в случае возобновления военных действий на Карабахском фронте

Армянское экспертное сообщество, ранее не очень серьезно воспринимавшее военно-политическое усиление Азербайджана как фактор влияния на переговорный процесс по разрешению Карабахского конфликта, ныне спохватилось и стало моделировать различные сценарии развития ситуации в случае возобновления военных действий на Карабахском фронте.

В частности армянский эксперт Сергей Минасян в материале «Механизм поддержания мира в Карабахском конфликте: Теория сдерживания в условиях ассиметричной гонки вооружений», пытается найти схему, по которой Армения сможет сдержать военно-политическое давление Азербайджана. 

С этой целью Минасян выдвигает «теорию сдерживания», согласно которой, по его мнению, в последние годы Армения при помощи стратегического союзника России, сдерживает стремление Азербайджана решить Карабахский конфликт военным путем.

Армянский эксперт поставил целью, как он пишет «изучить возможность сохранения долговременного мира в зоне карабахского конфликта в условиях, когда одна из конфликтующих сторон (Азербайджан) надеется на перевооружение своей армии и военный реванш в подходящее время с учетом своих финансовых средств от продажи энергоресурсов, а противостоящие ей стороны (Армения и Нагорный Карабах) – готовы к продолжению перманентной ассиметричной гонки вооружений в ситуации неурегулированного конфликта».

По словам Минасяна целью Армении согласно его «теории сдерживания», должно быть обладание способностью нанести ракетные удары по «наиболее чувствительным объектам противника»: крупным населенным пунктам, столице и ключевым промышленным предприятиям, нефтегазовой и транзитной инфраструктуре. При этом он большие надежды возлагает на географические преимущества Нагорного Карабаха, переброску туда из Армении ракетных комплексов и использование их против Азербайджана.

«Очевидно также, что в случае возобновления боевых действий и уничтожения многих объектов азербайджанской нефтепромышленной инфраструктуры, впоследствии на многие годы иностранные компании вряд ли решатся на их восстановление и дальнейшее инвестирование миллиардных энергетических проектов в Азербайджане», - считает армянский эксперт.

«В тоже время надо отметить, что боевые возможности армянских ВВС не позволяют осуществлять эффективных ракетно-бомбовых ударов в глубине азербайджанской территории», - высказывает свою обеспокоенность Минасян. Он понимает, что ракетные обстрелы со стороны карабахских сепаратистов могут и не достичь своих целей на азербайджанской территории. В современной войне использование ракетных и залповых систем огня эффективно если подкрепляется поддержкой со стороны авиации и наступлением бронетехники, чего себе не могут позволить карабахские армяне. К тому же именно географические особенности и рельеф Нагорного Карабаха не позволяет армянской стороне вести эффективные наступательные операции на равнине. Не секрет, что в период Первой Карабахской войны, свыше 70% людских потерь армяне понесли именно пытаясь вести бои с азербайджанской стороной на равнинной местности.

С.Минасян обоснованно высказывает обеспокоенность в связи с тем, что в отличие от Первой Карабахской войны, теперь у Азербайджана есть наступательная авиация и бомбардировщики, чего нет у карабахских армян и практически нет у Армении. В современной войне именно операции выполняемые авиацией позволяют затем развернуть сухопутным войскам наступления в сложных рельефных условиях.

«РСЗО 9А52 «Смерч» могут достичь наиболее крупных городов Армении с территории приграничных Гедабейского и частично Газахского районов Азербайджана. При этом, с учетом максимальной дальности стрельбы ракетами 9К55, для нанесения удара по важнейшим целям системы «Смерч» должны быть размещены в непосредственной близости от границ с Арменией, что может сделать их уязвимыми для контрбатарейного огня армянской артиллерии. Однако технически противодействовать ударам указанных РСЗО можно лишь до момента запуска ракет пусковыми установками. (Находящиеся на вооружении Азербайджана) израильские системы «Lynx» (с ракетами Extra), в целом имеют схожие показатели, что и РСЗО «Смерч», однако у них большая дальность и точность стрельбы. Высокая огневая мощь и мобильность, а также малое время для запуска ракет делают указанные типы РСЗО серьезным фактором при анализе силового потенциала азербайджанской армии», - пишет Минасян.

«Более эффективно использовать крупнокалиберные РСЗО (как впрочем и ракетные комплексы «Точка-У») Азербайджан может по пригородам армянской столицы и крупным городам в Араратской долине со стороны Нахичевана, однако тут уже вступают в силу политические ограничения или же, другими словами, возрастает политическая цена за эти действия, т.к. это легимитизирует ответный удар армянской армии по Нахичевану», - считает Минасян. По его мнению такое развитие ситуации «создает все условия для вступления в силу гарантий безопасности России и ОДКБ по оказанию непосредственной военной помощи Армении». Однако тут Минасян лукавит, поскольку «забывает» упомянуть, что попытки Армении вступить в войну с Азербайджаном изначально маловероятны, поскольку в тылу Армении находится Турция, которая неоднократно на высшем политическом и военном уровне заявляла, что никому не позволит совершить агрессию против своего стратегического партнера Азербайджана.

Эта и есть тот самые элемент сдерживания (о котором предпочел умолчать Минасян), не позволяющий Армении открыто вступить на стороне Нагорного Карабаха в случае возобновления военных действий. Поэтому разговоры о том, что Армения сможет открыто выступить на стороне карабахских сепаратистов и начать военные действия или осуществить бомбежку азербайджанских территорий не выдерживают никакой критики. В Армении очень рассчитывают на то, что в результате Азербайджан примет ответные меры и тогда официальный Ереван сможет обратиться за помощью к России и ОДКБ. Но именно Россия не заинтересована в прямом вовлечении в армяно-азербайджанский конфликт, а значит Армения, имеющая у себя в тылу стратегического партнера Азербайджана – Турцию, не сможет рискнуть, открыто вступить в войну.

У Минасяна есть еще аргумент, что мол Азербайджан не будет рисковать начинать войну и тем самым поставить под угрозу свою энерготранзитную привлекательность для ведущих держав и соседних стран. Однако опыт русско-грузинской войны 2008 года показал, что никто не мог бомбить нефтепровод Баку-Тбилиси-Джейхан, поскольку этот нефтепровод является международным проектом, в который вложен капитал иностранных компаний, представляющих интересы влиятельных западных держав. По большому счету нефтегазовые объекты и транзитная инфраструктура Азербайджана являются частью европейской системы обеспечения энергетической безопасности, на которую ни одна из стран не может покушаться. Тем более никто не позволит это делать живущей на западные дотации Армении и никем не признанным сепаратистам Нагорного Карабаха. То есть энергетические и транзитные мощности Азербайджана насколько представляют ценность для самого Азербайджана, настолько же и важны для ведущих держав. Тем более, что США расширяют использование азербайджанских транзитных мощностей как важной артерии, по которой осуществляется обеспечение группы коалиционных войск Афганистане. Фактически Азербайджан и его инфраструктура важны для ведущих стран и как элемент обеспечения энергетической безопасности Европы, так и надежный транспортный путь в Центральную Азию и Афганистан.

Поэтому мировые державы не меньше чем Азербайджан заинтересованы в разрешении Карабахского конфликта, наличие которого представляет серьезную угрозу не только региональной безопасности, но и мешает осуществлению ряда важных для Запада планов. Большую заинтересованность в разрешении конфликта высказывает и Россия, которая прилагает усилия для выработки конкретного плана доведения многолетних мирных переговоров между Азербайджаном и Арменией до логического конца. В этой связи есть серьезные ожидания от предстоящего в Астане саммита ОБСЕ, где могут быть приняты серьезные решения по реанимации переговорного процесса и скатывания конфликта к новому военному противостоянию. 

Ризван Гусейнов

Поделиться:
7848

Последние новости

Все новости

1news TV