Фархад Бадалбейли: «Мы заявляем о своей готовности к построению нормальных, соседских отношений с армянской стороной»
Интервью 1news.az с ректором Бакинской Музыкальной Академии имени Узеира Гаджибейли, представителем азербайджанской общины Нагорного Карабаха Фархадом Бадалбейли
- Каковы ваши ожидания от саммита ОБСЕ в плане урегулирования армяно-азербайджанского, Нагорно-Карабахского конфликта, который состоится в Астане?
- Я , откровенно говоря, несколько скептически отношусь к вероятности того, что на саммите ОБСЕ в Астане будет принято решение, которое приведет к мгновенному освобождению всех оккупированных Арменией территорий Азербайджана. Ведь зачастую на такого рода международных форумах принимаются документы и резолюции, содержащие весьма размытые и общие формулировки рекомендательного характера. Но в то же время есть определенные надежды на то, что по итогам работы астанинского саммита ОБСЕ будет принято решение о начале возвращения Арменией нескольких оккупированных районов Азербайджана вокруг Нагорного Карабаха.
Такого рода надежды появились у меня по причине того, что президент России Дмитрий Медведев после астраханской трехсторонней встречи президентов России, Азербайджана и Армении заявил о том, что Азербайджан и Армения к саммиту ОБСЕ могут выйти на согласованное решение по принципам урегулирования по Нагорному Карабаху. И начало деоккупации Арменией территорий Азербайджана вокруг Нагорного Карабаха вполне можно было бы считать стартом реального процесса по урегулированию армяно-азербайджанского, Нагорно-Карабахского конфликта.
- А как в этой связи вы прокомментируете то, что власти никем непризнанной так называемой «Нагорно-Карабахской Республики» решили переименовать город Агдам в Акна?
- Начнем с того, что в свое время нынешний президент Армении Серж Саргсян открыто заявлял о том, что Агдам – это не армянская земля. Стало быть, ныне мы видим то, что в попытке затянуть с началом процесса урегулирования армяно-азербайджанского, Нагорно-Карабахского конфликта армянская сторона готова откаться от своих прежних слов. Это – очередная разновидность побега в туалет замка Рамбуйе, который осуществил в свое время Роберт Кочарян в период своего президентства, когда не будучи в состоянии вести нормальный диалог, предпринял такого рода «дипломатический финт» в своем собственном понимании этого слова. Убежден, что когда начнется процесс возвращения оккупированных Арменией территорий Азербайджана, будут возвращены и истинные, исторические названия азербайджанским землям, которые ныне обзываются армянской стороной какими-то новыми названиями.
- Может ли, на ваш взгляд, Армения признать независимость так называемой «НКР» ?
- Безусловно, трудно заподозрить нынешнее руководство Армении в наличии в его действиях последовательности и рационализма, не говоря уже о стратегическом видении ситуации. Но даже учитывая данный фактор, не думаю, что Армения решится на признание независимости Нагорного Карабаха. Ведь, таким образом, коту под хвост идет вся многолетняя работа мирового армянства и официального Еревана, которые старались представить оккупацию азербайджанских земель, как борьбу «народа Нагорного Карабаха» за самоопределение. Если все же, по причине разовой смелости, не санкционированной мировыми державами, Армения решится на подобного рода шаг, то он приблизит операцию по восстановлению территориальной целостности Азербайджана военным путем. Наша страна, многократно демонстрируя свой конструктивизм и готовность к мирному решению армяно-азербайджанского, Нагорно-Карабахского конфликта, готова к любым иным вариантам развития событий. В конце концов, еще римский историк Корнелий Непот сказал: «Хочешь мира — готовься к войне». Мы, как и любой здравомыслящий народ, понимающий все страшные ее последствия, войны не хотим, но мы к ней готовы. А подталкивает к ней Армения, которая раз за разом игнорирует мировое право и резолюции международных организаций, призывающих ее вывести армянские войска из оккупированных территорий Азербайджана. И об этом имеет смысл напомнить мировым державам, которые пока не оказывают на агрессора, коим является Армения, серьезного давления.
- А если начнется процесс справедливого урегулирования армяно-азербайджанского конфликта, если начнется процесс возвращения оккупированных Арменией территорий Азербайджана, то сможет ли азербайджанская община Нагорного Карабаха жить по соседству с армянами?
- Азербайджанский народ миролюбив и способен дружить, мирно соседствовать. В отличие от Армении, два президента которой уже выступили с фашистскими тезисами о генетической несовместимости азербайджанцев и армян, в нашей стране никто и никогда не позволял себе такого рода античеловеческих рассуждений. И это несмотря на продолжающуюся почти два десятка лет оккупацию Арменией территорий Азербайджана, несмотря на геноцид мирного азербайджанского населения в Ходжалы. Вот и ныне мы заявляем о своей готовности к построению нормальных, соседских отношений с армянской стороной, после того как будут возвращены оккупированные Арменией территории нашей страны. Естественно, что на первом этапе нужна будет помощь миротворцев. Ибо азербайджанское население Нагорного Карабаха, естественно, вернется в свои дома безоружным, тогда как у армян Нагорного Карабаха есть и оружие, и своя армия, и своя полиция. Стало быть, необходимо будет, чтобы миротворцы защитили мирное азербайджанское население после его возвращения в Нагорный Карабах. А по прошествии времени, мне кажется, отношения между нашими народами имеют все шансы нормализоваться. Благо, история кишит примерами того, как ныне сотрудничают, добрососедствуют народы, имевшие в истории многолетние и кровопролитные конфликты между собой.
Акпер Гасанов