Возможные отголоски японской трагедии
События произошедшие на японской атомной электростанции (АЭС) Фукусима несомненно будут иметь последствие политического, социального и экономического характера, причем не только для стран Тихоокеанского региона.
Иначе, в современной глобальной мировой экономике быть и не может. Удар стихии был нанесен по третьей экономике мира, уступившей второе место Китаю, только по итогам 2010 года.
Землетрясение и последовавшее за ним цунами нанесли существенный ущерб энергетической отрасли Японии, и поставили под угрозу безопасность населения близ лежащих к АЭС территорий. Это не маловажный фактор в условиях густонаселенного островного государства.
Согласно международной классификации уровня тревоги аварии на АЭС Фукусиме уже присвоен 6 уровень опасности, тем самым превысив значение того, что было на американской АЭС Три-Майл-Айленд.
Напомним, что печальный рекорд в этой области удерживает авария на Чернобыльской АЭС 1986-го года, которой был присвоен 7 уровень опасности. Европейские страны в срочном порядке пересматривают стандарты систем безопасности АЭС, Швейцария и Германия временно замораживают ядерные проекты.
Россия проводит ревизию состояния систем безопасности действующих АЭС. Франция, в которой на долю атомной энергетики приходится 78%, от всей вырабатываемой электроэнергии в стране, пытается успокоить население.
В отдельных странах уже прошли стихийные митинги «зеленых». Пока только Россия, Китай, Индия и США твердо заявили о своем намерении и далее развивать атомную энергетику.
В настоящее время «мирный атом» является единственно дешевой альтернативой таким традиционным энергоресурсам, как нефть, газ и уголь. Пока доля атомной энергии в мировом топливно-энергетическом балансе не превышает 3%, хотя в некоторых государствах, она существенно выше.
Чтобы оценить масштабы аварии, достаточно сказать, что энергоблоками АЭС в Фукусиме вырабатывается почти столько же электроэнергии, что и двумя государствами Грузией и Азербайджана вместе взятыми.
Но особое беспокойство вызывают действующая Мецаморская АЭС в Армении и готовящая к пуску в эксплуатацию Бушерская АЭС в Иране. Наличие этих АЭС не только прямая угроза безопасности населению сопредельных государств, но и политической и социальной – экономической стабильности в них. Прямые угрозы связаны с тем, что обе они находятся в зоне высокой сейсмической активности. Известное Спитакское землетрясение в Армении и периодически случающиеся, подобные катаклизмы в Иране, лишний раз служат тому подтверждением.
Безопасность эксплуатации АЭС в Армении гарантирует Россия, а строительство бушерской, осуществляется под полным контролем МАГАТЕ. Но, как видим на примере Японии, никто не застрахован от ударов природной стихии. Вокруг эксплуатации Мецаморской АЭС вновь могут начаться протесты, подобные тем, что имели место в конце 80-х годов прошлого века, перед распадом СССР.
В то время депутаты от Армянской ССР в Верховном Совете СССР ставили вопрос о закрытии этой АЭС. Мотивировали они свое просьбу тем, что в те времена она наносила вред вкусовым качествам «армянских персиков и абрикосов», и угрожала «подрывом генофонда древней армянской нации».
Впоследствии, столкнувшись с жесткой блокадой со стороны Азербайджана уже в середине 90-х годов ХХ века, армяне сняли этот вопрос с повестки дня или отложили до лучших времен.
Возникший дефицит электроэнергии и ограничение его подачи населению никак не способствовал росту числа граждан республики, а наоборот, способствовал его оттоку за счет выезда за границу.
Чтобы предотвратить последнее и как-то оживить работу предприятий, власти Армении вынуждены были пойти на реконсервацию и запуск АЭС с помощью российских специалистов, но уже без излишнего шума.
К счастью, внештатные ситуации, подобные той, которая возникла в 1982 году при пробном запуске АЭС, не случилось. А ведь, по мнению специалистов, она была сродни той, что и на АЭС Фукусима, но взрыва водорода удалось избежать. Сама же конструкция Мецаморской АЭС считается устаревшей.
На сегодняшний день доля АЭС достигает 38% от общей выработки электроэнергии в Армении. Страна является экспортером электроэнергии в соседние страны, такие как Грузия и Иран. Объем экспорта не велик. К примеру, поставляемая в Иран электроэнергия не может серьезно повлиять на топливно-энергетический баланс этой страны. В ее отсутствие может только причинить временные неудобства этому Южному соседу.
С АЭС в Бушере дела обстоят не самым лучшим образом. Вокруг нее и атомной программы Ирана давно уже идут политические игры, ставки которых очень высоки, а последствие непонятны. Если во времена правления шаха Резы Пехлеви, строительство АЭС в Иране не вызывало нареканий Запада, то после исламской революции отношение к ним резко изменилось. Долгострою в Бушере насчитывается уже 30 лет. Начинали его немцы, а заканчивают россияне.
За это время оборудование, поставленное ранее на АЭС, устарело. Пришлось вносить изменения в проект. Хотя проблемам безопасности в эксплуатации АЭС уделено много внимания, следует заметить, что еще никому в мире не удавалось проверить устойчивость работы станции к разгулу подземной стихии.
Наличие АЭС и отказ Ирана от сворачивания своей ядерной программы, не могут служить фактором стабилизации, в ситуации, складывающейся в зоне Персидского залива. Думается, что виток противостояния и противоречий в данном вопросе, лишь усугубит положение вещей.
Последние события в Ливии, указывают на то, что их ход отклоняется от задуманного ранее сценария.
Не стоит лишний раз упоминать о том, какое негативное влияние может оказать на Азербайджан дестабилизация общественного спокойствия в соседнем Иране.
Следует заметить, что санкции введенные ООН и предпринятые отдельными странами Запада против Ирана, не распространялись на нефтяные поставки. Япония была одним из тех государств, которая самостоятельно пошла на сокращение импорта нефти из этой страны.
На 2011 год он должен составить 500 тыс. баррелей в сутки согласно долгосрочным контрактам и формуле цены. Остановленные мощности японских нефтеперерабатывающих заводов составляют 1,2 млн баррелей в сутки.
Как и в какую сторону изменится топливно-энергетический баланс Японии, пока не известно. Но руководству Ирана придется серьезно задуматься, причем в условиях, когда будет наблюдаться сезонный фактор, влияющий на снижение цен на нефть.
Велиев Чингиз