Михаил Гусман: «Никто и никогда не признает Нагорный Карабах как государство»
Интервью московского бюро АПА с заместителем генерального директора ИТАР-ТАСС Михаилом Гусманом.
- Михаил Соломонович, хочу начать с вопроса о Баку! Вы все время поддерживаете связи с этим городом, с городом, где Вы родились. Как бакинец бакинцу скажите, пожалуйста, как Вы относитесь к реконструкции сегодняшнего Баку, в частности, квартала, где Вы жили? Изменение облика города для Вас – хорошая или плохая тенденция?
- Вы знаете, это хороший вопрос, потому что для человека, больше полжизни, молодости, юности которого прошли в Баку, я отношусь заинтересованно и даже ревниво к тому, как преображается мой город. И, конечно, город хорошеет день ото дня, он становится не просто красивым, но и одним из самых красивых городов мира. А я, может это нескромно, имею возможность сравнивать. Например, проспект Нефтяников является одной из самых красивых и ярких мировых набережных. Очень красива архитектура современных зданий. Еще не закончен, но, по-моему, будет одним из великих архитектурных решений, будущий художественно-культурный комплекс, который находится в начале Московского проспекта (проспект Гейдара Алиева - ред.). Уже сейчас видно, какое это будет уникальное здание, и таких примеров можно приводить много. Сам я всю свою бакинскую жизнь прожил на улице, которая когда-то называлась Азиатской. …Что касается непосредственно нашего квартала, с одной стороны, я понимаю, что город меняется. С другой стороны – это мой дом, который находится в одном из старых районов центра Баку. Конечно же, дома старые, а мы жили в доме, как говорится, со всеми удобствами, не было нормального водопровода и т.д. Но мы как-то этого не замечали, жили в классическом бакинском дворике, и конечно же, этот дом в ближайшем обозримом будущем уступит каким-то новым проектам, домам. Сказать, что я это без грусти говорю, конечно, нет. Потому что всегда, когда не будет твоего отчего дома, всегда это будет грустно. С другой стороны – это жизнь и ничего не поделать. Изменение облика города… Вы знаете, мне очень нравится, что очень мудрую политику проводит президент Азербайджана Ильхам Алиев, доходы республики направлены в разные сферы - социальную, на нужды обороны. В то же время и частные инвесторы, и государственные средства – все идет на преобразование города. Я уже сказал, что город хорошеет день ото дня.
- А книгу о Баку Вы случайно не пишете?
- Этот вопрос мне часто задают, потому что не бывает дня, чтобы я кому-то, друзьям, знакомым или незнакомым публично, лично не говорил о Баку, не рассказывал о Баку, не вспоминал бы о Баку. Если бы все то, что устно рассказывал, я написал бы, то была бы не одна, а несколько книг. А вот написать книгу, просто нет времени.
- Михаил Соломонович, теперь вопрос строго профессиональный: как бы Вы оценили уровень СМИ Азербайджана, в частности, информационных агентств? С какими из них сотрудничает ИТАР-ТАСС?
- Что касается информационных агентств, то я считаю, что очень квалифицированно работает агентство АзерТАдж. Очень профессионально, очень четко. Я рад, что сегодня АзерТАдж представлен в крупнейших информационных структурах, в таких как Европейский альянс информационных агентств, стран Тихого океана. Поэтому я очень глубоко уважаю руководителя этого агентства, я лично знаю как высокого профессионала генерального директора Аслана Асланова и поэтому считаю, что они очень хорошо работают. Оно в хорошем смысле слова консервативно, но очень четко работает. Вместе с этим, есть и другие хорошие агентства. Я должен сказать, что очень качественно работает агентство АПА, есть и другие хорошие агентства. Как вы понимаете, я не читаю газеты на азербайджанском языке, потому что просто, к сожалению, язык теряешь, когда не живешь там. А вот русскоязычные газеты я читаю все и регулярно. Если честно сказать, я не очень удовлетворен тем качеством журналистики. То есть, все-таки теряется уровень журналистского мастерства, профессионализма, и мне кажется, что в этом плане руководители русскоязычных газет должны заботиться о том, чтобы помогать своим журналистам, создавать курсы для журналистов. Вот вы сами сейчас находитесь на стажировке, это даст гораздо больше. Конечно, можно обучаться журналистике и в Азербайджане, но русскоязычным журналистам лучше здесь проходить мастер-классы, можно организовывать эти мастер-классы и у себя. Я считаю, что, например, две-три газеты могут объединиться и пригласить из Москвы или Санкт-Петербурга хороших журналистов на день, на два для проведения мастер-классов. По-моему мнению, это будет очень полезно. В ИТАР-ТАСС мы выпускаем новостную ленту, и кто наш подписчик, мы с теми и сотрудничаем.
- А как бы Вы оценили работу ИТАР-ТАСС в мировом масштабе?
- ИТАР-ТАСС, по-прежнему, является одним из четырех мировых информационных агентств, таких как Рейтерс, Ассошиэйтед-пресс, Франспресс. У нас более чем в 60 странах имеются представительства. Мы входим во все мировые информационные структуры, поэтому нам грех жаловаться.
- Как вы считаете, социальные сети создают проблемы для традиционного понимания деятельности информагентства?
- Это очень хороший вопрос. Я считаю, что благодаря информационным технологиям интернет является огромным вызовом, как говорят по-английски «челендж». И в этом плане, вы можете считать меня консерватором, но я считаю, что то, что сейчас происходит в интернете называется русским словом беспредел, на азербайджанском «озбашналыг». Вот что происходит в интернете в сфере информации. То, что сейчас происходит в интернете напоминает конец XIX начало ХХ века, когда только появился автомобиль. Это была такая игрушка, номеров на машинах не было, этих знаков на улицах не было, правил дорожного движения не было, каждый ехал, как хотел. Их было не много, и все катались, кто куда хотел. Но прошло время, машин стало больше, появились первые жертвы, и люди столкнулись с необходимостью как-то это систематизировать. То же самое в Интернете. Сейчас беспредел - это плохо, потому что, с одной стороны, это великое достижение, великие информационные возможности. Но, что мне не нравится, это безответственность и анонимность. Вот в традиционном агентстве, например в АПА… Вот вы отвечаете за то, что вы делаете, у вас есть гражданская ответственность, а если не дай бог понадобится и юридическая ответственность. То же самое и мы. А беспредел в Интернете означает, что ответственности никакой, владельцы сайтов или операторы находятся в другой стране, и это все очень опасно, и эта тема отдельного интервью, так как об этом можно долго. Вот последние события вокруг Викиликса доказали, что это - безнаказанность, безответственность и опасность. Люди еще до конца не осознали. То есть, пока получают удовольствие от этого, но еще не понимают опасность.
- Расскажите, пожалуйста, как идет подготовка ко Второму российско-азербайджанскому форуму гуманитарного сотрудничества? Ведь до осени осталось не так много времени, как кажется. Какие перспективы у форума в принципе? Чем второй «заход» принципиально будет отличаться от первого? Что касается стран, какие страны могут участвовать в работе форума?
- Вообще сама идея, что Баку станет местом проведения гуманитарных форумов под патронажем двух президентов, уважаемого президента Ильхама Алиева и Дмитрия Медведева, это замечательная идея. Вообще, Баку как центр гуманитарного сотрудничества, мировой центр. Это очень здорово. Потому что исторически Баку не только очень важная геополитическая точка, но она и очень важная точка пересечения разного рода философских «форий или порий?» Баку всегда был ультранациональным, мультиконфессиональным, мультикультурным, таким и остался. Вот экономический форум в Давосе. Это маленький город в Швейцарии, а ежегодно экономические гуру со всего мира туда съезжаются для обмена самыми передовыми идеями в области экономики. И вот таким центром мирового интеллектуального, гуманитарного развития может и должен стать Баку. Я уверен, что форум будет ежегодным. Это предложение было уже озвучено на первом форуме в прошлом году, и об этом было сказано на встрече с президентом Ильхамом Алиевым. Он сам предложил, чтобы этот форум стал традиционным, ежегодным, с постоянным местопребыванием в Баку. Второй «заход» принципиально будет отличаться от первого. Потому что уже представительство будет не двусторонним, а международным. То есть, первый форум был двусторонним российско-азербайджанским, а тот который будет в октябре этого года, насколько я знаю 10-11 октября, будет международным, на котором будут представлены самые высокие интеллектуалы со всего мира.
- Какие новые проекты в сфере гуманитарного сотрудничества планируется осуществить между Россией и Азербайджаном?
- Таких проектов десятки, и здесь самые разные аспекты, это и вопросы социокультурных, образовательных и информационных связей. Вообще, я благодарю бога, что сегодня уровень российско-азербайджанских отношений на таком уровне, что позволяет говорить о том, что между нашими странами, об этом говорил и Дмитрий Медведев, и Ильхам Алиев, нет нерешенных вопросов. Могут быть дискуссии, могут даже обсуждаться какие-то острые темы, но вопросов, которые были бы болезненными для отношений России и Азербайджана нет.
- Теперь хотел бы поговорить о другом, не менее важном проекте. В июне откроется 11-й Всемирный конгресс русской прессы. Какое количество СМИ Вы планируете пригласить на конгресс? Кого из представителей азербайджанских СМИ можно будет здесь увидеть? Как Вам кажется, какова основная цель подобных мероприятий?
- Мы ожидаем, что будет более 300 участников из более 60 стран, конгресс пройдет в Одессе и Киеве. Будут обсуждаться традиционные вопросы, но в данном случае, один из вопросов, как выжить, ведь русскоязычная пресса, кроме как в России, в других странах, это пресса меньшинства населения. Значит, как выживать прессе меньшинства экономически? Это большой и сложный вопрос. У нас азербайджанские русскоязычные СМИ традиционно принимают участие, представлены практически все СМИ, которые изъявили желание, могут быть приглашены в конгресс.
- Не могу не коснуться следующей темы в разговоре с Вами... Интеллигенция Азербайджана и Армении дважды осуществляла поездки в оккупированный Нагорный Карабах, в Баку и Ереван. Если будет организован третий такой визит, хотели бы Вы принять участие в подобной миссии? Каким лично Вы видите решение нагорно-карабахского конфликта? И существует ли это решение в принципе?
- Это для меня сложный вопрос. Я считаю, то, что делается представителями Азербайджана и Армении для поиска диалога, это надо приветствовать. Я знаю, что были две поездки на территорию Нагорного Карабаха. Что касается меня лично, хотел бы, не хотел бы, вы знаете, для меня это вопрос более сложный, чем просто поездка, потому что мне кажется, главная стратегическая задача заключается не в том, что в принципе неплохо вести диалог, дискуссии. Все это неплохо. Но главное, это полное и справедливое урегулирование нагорно-карабахского конфликта, и оно должно строиться, на мой взгляд, прежде всего, на принципе освобождения оккупированных азербайджанских районов. Этот шаг, который на мой взгляд все еще в повестке дня, и должен быть сделан, потому что весь мир признает эти районы оккупированными. И если может вестись разговор о каких-то переговорах по поводу статуса собственно Нагорного Карабаха в рамках территориальной целостности Азербайджана, и здесь есть может быть вопрос для переговорного процесса. Что касается оккупированных районов, то они должны быть безоговорочно возвращены Азербайджану, и это главная задача. Азербайджану должны быть возвращены оккупированные районы. Я понимаю, что то, что было при Советском Союзе и то, что сейчас – это разные ситуации. И, конечно же, территория Нагорного Карабаха может иметь самую широкую автономию. Но я не предполагаю, что территория Нагорного Карабаха может быть независимым государством. Никто и никогда это государство не признает.
A.A.