Советник Генсека ООН: «Именно в богатых странах располагаются глобальные компании, совершающие самые крупные преступления» | 1news.az | Новости
Точка зрения

Советник Генсека ООН: «Именно в богатых странах располагаются глобальные компании, совершающие самые крупные преступления»

14:12 - 04 / 05 / 2011
Советник Генсека ООН: «Именно в богатых странах располагаются глобальные компании, совершающие самые крупные преступления»

БАКУ, 4 май – 1NEWS.AZ

Мир утопает в корпоративном мошенничестве, и самые большие проблемы, похоже, наблюдаются в богатых странах – в которых, предположительно, есть «хорошее управление», пишет в своей статье в рамках проекта «Project Syndicate» профессор экономики и директор Института Земли при Колумбийском университете Джефри Сакс.

Представляем текст статьи, опубликованной на сайте проекта, без изменений.

«Правительства бедных стран, вероятно, больше берут взяток и совершают больше преступлений, но именно в богатых странах располагаются глобальные компании, которые совершают самые крупные преступления. Деньги решают все, и они развращают политиков и рынки во всем мире.

Редкий день проходит без новой истории о неправомерных действиях. За последнее десятилетие каждая фирма на Уолл-стрит заплатила значительные штрафы за фальшивый бухгалтерский учет, инсайдерскую торговлю, мошенничество с ценными бумагами, схемы быстрого обогащения или прямое хищение со стороны руководителей. В настоящее время в Нью-Йорке проходит судебное разбирательство относительно масштабного кольца инсайдерской торговли, и в нем замешаны некоторые ведущие деятели финансовой индустрии. Этот процесс следует за рядом штрафов, которые оплатили крупнейшие инвестиционные банки Америки, чтобы урегулировать обвинения в различных нарушениях с ценными бумагами.

Таким образом, подотчетность остается на очень низком уровне. Через два года после крупнейшего финансового кризиса в истории, который был вызван недобросовестным поведением крупнейших банков Уолл-стрит, ни один финансовый руководитель не сел в тюрьму. Когда компании штрафуют за должностные преступления, их акционеры, а не руководители и менеджеры, платят по счетам. Штрафы всегда составляют лишь небольшую долю денег, добытых нечестным путем, что для Уолл-стрит означает, что коррупция приносит устойчивую прибыль. Даже сегодня банковское лобби жестко критикует регуляторов и политиков.

Коррупция также присутствует и в американской политике. Нынешний губернатор Флориды Рик Скотт был генеральным директором крупной медицинской компании, известной как Columbia / HCA. Компании было предъявлено обвинение в хищении у правительства США посредством завышения компенсационных выплат. Она, в конечном итоге, была признана виновной в 14 преступлениях и должна была заплатить штраф в размере 1,7 млрд долларов США.

Расследование ФБР вынудило Скотта уйти с работы. Но через десять лет после признания вины компании Скотт вернулся, на этот раз в качестве республиканского политика, ратующего за «свободный рынок».

Когда Барак Обама искал помощи, чтобы помочь спасти автомобильную промышленность США, он обратился к «наладчику» с Уолл-стрит Стивену Раттнеру, хотя Обама знал, что Раттнер находился под следствием за выплату откатов государственным чиновникам. После того как Раттнер закончил свою работу в Белом доме, он закрыл дело, заплатив штраф в несколько миллионов долларов.

Но зачем же останавливаться на губернаторах и советниках президента? Бывший вице-президент Дик Чейни пришел в Белый дом со своей работы в качестве генерального директора компании «Halliburton». Во время его пребывания в Halliburton фирма занималась незаконным подкупом нигерийских чиновников, чтобы компания получила доступ к нефтяным богатствам этой страны ‑ доступ к миллиардам долларов. Когда правительство Нигерии обвинило Halliburton во взяточничестве, компания урегулировала дело, заплатив штраф в размере 35 млн долларов США. Конечно, для Чейни не было никаких последствий. В СМИ прошла лишь легкая рябь.

Безнаказанность широко распространена – в действительности большинство корпоративных преступлений остаются незамеченными. Те немногие, которые раскрывают, заканчиваются порицанием, и компания ‑ то есть ее акционеры – выплачивают скромный штраф. Истинным виновникам в верхушке этих компаний редко приходится беспокоиться. Даже тогда, когда фирмы платят мега-штрафы, их руководители остаются на своих должностях. Силы акционеров так рассеяны и они так бессильны, что мало контролируют менеджмент.

В результате взрывные волны коррупции ‑ в США, Европе, Китае, Индии, Африке, Бразилии и в других странах – возникает целый ряд сложных вопросов о ее причинах, и о том, как контролировать ее теперь, когда она достигла масштабов эпидемии.

Корпоративная коррупция вышла из-под контроля по двум основным причинам. Во-первых, крупные компании в настоящее время являются многонациональными, в то время как правительства остаются национальными. Крупные компании настолько финансово сильны, что правительства боятся бросить им вызов.

Во-вторых, компании являются основными источниками финансирования политических кампаний в таких странах, как США, а сами политики часто являются совладельцами, или, по крайней мере, молчаливыми бенефициарами корпоративных прибылей. Примерно половина американских конгрессменов являются миллионерами, и многие из них имели тесные связи с компаниями еще до своего прихода в Конгресс.

В результате, политики часто закрывают глаза, когда корпоративное поведение выходит за рамки. Даже если правительства пытаются соблюдать закон, у компаний есть армии юристов, чтобы отводить от них любые претензии. Результат – культура безнаказанности, основанная на хорошо зарекомендовавшем себя ожидании того, что корпоративные преступления окупаются.

Учитывая тесные связи богатства и власти с законом, сдерживать корпоративную преступность будет тяжело. К счастью, быстрое и широкое распространение потоков информации в настоящее время может выступить в качестве своего рода сдерживающего или дезинфицирующего средства. Коррупция процветает в неведении, но все больше информации выходит на свет посредством электронной почты и блогов, а также Facebook, Twitter и других социальных сетей.

Нам также понадобится новый вид политиков, ведущих новый вид политических кампаний, основанных на свободных интернет-СМИ, а не платных СМИ. Когда политики освободятся от корпоративных пожертвований, они вновь обретут способность контролировать корпоративные злоупотребления.

Кроме того, нам необходимо будет осветить темные углы международных финансов, особенно налоговых убежищ, таких как Каймановы острова и закрытые швейцарские банки. Уклонение от уплаты налогов, откаты, незаконные платежи, взятки и другие незаконные операции проходят через эти счета. Богатство, власть и неподчинение законам, поддерживаемые этой скрытой системой, в настоящее время настолько огромны, что ставят под угрозу легитимность глобальной экономики, особенно в период беспрецедентного неравенства в доходах и крупного бюджетного дефицита, вследствие неспособности правительства «политически» ‑ а иногда и оперативно – обложить налогами богатых.

Так что в следующий раз, когда вы услышите о коррупционном скандале в Африке или в других бедных регионах, спросите, где он начался и кто руководит коррупцией. Ни США, ни любая другая «развитая» страна не должна показывать пальцем на бедные страны, поскольку зачастую проблемы на самом деле создают самые влиятельные глобальные компании.

Джеффри Д. Сакс – профессор экономики и директор Института Земли при Колумбийском университете, а также специальный советник Генерального секретаря ООН по вопросам Целей развития тысячелетия»

Поделиться:
3939

Последние новости

Все новости

1news TV