Университеты режиссера Гочи Капанадзе – Очерк | 1news.az | Новости
Lifestyle

Университеты режиссера Гочи Капанадзе – Очерк

20:45 - 18 / 05 / 2011
Университеты режиссера Гочи Капанадзе – Очерк

БАКУ, 18 май – 1NEWS.AZ

Обращаясь к тем, кто был приглашен на общественный просмотр нового спектакля «Ханума» Азербайджанского государственного театра музыкальной комедии, известный грузинский актер и режиссер Гоча Капанадзе попросил считать данное представление генеральной репетицией.

Так называемым прогоном, при котором - пусть при публике - отлаживаются неизбежные при соединении основных элементов шероховатости.

На сей раз режиссер, то и дело, переговариваясь с помощью микрофона с мастерами по установке света, звукорежиссером и ведущим спектакль помощником, обращал особое внимание на синхронность всех компонентов в условиях современного театра, управляющихся с помощью компьютерных программ, которые в помещении ТЮЗа отличаются от тех, что составлялись для сцены театра музкомедии.

Но что поделаешь, если в собственном здании идет капитальный ремонт, а, готовясь достойно отметить 100-летие театра и работая сразу над несколькими премьерами, коллектив, избравший для коронного номера юбилейной программы спектакль «Ханума», арендовал у коллег помещение, к условиям которого приходится приноравливаться. Ведь как подсказывает театральная практика, уже готовый к выпуску спектакль не должен «перезреть».

С режиссером Гочей Капанадзе, которого театр музыкальной комедии пригласил поставить на свой лад два варианта прославленной колоритной «Ханумы», мы уже встречались, когда он начинал работать отдельно с двумя труппами театра – русской и азербайджанской, для которой был специально осуществлен перевод текста.

Благодаря его гостеприимству и открытости мне впервые довелось стать свидетелем самых «интимных», закрытых для посторонних глаз этапов рождения спектакля, таких как «застольный период», когда назначенные на роли актеры, чинно рассевшись за большим столом, читают текст пьесы в соответствующих интонациях и, направляемые режиссером, осваиваются в предлагаемых обстоятельствах.

А еще повезло пережить впечатления от завораживавших репетиций, на которых актерам Афаг Баширгызы, Ханым Гафаровой, Наиде Оруджевой, Алекперу Алиеву, Гусейну Алиеву и другим полагалось прочувствовать пластический рисунок абсолютно новой роли, найти манеры, «краски», черты, делающие написанные драматургом образы из незнакомой среды достоверными, естественными, дабы и разыгрываемый ими сюжет заинтересовал зрителей.

Нет ничего удивительного в том, что директор театра музыкальной комедии Алигисмет Лалаев пригласил к сотрудничеству Гочу Капандзе - художественного руководителя Тбилисского азербайджанского театра имени Гейдара Алиева – почитаемый как личность знаковая. Капанадзе действительно близко знает особенности азербайджанского театра и, как говорится, близкий нам человек.

Именно с этим актером и режиссером связано возрождение традиций конца ХIХ - начала ХХ вв., когда в столице Грузии активно работал азербайджанский театр. Театр, отличавшийся не только интересным, значимым репертуаром и высококлассной труппой, но и своей высоко интеллектуальной публикой из числа граждан разных национальностей. Нынешнее возрождение конкретно началось с главного – с того, что в Тбилисском театральном институте создана азербайджанская группа. И когда в 2006 году городские власти, освободив принадлежавшее прежде азербайджанскому театру помещение, позволив его новому коллективу как бы вернуться в старые стены, им не пришлось ждать новых хозяев.

Гоча Капанадзе стал тем организатором, который не только при участии строителей возродил уютный зал на 500 зрительских мест, добился оборудования малой сцены с залом на 80 мест, но и создал там очаг высокого притяжения. И все это благодаря знанию произведений азербайджанской классики и современной драматургии, вкусов публики и неутомимому поиску форм, которые объединят исторические корни и достижения азербайджанской культуры с сегодняшними представлениями зрителей о популярности и значимости театра.

Там теперь при неизменных аншлагах ставятся на азербайджанском языке спектакли «Муж и жена» по Узеиру Гаджибекову, «Мосье Жордан…» по М.Ф.Ахундову, чеховский «Медведь», Сюита «Ходжалы», «Белый флаг» по Н.Думбадзе, «Старый дом» по Али Амирли», «Бир, ики, бизимки…» Кямала Абдуллы и другие спектакли. Регулярно по выходным дням актеры труппы показывают свои работы в районах с азербайджанским населением, неизмеримо расширяя сферу своего общения со зрителями и ареал распространения театральной культуры.

Успех театра во многом определяет личность его руководителя, и, задумав украсить репертуар отмечающего юбилей театра музкомедии ярким, популярнейшим спектаклем «Ханума», Лалаев знал, кому можно доверить осуществление этого проекта. Гоча Капанадзе не только руководитель азербайджанского театра в Тбилиси, но и весьма востребованный в мире талантливый режиссер, не расстающийся с актерской профессией. Как не воспользоваться возможностью познакомить бакинцев со стилем мышления и методами работы этого талантливого профессионала, которые вызывают широкий резонанс благодаря и его безудержному воображению, умению по-новому прочитывать традиционное, удивлять, восхищать отношением ко всему современному…

Свою юность Гоча провел с мечтой о карьере врача или подводного археолога, а театр посещал регулярно, как было принято в интеллигентных семьях во время его взросления. Уверенно он заявил домашним, что выбирает театр, увидев поставленный Робертом Стуруа в Тбилисском театре имени Руставели «Кавказский меловой круг» по Б.Брехту. Сказал, словно отрезал. Наверняка взыграли заложенные генетикой импульсы, благоговение перед великими лицедеями, украшавшими сцены и экраны, а еще опыт общения со зрительным залом при выступлениях в танцевальном ансамбле Дома пионеров в ранге профессионального ученика хореографической школы.

Да, занятия в хореографическом училище - три года организующей тело классики и последующие уроки в народном отделении, овладение искусством виртуозного исполнения сложнейших движений национального танца и могло породить такое стремление к совершенству, которое становится школой актерского мастерства на всю жизнь. В том числе и путевкой в Тбилисский театральный институт, который Гоча закончил в 1986 году, занимаясь под руководством известного мастера, профессора Гизо Жордания, чтобы применять и постоянно неутомимо развивать усвоенную науку в многолетней актерской и режиссерской практике.

Вот и на репетиции с бакинскими коллегами так и виделось, как потребность показать себя зрителям выработал в нем вошедший в плоть и кровь национальный восточный танец. Танец - упоение и азарт, горделивая осанка, символизирующие уверенность, смелость, мужество – сформировавший внутренний мир будущего актера, он во многом стал основой убедительности и значимости образов, создаваемых им на сцене.

Это было истинным наслаждением наблюдать на репетиции как Гоча показывал бакинским коллегам те или иные пластические приемы, помогая «входить» в новые для них роли, непринужденно преображаясь в разных персонажей так, будто и сам находится на сцене, пленяя своим искусством тысячи устремленных на него из зала глаз. И все для того, чтобы увлечь участников репетиции на нескончаемый поиск в себе необходимых ощущений и интонаций, которые выразят замысел постановщика и будут оценены зрителями.

На сцене Тбилисского театра имени Руставели Гоча Капанадзе с успехом играл более 15 лет, когда в поистине звездной роли Лошади, как бы олицетворяющей судьбу человека в спектакле «Мачеха Саманишвили», его увидел приехавший из Парижа известный актер и режиссер собственного интернационального театра Питер Брук. Не просто увидел, но и пригласил в свою Высшую режиссерскую школу-студию.

Полгода занятий, более всего состоявших из ассистирования метру, ставившему в то время оперу К.Дебюсси «Пелиас и Мелисада», поощрявшего и даже провоцировавшего студийцев на творческие размышления, прибавили актеру и знаний, и уверенности, и честолюбивых помыслов – поистине небезосновательных.

По возвращении в Тбилиси Гоча уже как самостоятельный режиссер поставил в 1994 году в театре имени Руставели свой первый спектакль - по пьесе гениального Гарсия Лорки «Дом Бернарды Альба», принимая который художественный руководитель театра Роберт Стуруа сказал: «Я горжусь тобой!».

- Говорят, «Дом Бернарды Альба» по сей день ставят на той же сцене… - спрашиваю Гочу Капанадзе.

- Уже 17-й год…

- И за это время в вашей судьбе многое изменилось…

- Всего не перечислишь. После первой режиссерской работы меня пригласили преподавать в Тбилисском театральном институте, а также на определенные роли в спектакли разных театров.

- К примеру?

- К примеру, в 1997 году художественный руководитель нового к тому времени Свободного театра Автандил Варсемашвили пригласил на заглавную роль в спектакле «Гамлет» У.Шекспира.

- И что?

- И престижная Государственная премия… в самый тяжелый период для истории страны и ее народа.

- Зазнались?

- Нет, я просто горжусь. Еще в семье меня научили по скромным меркам судить о себе и любить людей.

- Но востребованность… Нередко она вызывает чувство зависти, а вас стали приглашать в разные коллективы, где своих хватает… Даже в спектакле высоко статусного театра имени К.Марджанишвили вы получили роль!

- Да, там мне поручили роль отца героини Дареджан по имени Мосе в спектакле «Человек ли он?» по одноименной повести Ильи Чавчавадзе. Мне показалось, что там есть, в чем покопаться, и, говорят, мой, прежде мало заметный персонаж вдруг привлек внимание. Коллеги – по-моему – от души поздравили, говорят, что я вообще человек добрый (смеется)….

- В Лондоне вы выступили как режиссер…

- Да, там, в театре «Gog» поставил «Чемодан» или «Путешествие героя» - философский разговор героини о смысле существования. Ее обращение к Богу, о пути, который каждый из нас выбирает.

- Зрители, знающие вас как постановщика, довольно-таки часто видят вас актером, исполняющим серьезные роли – такое случается не часто в современном театре. Не значит ли это, что вы готовы то и дело отказываться от более высокого статуса режиссера, подчиняться диктату автора спектакля?

- Интересный и очень важный вопрос – он о сути моего отношения к профессии, да? Ну, во-первых, о диктате речи быть не может: режиссер, хоть и хозяин на сценической площадке, работает в тесном контакте с актерами, придирчиво выбирая приглашаемых и радуясь их находкам. Но, накопив опыт осмысления драматургического материала, видя спектакль в целом как режиссер, я все равно в душе остаюсь актером. Это мое! Чего ради лишать себя удовольствия жить жизнью человека этой профессии, в которой есть и свои амбиции, и приоритеты, потребность искать и наслаждаться реакцией зрительного зала?

- Вы один из немногих, кто исповедует такой принцип?

- Шутите! Сейчас все больше специалистов, да и искушенных зрителей приходит к выводу, что на смену режиссерскому театру приходит, практически пришел театр актерский (кстати, как и актерское кино) – слышали?

- Слышала в том смысле, что в театр и кино приходят – пусть не так часто, как хотелось бы – актеры-интеллектуалы, мыслящие образованные люди с собственной позицией, которым тесны рамки, как вы выражаетесь, диктатуры. Но об этом пока рассуждают профессионалы. Сегодня я лучше спрошу вас о планах и последних работах…

- Среди многих задумок одолевает желание показать в очень полюбившемся мне Баку свои тбилисские работы – актерские и режиссерские… «Дом Бернарды Альба», «Медея», «Мария Стюарт», «Квартет» (по опере Леонкавалло «Паяцы»), на который уже третий год билеты покупают за 3-4 месяца вперед. Предвкушая реакцию зрителей, верю, что это будет интересно.

А из последних премьер… Мне доставило большое удовольствие поставить в Свободном театре Автандила Варсемашвили очень смешной спектакль по пьесе Резо Габриадзе «Бриллиант Монтероза». Кстати, это как бы продолжение знаменитой «Ханумы» - приключения ее персонажей.

- Здорово! Но давайте о «Хануме» поговорим в следующий раз: бакинская постановка – тема отдельной и обстоятельной беседы - согласны?

- Конечно! Об этой работе многое стоит рассказать.

- Спасибо, и до встречи!

Галина МИКЕЛАДЗЕ, Л.А.

Поделиться:
4950

Последние новости

Все новости

1news TV