Несколько слов о заселении армянами оккупированных азербайджанских территорий
Международное право вот уже долгое время обходит Армению стороной.
Да, видимость международного права применительно к Республике Армения имеется, но то, что эта концепция и институт никак не отражаются на функционировании властных структур этого государства, — налицо.
Мы не раз затрагивали темы грубейшего нарушения Арменией общих норм права, принятых цивилизованными нациями, к примеру, убийство армянским снайпером 9-летнего азербайджанского мальчика Фариза Бадалова выстрелом в голову.
К этому можно добавить и множество других примеров, но один из них следует отметить особо — это заселение армянским населением оккупированных азербайджанских территорий вне Нагорого Карабаха.
Факт №1: как отмечено в различных докладах Минской группы ОБСЕ, на оккупированных территориях Азербайджана, размещено до 20.000 армян.
Факт №2: с оккупированных территорий Азербайджана полностью изгнано азербайджанское мирное население, их дома в большинстве своем разрушены. К примеру, город Агдам, население которого составляло около 70.000 человек, практически полностью разрушен.
Факт №3: Армения собирается разместить еще 200 армянских семей из Кыргызстана на оккупированных территориях. Известный дашнак Киро Маноян, к примеру, лоббирует их размещение и выделение государственной помощи.
А теперь дадим стратегическую и юридическую оценку действиям «политического хищника» в лице Армении.
Во-первых, размещение армянских семей на оккупированных территориях доказывает, что Армения стремится усложнить выход из этих районов. Во-вторых, разрушение физических условий существования в азербайджанских селениях доказывает то, что армяне хотят воспрепятствовать возвращению сюда мирного азербайджанского населения. Все это говорит о том, что армяне ведут переговоры не ради достижения какой-нибудь договоренности, а ради продления сроков оккупации и тем самым легитимизации оккупации фактом rationе temporis (по обстоятельству времени — ред.).
С юридической же точки зрения, Армения, видно, запамятовала, что в 1993 году она ратифицировала 4-ю Женевскую Конвенцию 1949-го года. Так вот, статья 49 данной Конвенции, открыто запрещает насильственное переселение мирного населения с оккупированных территорий, а последнее предложение этой статьи прямо запрещает государству-оккупанту заселять захваченные территории своим собственным населением.
Это предписано с той целью, чтобы спустя некоторое время оккупант не мог предъявлять каких-либо претензий, а также прав «гаранта» безопасности над захваченными территориями. Отсюда следует, что Республика Армения никак не сможет уйти от ответственности, пусть даже выдумывая, что переселенцы — это якобы армяне Сирии, Кыргызстана или же Ливана.
Подобное толкование слов «свое собственное население» статьи 49 требует также и ratio legis (основания закона — ред.) Конвенции. Процесс заселения происходит под непосредственным контролем армянских властей.
Армяне не пернатые, летать не умеют и сами в Карабах перелететь не смогут. Въезд из Армении в Карабах под контролем, потому всякого рода заявления армян о «бесконтрольном заселении» ничего, кроме смеха, вызвать не смогут.
Помимо Женевской Конвенции 1949 года, армяне забыли о Международной конвенции о пресечении преступления апартеида и наказании за него 1973-го года. Совершают ли армяне преступление апартеида? Однозначно. Если просмотреть статью 2 данной Конвенции, нарушение основных прав национальной группы, inter alia (помимо всего прочего — ред.) как право на жизнь и свободу, право на выезд или возвращение на собственную землю, разрушение собственности этнической группы, составляет преступление апартеида. Все это армянские силы периодически совершают.
И если 149-я статья Женевской Конвенции 1949-го года не предвидит действенного механизма для привлечения к ответственности нарушителя норм международного гуманитарного права (Армению), статья 12 Конвенции 1973-го года по апартеиду предвидит конкретную юрисдикцию Международного суда, если стороны диспута не согласятся о другой форме решения спора.
В данной ситуации было бы уместно вынести на обсуждение СБ ООН, а также Совета по Правам Человека ООН, факт разрушения азербайджанских селений. После августовской войны Республика Грузия обратилась с подобным иском к России, и Международный суд принял на рассмотрение данную жалобу Грузии. Правда, решение по грузино-российскому делу все еще не вынесено.
Однако грузины предъявили в Суд свои доказательства — фотографии домов мирного населения до августовской войны и после, что позволяет им надеяться на решение в их пользу.
Следовательно, Армении есть чего опасаться, и есть время отказаться от своего дикарского поведения, проявляющегося в хищническом и варварском отношении к своим соседям.
Данные положения должны напоминать Армении, что легитимизация оккупации попросту не реальна.
Фархад МЕХТИЕВ,
Специально для «Бакинского рабочего»