Новруз Мамедов: «Театр абсурда» Сержа Саргсяна начинает гастроли»
Президент Армении Серж Саргсян в интервью «Московским новостям» в очередной раз обнажил свою полную безграмотность.
Он удивил читателей российской газеты, заявив, что «на заре советской власти кавказское бюро Коммунистической партии Советского Союза приняло решение о выделении из состава Армении ее исторических областей Нагорного Карабаха и Нахичевани и передаче этих регионов в состав Азербайджана». Заявление, вполне заслуживающее, чтобы стать продолжением театра абсурда, поставленного в прошлом году в Горисе. Во-первых, какой еще «Советский Союз» в 1921 году? Если президент страны говорит о несуществующем государстве, то неудивительно, что учебники «истории армянского народа» содержат карту «Великой Армении» в XIX веке.
Во-вторых, Нагорный Карабах и Нахчыван не входили в состав Армении. После развала Российской Империи и провозглашения в Закавказье независимых республик армянское население Карабаха создало Армянский национальный совет, а азербайджанское население – аналогичный орган, выражавший волю карабахских азербайджанцев. Эти два органа объявили Карабах частью, соответственно, Республики Армения и АДР. Невозможно называть Карабах частью «Республики Армения» в 1918-1920 гг. только лишь на том основании, что так считал, объявил или хотел армянский национальный совет, отражающий мнение меньшинства населения Карабаха. Большинство считало иначе. Недопустимо брать за основу подобных умозаключений самовольные решения одного из двух существовавших органов самоуправления и игнорировать мнение другого, тем более, что армяне в итоге тоже решили присоединиться к Азербайджанской Демократической Республике.
Некоторое время в Карабахе сохранялось двоевластие, нарушенное кратковременным вторжением отрядов Андраника, начавшего поголовное истребление азербайджанских сел. Однако правительственным силам АДР быстро удалось выбить Андраника из Карабаха и учредить здесь в январе 1919 года Карабахское генерал-губернаторствo под юрисдикцией АДР с центром в Шуше и под руководством губернатора Хосров-бека Султанова.
В апреле 1919 года союзники признали Карабахское генерал-губернаторство во главе с Султановым единственной легитимной властью в этом крае. В том же году Армянский национальный совет, не нашедший поддержки у англичан, был вынужден отказаться от планов по присоединению Карабаха к Армении и признать юрисдикцию АДР.
26 августа 1919 года национальный съезд армян Нагорного Карабаха официально признал власть Азербайджана. Об этом пишет даже один из самых отъявленных азербайджано- и турко-ненавистников, армянский историк Ричард Ованиссян (отец экс-главы МИД РА Раффи Ованиссяна), который в своей книге приводит текст соглашения между Армянским национальным советом Карабаха и правительством АДР: (см.: Richard G. Hovanissian. The Republic of Armenia: The first year, 1918-1919, University of California Press, 1971, pp. 184-189. http://books.google.com/books?id=WSl4JW5hQewC&pg=PA184#v=onepage&q&f=false)
В 1919 году Анастас Микоян, не отличавшийся особой любовью к азербайджанцам, писал В.И.Ленину: «Дашнаки, агенты армянского правительства, добиваются присоединения Карабаха к Армении. Но это для населения Карабаха значило бы лишиться источника своей жизни в Баку и связаться с Эриванью, с которой никогда и ни в чём не было связано. Армянское крестьянство на пятом съезде решило присоединиться к Азербайджану» (см.: ЦПА ИМЛ, ф. 461, оп. 1, ед.хр. 4525, л. 1.). Сохранение Карабаха в составе АДР былo повторнo признанo армянами области во время встречи делегации карабахских армян с премьер-министром АДР Н.Юсифбековым в Баку.
Весной 1920 года в ночь Новруз-байрама вооруженные армянские отряды, нарушив подписанное ими соглашение, подняли мятеж против правительства АДР, вероломно напав на правительственные гарнизоны в Ханкенди и Шуше и начав по всему Карабаху погромы азербайджанцев, отмечавших в своих домах мирный праздник Новруз.
Если Карабах, как утверждает Саргсян, «не входил» в состав АДР, то зачем армянам нужно было поднимать мятеж? Как могли в карабахских городах располагаться гарнизоны АДР, если это государство не контролировало Карабах? Зачем нужно было армянскому национальному совету Карабаха признавать власть АДР и подписывать с ее правительством Временное Соглашение, если это государство «ни дня не контролировало» Карабах? Зачем нужно было делегации армян Карабаха ехать в Баку и встречаться с премьер-министром АДР Н.Юсифбековым, да еще и благодарить АДР за установление мира в Карабахе (последовавшее за вытеснением Андраника из региона), если это государство не имело никакого отношения к Карабаху, и Карабах входил в состав Армении? А ведь признание союзниками Карабахского генерал-губернаторства АДР во главе с Султановым, признание армянами власти АДР и подписание ими Временного Соглашения – не «выдумка азербайджанской пропаганды», а исторические факты, подкрепленные архивными источниками.
Какое логическое объяснение этим фактам придумает Саргсян и его армагитпроп, у которого на все подобные ребусы имеются лишь абсурдные ответы?
Всем известно, что сперва весной-летом 1920 года произошла советизация Азербайджана, а затем в декабре того же года – Армении. Когда 11-я Красная Армия оккупировала АДР и советизировала Азербайджан, она заняла также весь Карабах, Зангезур и Нахчыван и вышла к восточной границе Республики Армения. Это факт, и невозможно никуда от него убежать. Прямо на этой границе Красная Армия и остановилась, так как ей нужен был пока только Азербайджан, и раздражать Армению большевики в тот момент не хотели. Этим была завершена советизация Азербайджана, и это произошло к лету 1920 года. После этого и вплоть до начала декабря 1920 года, т.е. на протяжении 5 месяцев Красная Армия стояла на границе с Арменией, и за спиной у этой армии были Нахчыван, Карабах и Зангезур.
Все эти пять месяцев между российскими большевиками и дашнакской Арменией поддерживались внешне спокойные отношения, и между двумя странами сохранялся нейтралитет. Если бы Нахчыван и Карабах и даже Зангезур входили в состав Армении, то занятие этих областей Красной Армией было бы воспринято дашнакским правительством как оккупация части Армении. Что-то не слышно было никаких протестов со стороны Армении. Об агрессии Красной Армии против Армении заговорили лишь в начале декабря, когда большевики пересекли границу и вошли в Армению со стороны Садарака и Зангезура, которые вот уже 5 месяцев были советизированы.
Опять же, ряд неудобных вопросов Саргсяну и его неуклюжему армагитпропу: если в 1918-1920 гг. Карабах, допустим, входил в состав Республики Армения, то почему дашнаки не сочли вхождение Красной Армии в Карабах как оккупацию части территории Армении?
Почему не последовали дипломатические ноты протеста? Почему сопротивление большевикам в Карабахе оказывали войска АДР, а не Армении? Не потому ли, что войск Армении там элементарно не было, и территории эти были признаны частью АДР даже самой Арменией? Почему началом советской интервенции против Армении считается 2 декабря, а не дата форсирования Куры, и почему за день до интервенции вооруженные части большевиков стояли на границе с Арменией именно в тех местах, которые были заявлены АДР в качестве азербайджанских границ? Все это, большей частью, риторические вопросы.
О вхождении Карабаха в состав АДР и признании данного факта Республикой Армения в 1918 году писали даже сами армянские историки. В частности, тот же Ричард Ованиссян в своей книге отмечает: «В то время, как ультранационалистическая грузинская пресса предостерегала свое правительство от доверия армянским «волкам в овечьей шкуре», по крайней мере, до окончательного урегулирования территориального вопроса, правительство Жордании выступило вместе с Арменией против приглашения местной администрации Карса (к обсуждению закавказских вопросов – Н.М.). Применив «окольную» тактику, две христианские страны согласились по вопросу консультативного голоса Временного правительства Юго-Западного Кавказа при условии, что Азербайджан даст согласие также на представительство Нагорного Карабаха.
Азербайджан, разумеется, не мог подвергнуть риску свой шаткий контроль над населенным преимущественно армянами нагорьем, перед которым он оказался бы в случае принятия данного предложения. В конечном счете, свержение Юго-Западной Кавказской Республики в середине апреля и оккупация Арменией Карса, похоже, сняли этот вопрос. Азербайджан больше не настаивал на включении делегатов из Карса, в то время как Армения вынуждена была молчаливо согласиться с нереальностью добиться трибуны для Нагорного Карабаха» (см.: Richard G. Hovanissian. The Republic of Armenia: The first year, 1918-1919, University of California Press, 1971, p. 356. http://books.google.com/books?id=WSl4JW5hQewC&pg=PA356).
Кроме того, армяне бесконечно ссылаются на декларацию Азревкома о передаче Нахчывана, Зангезура и Карабаха Армении. Если бы эти области были на протяжении всего времени в составе Армении, то как мог Нариманов говорить о передаче того, что якобы и без того входило в состав Армении? Зато Саргсян умалчивает о том, что основатели АДР подарили населенный преимущественно азербайджанцами Иреван Республике Армения, чтобы армяне смогли иметь хоть какую-то столицу.
В-третьих, Саргсян говорит, что Нахчыван и Карабах «оказались» в составе Азербайджана вопреки воле их армянского населения. С каких пор мнение меньшинства должно превалировать над мнением большинства? Сами же армянские СМИ пишут, что в 1920-е годы армян в Нахчыване было 40%. Цифра, разумеется, завышена, она не подкреплена никакими ссылками на источники. Источники свидетельствуют о гораздо меньшей численности армянского населения. По данным переписи населения 1897 года в Нахчыванском уезде проживали 100.711 человек, из которых 34.672 были армяне и 64.151 – «татары» (т.е. азербайджанцев), то есть, соответственно, 34.4% и 63% (http://demoscope.ru/weekly/ssp/emp_lan_97_uezd.php?reg=575). Откуда взялась цифра в 40%, остается загадкой, но в любом случае непонятно, с какой стати мнение «40%» должно перевесить мнение азербайджанского большинства? Видимо, это особая армянская логика, когда один голос армянина считают за два.
В Карабахе большинство населения также составляли азербайджанцы. Не надо забывать, что Карабахом были и есть также Агдам, Корякино (Физули), Тертер, Барда, Джабраил, т.е. вся область к западу от Куры. Армяне в Карабахе никогда не составляли большинство населения. Большинство они не составляли даже в 6 турецких вилаятах, о которых мечтали. До 1920-ых годов никто не делил Карабах на возвышенную и равнинную части. Термин «Нагорный Карабах» появился лишь в 1920-е годы, а до этого все говорили o Карабахе как едином целом.
Если же Саргсян сетует на вхождение в состав Азербайджана Карабаха, на части которого армян было «больше», то, извините, в Армению тоже вошли обширные территории, где в определенных частях азербайджанцы составляли большинство, например Эриванский (http://demoscope.ru/weekly/ssp/emp_lan_97_uezd.php?reg=569), Сурмалинский (http://demoscope.ru/weekly/ssp/emp_lan_97_uezd.php?reg=582) и Зангезурский (http://demoscope.ru/weekly/ssp/emp_lan_97_uezd.php?reg=384) уезды. Как быть с этой несправедливостью? Тогда давайте поговорим о включении в состав Армении Зангезура, Гёйчи, Амасии, окрестностей Иревана, где большинство составляли азербайджанцы, мнением которых также пренебрегли. Чем мнение армянского большинства в отдельно взятом уезде Карабаха ценнее мнения азербайджанского большинства в названных областях сегодняшней Армении?
Если уж самоопределение, то самоопределение универсальное. Надеюсь, Саргсян не стал бы говорить в интервью «Московским Новостям», что на заре Советской власти азербайджанское большинство Зангезура, Гёйчи, Ведибасарской долины МЕЧТАЛО войти в состав Армянской ССР, и их мнение было всецело учтено.
Между тем, армяне даже в Нагорном Карабахе не составляли большинства. Цифра в «95%» – миф. По данным той же переписи 1897 года, в Нагорном Карабахе (Шушинский и Джаванширский уезды Елизаветпольской губернии) армян было 93.504 чел., а азербайджанцев – 112.057 (см. http://demoscope.ru/weekly/ssp/emp_lan_97_uezd.php?reg=381, http://demoscope.ru/weekly/ssp/emp_lan_97_uezd.php?reg=384). Это абсолютно достоверные данные.
В четверых, Саргсян сказал, что принцип территориальной целостности еще не означает незыблемость границ. Не знаем, какая логика двигала им, когда она делал подобное умозаключение, но тем не менее отметим, что и самоопределение тоже еще не означает право менять границы. Если же у Саргсяна на этот счет имеется иное мнение, то пусть он тогда останется до конца последовательным и признает право азербайджанских беженцев из Армении и их потомков на самоопределение вплоть до изменения границ Армении.
Если под урегулированием армяно-азербайджанского нагорно-карабахского конфликта Саргсян подразумевает раскол Азербайджана на две части на основе права на самоопределение, то пусть он будет готов к расколу также Армении на две части на основе все того же права на самоопределение азербайджанских беженцев из Зангезура, Гёйчи, Амасии и Ведибасарской долины. Ведь территориальная целостность Армении не предполагает незыблемость границ, не так ли, Серж Азатович?
Пора Саргсяну и иже с ними понять, что в мире живут не только армяне. И помимо армян в мире есть еще и азербайджанцы. Армяне не могут пользоваться исключительной монополией на те или иные права. Они – не «богоизбранный народ» и не «пуп Земли», и их президент должен понять это. Иначе когда ему объяснят, то может оказаться уже поздно.
Отслеживать заявления Новруза Мамедова также можно на его персональной страничке в социальной сети Twitter по адресу www.twitter.com/NovruzMammadov
Новруз Мамедов
Заведующий отделом внешних связей Администрации Президента Азербайджанской Республики