О привлекательности вкладов в манатах
С июля 2008 года, т.е. с момента начала мирового финансового кризиса, по март 2011 года, объём срочных вкладов в Азербайджане, выраженных в манатах, вырос на 49 процентов, в то время как, объём вкладов в иностранной валюте увеличился лишь на 3 процента.
Вкладчики при выборе валюты, в которой они будут открывать депозит, руководствуются степенью доходности депозитов, выраженных в той или иной валюте. Доходность в свою очередь определяется двумя факторами: процентной ставкой и ожиданиями по поводу изменения курса валюты.
Для азербайджанских вкладчиков процентная ставка не является особенно важным критерием выбора, потому что в среднем, разница между ними по манатным срочным вкладам и вкладам в иностранной валюте незначительна.
Так, например, за последние три года разница по вкладам со сроком от одного года до пяти лет не превышала 0.5 процента. Руководствуясь в основном ожиданиями по изменению обменных курсов, вкладчики сделали выбор в пользу маната.
Такой выбор связан с ростом доверия населения к национальной валюте, что обусловлено укреплением маната по отношению к основным валютам. Так, например, с июля 2008 года по март 2011 года по отношению к американскому доллару, курс маната вырос на 3 процента, по отношению к евро – на 13 процентов и по отношению к фунту стерлингу – на 20 процентов.
Обесценивание доллара не является новым процессом, а продолжается уже целое десятилетие. Это связано с хроническим торговым дефицитом, растущим внешним долгом и постепенным уменьшением роли США в мировой экономике.
Свою лепту в снижение курса доллара внес недавний финансовый кризис, для преодоления которого американское правительство посредством различных неотложных программ влило в экономику 3 триллиона долларов. Кроме того, в качестве дополнительной меры, Федеральный Резервный Банк США (Центральный Банк США) снизил процентную ставку. Кризис также негативно сказался на бюджетном дефиците США, который в 2010 году составил 8,8 процентов от Валового Внутреннего Продукта (ВВП), когда как в докризисный 2007 год этот показатель составил лишь 1,14 процентов. Увеличение бюджетного дефицита приводит к увеличению внешних заимствований, что негативно отражается на текущих счетах. Таким образом, ощутимые денежные вливания, снижение процентных ставок, торговый дефицит и увеличение заимствований привели к снижению курса доллара.
Причиной обесценивания евро стало достижение неуправляемого уровня государственного долга в некоторых стран-участниц еврозоны. Так, например, государственный долг Греции в 2010 году составил 144 процента от ВВП. В случае отсутствия средств для обслуживания долга Греция может столкнуться с риском дефолта, что приведёт к краху евро. Чтобы не допустить такого сценария развития, в 2010 году, Европейский Союз (ЕС) вместе с Международным Валютным Фондом (МВФ) оказали помощь Греции в размере 110 миллиардов евро взамен на обязательство по значительному сокращению дефицита бюджета.
Но принятые греческой стороной меры были недостаточны, и угроза дефолта всё ещё существует. Поэтому сейчас обсуждается возможность предоставления нового пакета помощи. Вслед за Грецией под угрозой дефолта находится такие страны еврозоны, как Ирландия и Португалия. У Испании тоже существуют проблемы, но её правительство заявило, что справится с ситуацией без посторонней помощи. Для спасения португальской экономики, ЕС и МВФ планируют выделить в общей сложности 78 миллиардов евро.
Снижение курса фунта стерлинга связано с мягкой монетарной политикой проводимой Банком Англии (Центральный Банк Великобритании). Одним из последствий недавнего финансового кризиса для британской экономики стало увеличение бюджетного дефицита, например, в 2010 году, дефицит составил 10,4 процента от ВВП.
Ставя перед собой задачу, снизить этот показатель до 2 процентов, британское правительство проводит жёсткую бюджетную политику, сокращая расходы. Однако сокращение государственных расходов в свою очередь негативно влияет на темпы роста экономики, поэтому, чтобы снизить негативное влияние Банк Англии проводит мягкую денежную политику.
Мягкая политика заключается в увеличении денежной массы посредством купли облигаций. Увеличение объёма фунта стерлингов порождает инфляцию и приводит к снижению её стоимости по отношению к другим валютам.
В отличие от США, некоторых стран еврозоны и Великобритании, у Азербайджана нет серьёзных проблем с бюджетным дефицитом (в 2010 году он составил 0,19 процентов от ВВП) и внешним государственным долгом (в 2010 году долг составил 7,42 процентов от ВВП).
Кроме того, ежегодно, начиная с 2004 года, Азербайджан завершает год с профицитом торгового баланса, так, например в 2010 году профицит составил 28,49 процентов от ВВП. Другим фактором обеспечивающий стабильность маната являются валютные резервы страны.
Суммарные валютные резервы Азербайджана (официальные валютные резервы Центрального банка плюс активы Нефтяного Фонда) на конец марта 2011 года составили более 32 миллиардов долларов.
Для устранения негативного влияния финансового кризиса на стабильность курса маната, Центральный банк Азербайджана прибегнул к интервенции: нетто объём интервенций с третьего квартала 2008 года до конца четвёртого квартала 2010 года составил 1,3 миллиардов долларов. Незначительный бюджетный дефицит, скромный государственный долг, солидные валютные резервы и положительное торговое сальдо придают уверенность манату.
Для приостановления падения курса доллара американскому правительству требуется проведение структурных реформ, которые должны изменить отношение американцев к расходованию, т.е. перестать жить в долг. Однако, учитывая, что обсуждение о проведение такого рода реформ на серьёзном уровне не происходит, не стоит ожидать какого-либо значительного повышения курса американской валюты в ближайшие годы.
Чтобы сохранить стабильность евро, странам еврозоны необходимо провести реформу, которая позволит осуществлению трансферов между бюджетами стран участниц с целью покрытия дефицитов. Но осуществление этой реформы можно считать маловероятной, так как можно считать нереальным согласие стран с бюджетным профицитом покрывать дефициты других стран на систематической основе и, поэтому продолжительная стабильность евро вызывает сомнения.
Что же касается курса британской валюты, то здесь ситуация будет зависеть от приоритета правительства Великобритании: стимулирование экономического роста или сохранение стабильности фунта стерлинга.
Принимая во внимание, экономический спад, произошедший в результате финансового кризиса, то выбор в пользу стимулирования экономического роста является наиболее вероятным, что делает фунт стерлинг не выгодным инструментом, по крайней мере, до полного восстановления британской экономики. Ожидаемый же рост азербайджанской экономики, а также политика правительства, нацеленная на минимальный дефицит и внешний долг, делают манат привлекательной гаванью для инвестирования своих сбережений.
Рамиз Рахманов
консультант Центра Стратегических Исследований Азербайджана