Эхо информационной войны
Информационная война — термин, который в конце восьмидесятых, начале девяностых годов прошлого века, стал составляющей частью необъявленной войны армянских сепаратистов против территориальной целостности Азербайджана.
В момент начала распада СССР, в еще советских СМИ, где остались все те же информационные инфраструктуры и технологии, не было и двух слов правды, о событиях в Азербайджане, все преподносилось в искаженном виде, а что нельзя было дезавуировать, то просто, нахально, замалчивалось.
Так мир не увидел азербайджанских беженцев из Армении, в искаженном виде узнал про Сумгаит и кровавый январь 1990 года, фактически проигнорировал геноцид азербайджанцев в Ходжалы и на остальных оккупированных землях.
За пределами бывшего СССР, Армения, и ее диаспора, вели громогласное наступление в информационной войне, пытаясь всевозможными способами создать настоящую информационную блокаду.
Смысл таких действий заключается в целенаправленном воздействии на гражданское население или военнослужащих другого государства, в данном случае Азербайджана, путём распространения определённой дезинформации.
За прошедшие годы, обновленный Азербайджан совершил таки прорыв в искусственно созданной информационной блокаде, и сегодня мы уже можем сказать об успехах на информационном фронте.
Практически, любая армянская информационная провокация немедленно опровергается азербайджанскими средствами массовой информации фактами и аргументами на документальной основе.
И можно смело сказать, что сегодня азербайджанские СМИ, представляют одну из самых сильных медиа-структур на постсоветском пространстве, — да, мы добились успеха! А сама формула успеха проста: за прошедшие годы руководства с 1993 года, Президенту Азербайджана Гейдару Алиеву удалось достигнуть общественно-политической стабильности, построить основу гражданского общества, опирающегося на национальное единство и главенство законов. Осуществляемая с 1994 года новая нефтяная стратегия и стратегия экономического развития принесла возрождение экономической жизни Азербайджана.
И слова Президент Ильхама Алиева: «Азербайджан сегодня играет важную роль в вопросах энергетической безопасности не только в регионе, но и на континенте» — отображают историческую реальность.
Но, увы, не все рады нашим успехам. Понимая, конечно, что оккупация армянскими силами двадцати процентов территории Азербайджана, самая болезненная, самая насущная для нас тема, армянская пропаганда, время от времени, пытается наверстать упущенное, запуская в мировое информационное пространство очередные «утки», начиненные требухой желтого цвета.
Российский журнал «Национальная оборона», позиционирующий себя как «респектабельное и авторитетное издание», во втором номере за этот год, под рубрикой «главная тема», опубликовал материал «Войны наступившего года».
Основной темой статьи были обозначены очаги военных конфликтов, «готовые воспламениться в любой момент». Вскользь упомянув об Африке, Ираке, Афганистане, автор особо выделил Нагорный Карабах, Иран, Корею. Естественно, что наше внимание привлекли рассуждения автора, Александра Храмчихина, именно о ситуации в Нагорном Карабахе.
Автор пишет: «непосредственной предпосылкой образования непризнанных государств становятся конфликты этнического или религиозного характера, иррациональные по своей сути и, именно поэтому, совершенно непримиримые в психологическом плане.
Они крайне жестоки, как правило, сопровождаются взаимными этническими чистками. Карабахский конфликт – один из ярчайших примеров подобного рода. Поэтому его мирное решение невозможно. Война обязательно будет (выделено - Т.Ч.)».
Буквально сразу, в начале материала, дается конкретная установка против мирного решения проблемы Нагорного Карабаха. То есть, многолетняя приверженность Азербайджана и всего мирового сообщества к попыткам мирных переговоров, представляется как бесполезное, бесперспективное политическое действие.
Далее, не забыв объяснить читателям, почему у Азербайджана военный бюджет в четыре раза больше, чем в Армении — благодаря «важнейшей статье для пополнения бюджета, как экспорт нефти», автор переходит к конкретному перечислению вооружения Азербайджана, как к стране, участнице ДОВСЕ.
Автор пишет: «В итоге Азербайджан оказался единственной из 30 стран-участниц ДОВСЕ, который превысил свои договорные квоты, причем сразу по двум классам вооружений – танкам (на 1 января 2010 г. их числилось 381, т.е. больше, чем, например, у Великобритании или чем у Голландии, Бельгии и Норвегии вместе взятых) и артиллерии (425 артсистем). Кроме того, Баку декларирует наличие в своих ВС 181 боевой бронированной машины, 75 боевых самолетов и 15 ударных вертолетов. Напомню, что по ДОВСЕ квота каждой из трех закавказских стран составляет по 220 танков, 220 ББМ, 285 артсистем, 100 боевых самолетов и 50 ударных вертолетов.
Что касается Армении, то, судя по данным, которые она предоставляет по ДОВСЕ, ее ВС остаются стабильными на протяжении многих лет. На 1 января 2010 г. Ереван декларировал наличие у себя 110 танков, 140 ББМ, 239 артсистем, 16 самолетов и 8 вертолетов».
Далее, скромно так упоминается, что «Правда еще существуют ВС НКР, полностью интегрированные с армянскими. Поскольку эта республика никем не признана, то, естественно, она ни перед кем не отчитывается о численности своей армии».
Автор допускает, что « удивительная численная стабильность армянских ВС, сохраняющаяся несмотря на импорт вооружения, свидетельствует о том, что, как минимум, часть приобретаемого Арменией оружия передается ВС НКР».
Описывая военное превосходство Азербайджана над Арменией, автор подозревает, что «сухопутные войска непризнанной республики, как минимум, не меньше армянских».
И тут же комментирует: «Следовательно, преимущество Азербайджана на суше если и имеется, то весьма незначительное. Существенно и то, что армянская сторона находится в более выгодном географическом положении. За 17 лет, прошедших после прекращения активных боевых действий, граница НКР (то есть, по сути, линия фронта) прекрасно укреплена, чему очень способствует горный рельеф местности – ведь обороняться в горах гораздо проще, чем наступать».
А далее, уже не стесняясь, откровенно пропагандирует: «При этом надо иметь в виду еще и то, что, как показала первая война, армяне воюют гораздо лучше азербайджанцев. Почему – ответа нет. А факт есть. Конечно, в начале 90-х только что созданные ВС Азербайджана, еще мало напоминали регулярную армию. Но то же самое в полной мере относилось и к армянской стороне. За истекший период оба (точнее – все три) участника конфликта проделали большую работу по превращению своих армий в регулярные ВС. Но есть подозрение, что преимущество армян в боевой и психологической подготовке никуда не делось». (выделено - Т.Ч.)
Автор, пытаясь убедить, — кого? — читателей, или «первых лиц политического и военного руководства своего государства», для кого они якобы готовят информацию, или граждан Азербайджана, или граждан Армении, далее утверждает: «Следовательно, для успешного наступления и возврата потерянных территорий азербайджанский потенциал все еще недостаточен. В лучшем случае азербайджанские войска смогут продвинуться на несколько километров». (выделено - Т.Ч.)
Честно говоря, подобный пассаж даже не удобно комментировать. С точки зрения политкорректности, подобное «особое» мнение, абсолютно не этично в отношении армии любой страны, которая может начать военные действия.
И, зная о противоборстве двух сторон, такое утверждение заставляет думать, что это, не что иное, как открытое применение одного из принципов информационной войны — попытка заранее, целенаправленно воздействовать на гражданское население или военнослужащих другого государства, в данном случае Азербайджана.
Уделив много места в своей статье, сопоставлениями количества вооружения Азербайджана и Армении, автор переходит к геополитическим рассуждениям о вероятных союзниках воюющих сторон, приходя к выводу, что в принципе, стороны будут воевать «один на один», Азербайджан против Армении и непризнанной республики.
Далее, автор фактически, чуть ли не призывает к началу войны и буквально дает провокационные советы: «Пока у Азербайджана еще недостаточно сил для того, чтобы рассчитывать на победу с вероятностью хотя бы 50%. Но время однозначно работает на него из-за гораздо большей экономической мощи. И именно поэтому сейчас война становится выгодной армянам. Пока силы сторон сопоставимы, они могут рассчитывать на победу, т.е. на очень значительное ослабление военного потенциала Азербайджана, который потом придется восстанавливать не менее 15 лет. Поэтому выгоднее для Армении и НКР каким-то образом спровоцировать Азербайджан напасть первым, причем как можно скорее. В этом случае, находясь в положении обороняющихся на прекрасно подготовленных позициях, армяне сумеют решить главную задачу войны – заметно снизить наступательный потенциал Азербайджана. Заодно с военным, Баку потерпит и политическое поражение: сами же развязали войну и опять проиграли! К тому же, НКР тогда станет из совсем непризнанной частично признанной страной: как минимум, ее признает сама Армения, о чем ее президент прямо заявил на недавнем саммите ОБСЕ в Астане. Для Еревана и Степанакерта «промедление смерти подобно». (выделено-Т.Ч.)
В конце статьи автор откровенно переживает, что если, вдруг, в этой войне победит Азербайджан, то «в этом случае для всех трубопроводов из Баку на Запад будет окончательно дан «зеленый свет».
Конечно, в статье высказано, как бы личное мнение автора. Но невозможно избавиться от мысли, что где-то мы уже все это слышали…
Выводы, сделанные автором статьи, точь в точь, ничем не отличаются от копипейстов на форумах арменпропа, где армянские юзеры, « отрываются по полной», на тему войны в Нагорном Карабахе.
Очень жаль, что автор, Александр Храмчихин, занимая ответственную должность заместителя директора российского Института политического и военного анализа, печатая в таком серьезном издании, где, как они сами указывают — «публикуются материалы, которые готовятся для первых лиц политического и военного руководства», подобную статью, создает возможность подозрения в необъективности, или, что еще хуже, в ангажированности данной статьи. То есть, невольно возникает вопрос, а что это было?
Касательно утверждений автора о примерном паритете сил во время военных действий в Нагорном Карабахе в 1992-1994годах, приведем комментарий военного эксперта, непосредственного участника событий, полковника запаса А. Гани-заде, бывшего командира 701 бригады: «Говорить о паритете сил в те годы, просто невозможно. Или автор не знает истории, или сознательно перевирает факты. История, можно сказать, повторилась дважды в двадцатом веке: первый раз в 1918 году, а второй в 1988 году.
В первом случае азербайджанцев, как мусульман, в армию не брали, оружие не доверяли, а как раз армян, немногим ранее, царское правительство усиленно вооружало для борьбы с Турцией. Естественно, оружие «осело» не только в различных армянских группировках, но и в руках воинствующего гражданского населения армянского происхождения.
И в 1918 году мы остались в беззащитном состоянии лицом к лицу с вооруженными армянами, что привело к чудовищным, по жестокости, актам уничтожения мусульманского населения, только в Баку, за три дня погибло до 30.000 азербайджанцев, и по всей территории Азербайджана до 400.000 человек.
В 1988 году, на грани развала СССР, по команде из Москвы у всего населения Азербайджана собрали всевозможное стрелковое оружие, в массе своей, это были спортивные и охотничьи винтовки. Есть данные, что еще с 1976 года армяне, под фирменной маркой «многострадального народа», уже усиленно вооружалось, прямыми рейсами из Ливана, в Ереване садились самолеты без таможенного досмотра, под завязку набитые оружием, — везли все, вплоть до гранатометов.
Опять же, на территории расквартирования Закавказского военного округа, с завидной регулярностью грабились военные склады, похищалось оружие и боеприпасы, и ни разу никто не был пойман. И уже никак нельзя отрицать известный факт передачи вооружения двух полков, дислоцированных в Нагорном Карабахе, мотострелкового и полка внутренних войск, чье вооружение общим числом включает в себя почти 300 единиц бронетанковой техники, десятки стволов артиллерии и несколько тысяч стволового стрелкового оружия.
Известно совершенно точно, что в то время, на некоторых базах российских военных частей, действовали своеобразные учебные центры, где армяне проходили первичную военную подготовку, получая военный опыт, после чего отправлялись в Нагорный Карабах. К тому же, практически повсеместно, как и в печально известном 366 полку, личный состав русских офицеров самовольно, в основном, за денежное вознаграждение, всячески помогали армянам в деле уничтожения азербайджанского населения.
К февралю 92 года у армян, только в Нагорном Карабахе, была фактически подготовленная и вооруженная 15 тысячная армия. Азербайджан же имел тогда, едва ли два батальона.
В период, с февраля по конец мая 92 года, армяне зачистили от азербайджанского населения 69 сел, городов и поселков, подвергшихся разграблению и сожжению. Прорубили коридор в Армению через Лачин, и только после этого 4армия, дислоцированная в Азербайджане, начала сдавать нам оружие и технику, причем, делая от них все возможное, что бы эта техника не стреляла, не ездила и не могла бы быть использована по своему прямому назначении. Взорвали военные склады в Салахлы, а там было более 2000 вагонов боеприпасов. Представьте, все разлетелось в разные стороны, и люди до сих пор гибнут от некоторых неразорвавшихся снарядов и мин.
Так что, в данном случае, говорить, о равных позициях — это верх лицемерия.
Тем не менее, в 1993 году Азербайджан нашел в себе силы освободить три из захваченных районов. Часть нынешнего Гейгельского района, бывший Шаумяновский (сельский) район, ныне входящий в Геронбойский, и Агдеринский раой в полном составе, тем самым, открыв для нас дорогу на Кяльбаджар.
Видя, что Азербайджан может выиграть эту войну, со стороны тогдашнего российского руководства было экстренно принято решение, выделить Армении пятьдесят миллиардов рублей, конкретно под военный кредит.
Также, для обучения специалистов армянской армии, были выделены военные инструкторы, две тысячи человек обучались в учебном центре, в Вазиани, и тысяча двести человек учились под Домодедово.
В зимний период 92-93 года, когда активная фаза боевых действий в связи с погодой несколько затухла, в течение нескольких месяцев шло интенсивное обучение артиллеристов, танкистов, разведчиков, связистов, специалистов ПВО российскими военными инструкторами. Одновременно, учитывая имеющуюся у Азербайджана авиацию, в Нагорном Карабахе, при помощи российских специалистов была создана мощная система ПВО.
За год боевых действий Азербайджан практически израсходовал весь боезапас, оставшийся от советской армии, техника требовала запчастей и ремонта, а поставки практически отсутствовали, сыграла свою злую роль и пресловутая 911 поправка США.
Однако Армения бесперебойно получала вооружение и технику из России, от диаспоры из Америки и Франции, в продовольственном обеспечении помогал Иран — мы находили упаковки с иранскими продуктами, не секрет, что горюче-смазочные материалы тоже поступали из Ирана.
Вот такой расклад о «равных» военных позициях Азербайджана и Армении в те годы.
Слова автора статьи, что «армяне воюют гораздо лучше азербайджанцев», просто неприличны. Разговоры, что моральный дух армян выше — это фикция чистой воды.
Армяне в период боевых действий к нижним чинам нормально не относилась — выставляли заградотряды за наступающими или обороняющимися, и даже сажали семьи армянских солдат сзади, во второй окоп.
Известный факт, что широко использовались наркотические средства и алкогольные напитки.
В 1994 году под селом Тапкарагоюнлу, армяне пошли в наступление одной ротой, наши подпустили на расстояние выстрела, открыв огонь уничтожили до тридцати процентов наступающих, остальные побежали обратно, вдруг, с армянской стороны по ним открыли огонь сами армяне, и стреляли, пока не уничтожили всех метавшихся.
В декабре 1992 года, в районе высоты Гызарты, на самой горе был блиндаж, при наступлении нашими бойцами было обнаружено, что армянский пулеметчик оказался прикован цепями к дубу и был принужден отстреливаться до последнего патрона.
В Физули армяне пошли в наступление в районе Урьяндага, это тактически важная высота, наши офицеры с бинокля наблюдали, что несколько армян спрятались по кустам, после неудачной атаки армянский командир выловил спрятавшихся и расстрелял на виду у наших позиций.
И о каком моральном превосходстве имеет право говорить автор той статьи?!
В азербайджанской армии подобные методы не использовались, наши солдаты воевали без заградотрядов, на одном духе патриотизма. Да, пока часть нашей земли оккупирована, но наши солдаты учатся, государство и армия набирает мощь, убежден, «Победа будет за нами!»
Сегодня, о моральном духе армянских солдат говорить не приходиться, их молодежь бежит из страны, и , даже к нам бежит через позиции. К тому же, в случае мобилизации, возможности Армении очень ограничены, мы в разы можем их превзойти. Также, у них нет веры в правоту ведения войны, они ведь видят, что территории опустошены, общность коренных жителей нарушена, изгнаны не только азербайджанские граждане, но и армяне сами поуезжали.
Сейчас, территория Нагорного Карабаха, как самодостаточная территория, существовать не в состоянии, всегда будет экономическая зависимость от кого либо, а Армения со своими скудными ресурсами, не в состоянии обеспечить анклав. Это подтверждается тем фактом, что карабахские армяне, еще в период советской власти, в основной своей массе, переселялись жить, учиться и работать из Карабаха не в Армению, а в крупные города Азербайджана. В одном только Баку их было до двухсот тысяч, в Гянжде около пятидесяти тысяч.
Основным, питающим Нагорный Карабах телом, дающим все экономические блага, всегда был и будет Азербайджан».
Вспоминая события прошедших лет, невольно понимаешь, насколько тяжелый, драматичный путь прошел Азербайджан. Независимость, свобода и процветание достигнуты, очень дорогой ценой. И у нас уже есть опыт строить отношения со всеми доброжелательными соседями. Хочется только пожелать им, пусть не принимают нашу скромность, за нашу слабость!
Татьяна ЧАЛАДЗЕ,
заслуженный журналист Азербайджанской Республики