Armenianreport.com: «По данным последней переписи населения в Баку проживает 700 тысяч азербайджанцев и 600 тысяч армян…»
БАКУ, 4 июл – 1NEWS.AZ
Армянский сайт Armenianreport.com опубликовал статью, в которой автор перечисляет беды и невзгоды, принесенные «на голову» армянскому народу нагорно-карабахским конфликтом, а также «фантазирует» на тему того, чего могли бы добиться армяне в Баку, не начни они оккупационную войну против Азербайджана.
Представляем данный материал без изменений:
«По данным последней переписи населения, в Баку проживает 700 тысяч азербайджанцев, 600 тысяч армян, 300 тысяч русских и 100 тысяч других национальностей. Еще 250 тысяч граждан Армении (в основном азербайджанской национальности), 20 тысяч граждан Грузии, 40 тысяч граждан Ирана и 60 тысяч граждан Турции занимаются в Азербайджане трудовой деятельностью (в том числе и бизнесом)».
«Как сообщили Арменпресс в Госкомстате Армении, за период приобретения независимости Армению покинуло 150 тысяч азербайджанцев, из них 100 тысяч с целью изменения постоянного места жительства. Опустели села Гугарского, Красносельского, Амасийского районов. В домах живут только старики, молодежь же уехала либо насовсем, либо на заработки в Азербайджан, Турцию и Россию.
Государству необходимо принять срочные меры по восстановлению сельского хозяйства в регионе» (попросту говоря, заселить пустующие села армянами – авт.) «В Баку состоялась церемония открытия семизвездочного гостиничного комплекса «Самсон палас», который расположился на месте старой гостиницы «Москва», напротив Нагорного парка. Владелец гостиницы армянский миллиардер ….ян, разбогатевший на поставках каспийской нефти в страны Южной Европы, в своем выступлении на открытии заявил, что намерен вложить инвестиции на создание туристической инфраструктуры в НКАО».
Это не отрывки из «Записок из сумасшедшего дома-2». Это неполная картина того, чего добились бы мы – армяне, и какое положение занимали бы в ныне процветающем Азербайджане, не будь Карабахского конфликта…
Да, мне могут возразить ура-патриоты и твердолобые националисты вроде Зория Балаяна, что мы победили войну, освободили Арцах (Нагорный Карабах) и прилегающие территории от тюркского ига. Но давайте честно и открыто, как и подобает настоящему патриоту, рассмотрим сложившуюся ситуацию и сравним положение азербайджанцев и армян. Даже не надо особо разбираться в экономике и политике, чтобы не видеть, что мы потеряли больше, чем приобрели. Получается как в известном анекдоте советских времен, - побежденные, т.е., немцы живут намного лучше, чем победители, т.е., советский народ.
Представляли ли тот же Абель Аганбекян, Зорий Балаян, Сильва Капутикян и другие представители нашей армянской интеллигенции, во что выльется карабахская авантюра, и чего она будет стоить армянской нации? Если представляли, то они враги народа (извините за сталинскую формулировку, но другого определения я, к сожалению, не нашел), а если не представляли, то грош им цена как интеллектуалам, и они должны покаяться перед армянами. Почему - поясню на своем примере.
Я родился в Баку. Родители (царство им небесное) родом из Мардакерта. Вернее, дед по отцовской линии приехал в Баку еще ребенком в начале прошлого века, и отец родился уже Баку. Мать же родилась и выросла в Мардакерте, где проживала вся моя родня по материнской линии. Именно проживала. Так как, послевоенная разруха, так и не сменившаяся обещанным процветанием, заставила всех моих родственников покинуть родные края и искать работу и счастье на просторах России. А ведь до войны все они были зажиточными людьми.
Двое сыновей моего дяди до войны работали на строительстве, были хорошими мастерами, и у каждого имелся автомобиль Жигули 6-й модели. Дядя же, бригадир в колхозе, имел свою ГАЗ-24, что по тогдашним временам было вровень BMW 7-й модели. И так жили почти все сельчане, по крайней мере, на каждый двор приходился один, а то и два автомобиля.
Но вот началась война, и оба моих двоюродных брата записались в отряд самообороны. Младший, Самвел погиб при наступлении азербайджанцев летом 1992-го года (вечная слава ему и всем сложившим головы за родную землю героям), а старший Сергей был контужен и стал инвалидом, хотя работоспособность не потерял. В семье тети, то же самое – жили не бедно.
Слава богу, война не обожгла ее семью, и все они живы, здоровы. После войны жизнь в Мардакерте изменилась на все 180 градусов. Те, кто был ничем, тот стал всем. Шпана, которую до войны никто и всерьез не воспринимал и которая вроде отсиживалась в тылу, теперь ее представители стали героями войны и большими начальниками.
Амбиций много, а умения управлять ноль. Вот для того, чтобы не умереть с голоду, семьи дяди и тети переехали в 96-м в Краснодарский край, и их дети теперь граждане России. Вряд ли кто-нибудь из них вернется в Карабах.
И это характерно для всех населенных пунктов Карабаха. Кто смог устроиться в государственные и армейские структуры и приобрел возможность воровать и грабить, те еще как-то держатся. А те, у кого нет работы и заняты только сельским хозяйством, шансов не то чтобы для достойной жизни, а даже для простого выживания практически нет.
И как бы браво не вещают наши отцы нации, но правда такова, что народ Арцаха живет как в осажденной крепости, что естественно, отражается на психологии и желании работать и созидать.
Ну, кто будет с душой строить если нет уверенности в том, что завтра азербайджанский снаряд не разрушит все построенное? Поэтому простой люд, будем откровенны, изыскивает возможность как бы поскорее покинуть пределы Карабаха. Боюсь, что лет через 40-50, такими темпами Азербайджану для захвата армянских земель даже не придется применять военную силу.
Мне могут возразить, что 70% бюджета Нагорно - Карабахской Республики дает местное производство. Согласен. Однако же всем известно, что золото и другие полезные ископаемые, добываемые в Карабахе, вывозятся в Армению, и никакой пользы карабахцам от этого нет.
А ведь до событий НКАО была чисто армянским образованием, и нечего азербайджанского в Степанакерте я что-то ни примечал. Вывески все на армянском, на улице только армянская речь, делопроизводство либо на русском (как и во всем СССР), либо на армянском языке, то же самое касается образования.
Проблем со связью с Арменией тоже не наблюдалось. Из Армении приезжали писатели, историки, давали концерты творческие коллективы. В общем, НКАО жила полноценной экономической, культурной и политической жизнью.
Еще хуже пришлось бакинским, сумгайытским и кировабадским армянам. Как уже отметил, я родился и вырос в Баку на Завокзальной, на улице Чапаева. Армяне в то время в Баку компактно проживали в довольно крупных жилых массивах и составляли абсолютное большинство жителей – на Завокзальной, в Арменикенте, в поселках Кирова, Воровского, на Гянджлике (сейчас сотка земли в поселке Кирова и Воровского стоит как однокомнатная квартира в Ереване, а на Гянджлике как трехкомнатная квартира в престижных ереванских районах) и на Хуторе.
Много армян проживало также в престижных центральных районах города, таких как Торговая и Книжный пассаж (территория вокруг кинотеатра «Вэтэн»), Баксовет, где за нынешние цены на одну квартиру можно скупить все село Джанйатаг Мардакертского района. Армяне в силу своей умелости и способности занимали и монополизировали практически всю сферу услуг – лучшими парикмахерами, портными, ремонтниками автомобилей, мастерами по ремонту квартир были армяне.
В Баку армяне славились своими золотыми руками, русские - золотыми сердцами, а азербайджанцы - золотыми зубами. Кроме того, армяне были представлены и в среде технической интеллигенции, в том числе и нефтяной, а также во властных структурах.
В одном КГБ Азербайджанской ССР работало на высоких должностях более десяти армян. Еще больше армян служили на высоких постах в МВД. Должность первого секретаря Кировского райкома партии была закреплена за лицами армянской национальности. И скажу честно, ни я, ни члены моей семьи, ни мои друзья не чувствовали себя в чем-то ущемленными, никогда я не стакивался с дискриминацией.
Даже лотушки и гядеши с Ясамала, Советской, Кубинки и Крепости не совались в армянонаселенные массивы города. В драках наши ребята с Завокзальной и Арменикента давали достойный отпор, и никто нас мальчишек, узнав откуда мы, не обижал. Наоборот, мы были хозяевами этого города. Сейчас если бы армяне оставались в Баку, то в силу своей продвинутости по сравнению с азербайджанцами, в зарубежных нефтяных компаниях и представительствах банков работали бы молодые армяне.
Схожее положение занимали армяне и в Кировабаде, где проживали в основном в районе Вторая часть. Потерпеть бы нам еще лет десять-пятнадцать и Кировабад тоже был бы де-факто в руках армян.
Где же сейчас Зорий Балаян и Абел Аганбекян? В Карабахе? Или работают не покладая рук во имя счастья Арцаха? Да нет же! Один крутится на яхте по миру, а другой развивает экономическую науку России, и нет им дела до Карабаха... И не их сыновья погибали от азербайджанских пуль.
Так чего же добились мы армяне, выиграв войну? Ведь мы своими руками разбудили в азербайджанцах национализм, который, положа руку на сердце надо признать, не был им присущ, и ненависть к нам, армянам.
Мы разбудили азербайджанцев, которым не было дела до Карабаха, многие из них и не знали, где находится Степанакерт. Теперь же вместо того, чтобы пользоваться всеми благами нефтяного Азербайджана, которые заслуживаем, и богатеть на нефтяном и банковском бизнесе, который, уверен на все сто процентов, мы прибрали бы к рукам с помощью диаспоры, наше родное государство влачит жалкое существование под игом деспотичного и алчного клана. Что нам дало движение Миацум и победа в войне?
Привязанность к авторитарной России, вместо демократического Запада? Зависимую экономику, вместо политических и экономических дивидендов от развитой транзитной транспортной и энергетической инфраструктуры, которая сулит нам географическое положение?
И еще иллюзорную свободу Арцаха (Нагорного Карабаха), который и без войны был и еще столетия оставался бы армянским? А теперь чьим будет Карабах – армянским или азербайджанским – большой вопрос, который будут решать сильные мира сего.
Араик Мелкумян
Ставропольский край»