Искендер Джавадов: «Наш футбол возрождается, но темпы надо ускорить»
Ему суждено было стать последним капитаном «Нефтчи», выступающего в высшей лиге Чемпионата СССР. Сегодня он является главой РФФ (Региональная федерация футбола) и членом исполкома АФФА (Ассоциация футбольных федераций Азербайджана), однако для большинства болельщиков он останется «на левом краю, под номером 11», всегда взрывным и заряженным на удар нападающим.
Гость газеты «Бакинский рабочий» — Искендер Джавадов.
— Последние несколько дней много разговоров вокруг инцидента с Роберто Карлосом в Самаре… Если помните, в него уже который раз бросили банан…
— Подлый и бесчестный поступок. Есть цивилизованные способы выражать свое недовольство тем или иным игроком: писать в газету, выступать на телевидении, принимать участие в интернет-форуме клуба.
А натянуть на голову капюшон и бросить исподтишка банан — это трусость. Роберто Карлос — величайший игрок! Перечислять его регалии и достижения считаю излишним.
B свои 38 лет он находится в прекрасной физической форме и одним своим приходом в «Анжи» привлек немало болельщиков на стадион.
Помимо всего перечисленного, он воспитанный человек, который отличается корректной игрой и уважительным отношением к сопернику. Чем он мог вызвать недовольство?
— Как предлагаете бороться с хулиганами?
— Поступать как в Европе: выявлять, штрафовать и пожизненно лишать возможности приходить на стадион. Хотя не удивлюсь, если этому самарскому юноше футбол безразличен, а на матч он пришел только из своих бездарных побуждений.
В конце концов, есть четко прописанные во многих УК такие наказуемые понятия, как «хулиганство» и «проявление расизма». Мне кажется, что действия этого субъекта подпадают под одно из них.
— В Европе наказывают и стадион, и клубы…..
— Санкции в отношении стадиона — с этим я могу согласиться. Службы безопасности обязаны обеспечивать порядок на трибунах. А вот насчет того, надо ли штрафовать клубы, я бы подискутировал. Клубы должны вести работу с фанклубами, но нести ответственность за каждого они не могут. Согласитесь, это невозможно.
— «Такие вещи в цивилизованных странах не терпят!» — сказал Карлос после матча.
— И правильно сказал. Один такой хулиган может испортить праздник миллионам людей.
— В ваши годы случалось подобное?
— Лично не сталкивался. Хотя пару раз говорили о брошенных с трибун камнях где-то в московском дерби. В те годы болельщики придумывали какие-то слоганы: забавные, но никогда не обидные. А хулигана сами бы прогнали с трибун.
— Сборные Голландии, Франции и Бразилии состоят в основном из легионеров, тем не менее взаимопонимание на поле идеальное. Почти все игроки нашей сборной играют в отечественной Премьер-лиге, однако сыгранность оставляет желать лучшего. Чем можете объяснить?
— Нехваткой класса. Игрок, который выше классом, всегда прочтет ситуацию и разгадает вашу задумку. Мы играем в основном за счет желания, а класс зачастую бьет желание.
— Как правило, после 70-й минуты игроки сборной сдают физически. В чем причина?
— Причина та же: нехватка класса. Противник лучше подготовлен, больше владеет мячом и заставляет вас двигаться и включаться в отбор. Естественно, ребята выдыхаются. Вследствие этого нередки разговоры о необходимости омоложения национальной команды.
Сборная команда — элита футбола, игроки которой находятся на пике своей карьеры. Если кто-то считает, что элита должна быть укомплектована 18—20-летними ребятами, то он глубоко ошибается. Пик формы и профессионализма футболиста наступает к 25—27 годам.
— Лобановский сказал в одном из своих интервью, что, в отличие от Бескова, никогда не был подвержен промосковским настроениям и всерьез подумывал о привлечении вас в сборную СССР...
— (Смеется). Да, Валерий Васильевич действительно не был подвержен промосковским настроениям. У него были прокиевские настроения. Сборная времен Лобановского целиком состояла из его подопечных. Исключение составляли только спартаковцы Дасаев, Хидиятуллин и минчанин Алейников. Но, к слову сказать, это был великий тренер, который не раз создавал классные команды.
— Несколько слов о Кубке Содружества.
— Наши клубы уже 3 раза привозили в Баку этот трофей. Значит, 3 раза звучал наш гимн. Как азербайджанский болельщик я, конечно же, рад. Думаю, для наших юниоров это является большим стимулом. Но как профессионал я вижу, что уровень данного турнира падает из года в год.
Украина и Россия вообще посылают на турнир полудублеро-полуюниорские составы, хотя в прежние годы финальные баталии москвичей и киевлян были украшением турнира.
Считаю, что нам уже давно пришло время показывать себя в Европе. Групповой этап Лиги Европы — вот какую цель должны ставить перед собой наши клубы, a на Кубке Содружества закалять молодежь.
— Ваше мнение о современном азербайджанском футболе.
— Некоторые издания считают, что Искендер Джавадов несправедливо критикует отечественные клубы и некоторых спортивных функционеров. Но позвольте, я около 40 лет в футболе, и как профессионал, как глава Региональной федерации футбола и член исполкома АФФА имею свой взгляд на ситуацию.
Я ведь не о физике говорю и не о химии, а о виде спорта, которому посвятил всю жизнь. Сегодня со стороны государства у нас строятся прекрасные стадионы, базы, создаются условия во всех регионах страны.
Выделяются средства, причем, средства солидные. Но тратить их надо рационально и со знанием дела. Знаете, сколько легионеров прошло через азербайджанские клубы за последние 7 лет? Около 2 тысяч! А сколько из них прижилось? Единицы. Это говорит о слабой работе клубных селекционеров. Я не против легионеров, но, приглашая иностранца, надо ставить перед ним цель: помочь клубу выйти в еврокубки, подтягивать молодежь, заинтересовать болельщика.
Необходимы хорошие тренеры, необходимо поднимать детский и юношеский футбол, проводить турниры наподобие «Кожаного мяча». Надо выявлять таланты. Посмотрите на наших детей: иногда смотрю на мальчишек во дворе и диву даюсь их финтам, фантазии.
Причем техника врожденная, они еще не посещали секции. Это — алмаз, который требует огранки, а вот с ней-то у нас и проблемы. Не умеем мы еще до конца развивать наши таланты. Да, наш футбол возрождается, но темпы надо ускорить.
— Если сейчас он возрождается, то был и период упадка?
— Со второй половины 80-х годов наш футбол прекратил развиваться из-за нерадивости некоторых чиновников. В результате приток молодежи в клубы иссяк, это и нарушило преемственность поколений.
Ушли Пономарев, Ахмедов, Джавадов, а взамен никто не пришел. Футбол — тонкая наука, сыгранный коллектив не создашь за один день.
Молодежь должна потихоньку вливаться в команду мастеров, проходить «обкатку», набираться опыта. Это — цепочка, которую нельзя прерывать. Увы, в нашем случае она прервалась.
— Чемпионат СССР многие называли хорошей футбольной школой.
— Согласен. В одном чемпионате были собраны сильные команды с совершенно разным футболом и манерой игры: киевская, спартаковская, кавказcкая, прибалтийская, азиатская школы, московские и минские динамовцы, армейцы. Это был самый колоритный чемпионат в Европе.
— Около 300 матчей за «Нефтчи». Есть, наверное, самый запоминающийся?
— 1987 год, 14 июля, «Нефтчи» (Баку) — «Кайрат» (Алматы) 6—0!
— С московскими спартаковцами и киевлянами, как с лидерами советского футбола, и с кавказскими клубами, потому что стиль игры был очень схожим. А вам, как болельщику, какая из наших игр запомнилась больше всего?
— Конечно, я помню ту игру.
— Вам довелось работать со многими тренерами. Кто сыграл наибольшую роль в вашем становлении?
— Ахмед Алескеров. Талантливый, порою жесткий, требовательный, но справедливый человек.
— Чем объясните плохую посещаемость игр внутреннего чемпионата?
— Болельщик идет на стадион, чтобы воочию увидеть игру кумира. Матчи сборной Азербайджана против сборных Испании, Турции, Германии прошли при полных трибунах. А почему? Потому что люди шли смотреть на звезд. До сих пор помню, как мы бегали на матчи «Нефтяника». Ажиотаж перед каждой игрой был огромный.
Чтобы отвадить безбилетников администрация стадиона мазала решетки мазутом, но... (смеется). В ту пору моя мама знала: если сегодня играют «нефтяники», значит, — Искендер вернется домой в грязной рубашке. Мы с завидным упорством проходили сквозь «преграду» и наслаждались игрой наших кумиров: Анатолия Банишевского, Казбека Туаева, Валерия Гаджиева.
И в мои годы в «Нефтчи» люди ходили смотреть на нас. Видимо, сегодня мало кто из игроков отечественных клубов является кумиром для болельщиков.
— В 2006-м вы отпраздновали юбилей — 50 лет. Накануне юбилея Президент Азербайджана Ильхам Алиев наградил вас орденом «Шохрат»…
— Да, и я очень дорожу этой наградой.
— До сих пор принимаете участие в матчах ветеранов?
— А как же! И участие принимаю, и поддерживаю отношения со многими из них. До сих пор дружу с грузинскими ветеранами — Александром Чивадзе, Отаром Габелия, Тенгизом Сулаквелидзе, Рамазом Шенгелия, Владимиром Гуцаевым.
Вот недавно в Грузии проходили торжества по случаю 30-летия завоевания тбилисскими динамовцами Кубка Кубков, я тоже был в числе приглaшенных.
Прекрасные отношения с киевлянами — Геннадием Литовченко, Игорем Белановым, Иваном Яремчуком, со спартаковцами — Юрием Гавриловым и Александром Бубновым, торпедовцем — Юрием Савичевым.
Часто бываю в Москве, часто они приезжают. Между прочим, как-то так сложилось, что Баку — это любимый город ветеранов советского футбола. Очень им здесь нравится. И сам город вызывает у них восхищение, и новые спортивные объекты. Говорят: «Баку хорошеет с каждым днем».
— Месси или Рональдо вы считаете сильнейшим на сегодняшний день?
— Все опросы выявили Месси как лучшего на сегодняшний день. Я, пожалуй, присоединюсь.
— Что для вас футбол?
— Вопрос кажется легким на первый взгляд, а вот как ответить, не знаю. Я процитирую слова нашего общенационального лидера Гейдара Алиева. Помню, в 1980 году сезон для нас складывался несколько неудачно. Замечания и неприятные отзывы сыпались со всех сторон. И вот у нас встреча с первым лицом республики.
Естественно, волнуемся в ожидании критики. А ее не было. Ни слова критики. Вообще не говорил о нашей неудачной серии. Только прощаясь, сказал: «От вашей игры, ребята, зависит настроение народа.
Когда выигрываете — настроение хорошее, когда проигрываете, наоборот». Нас эти слова действительно подстегнули, и второй круг чемпионата мы завершили с куда лучшими показателями.
Мурад Мамедов