Алексей Власов: «Есть угроза, что информационное противостояние может перерасти в войну настоящую»
Интервью 1news.az с генеральным директором Информационно-аналитического центра по изучению постсоветского пространства, заместителем декана исторического факультета МГУ, российским политологом Алексеем Власовым.
- Серж Саргсян не перестает делать провокационные заявления относительно нагорно-карабахского конфликта, используя для этого различные площадки. Как вы расцениваете поведение армянского президента?
- Азербайджан и Армения находятся в состоянии информационной войны. Именно так и нужно оценивать выступление армянского лидера. В зависимости от тактических соображений риторика меняется. Сейчас Ереван старается вести диалог на повышенных тонах, хотя это и не способствует поиску компромисса. Но, похоже, что и Баку готов отбросить «любезности», а это уже - опасный признак. Есть угроза, что информационное противостояние может перерасти в войну настоящую.
- Когда, по-вашему, переговорный процесс вновь войдет в свою активную фазу?
- Есть ощущение, что в ближайшее время переговорный процесс в трехстороннем формате продолжен не будет. После казанской встречи у Москвы, Еревана и Баку накопилось достаточно претензий друг к другу. Пока эта психологическая неудовлетворенность сохраняется, нет смысла усугублять ситуацию. Другой вопрос - возможна ли в принципе перезагрузка в карабахском урегулировании? Думаю, что шанс остается, но он не слишком велик, если брать краткосрочную перспективу.
- И насколько длительной окажется пауза?
- Пауза может затянуться до начала следующего года. Какие-то варианты осенью и в начале зимы будут предлагать ЕС и Вашингтон, но у меня нет уверенности, что их модели будут более успешными, нежели варианты, предлагаемые Москвой. Саммит «Восточного партнерства» кроме декларативных обращений не дал никаких реальных результатов. Тупиковость ситуации обозначилась с полной очевидностью. Баку настаивает на одном, Ереван во главу угла ставит тему статуса Нагорного Карабаха, посредники никак не могут выбраться из заколдованного круга.
- На грядущих президентских выборах в РФ кандидатом власти вновь станет экс-президент страны Владимир Путин. Как вы считаете, с его возвращением в главное кресло РФ насколько сильно изменится внешнеполитический курс страны, в том числе по карабахской проблематике?
- Политика Медведева была в значительной степени продолжением внешней политики Путина. Так что особых перемен ожидать не стоит. Я не убежден, что Путин по-прежнему будет играть роль главного модератора на переговорах между Ереваном и Баку. Слишком глубокие противоречия разделяют стороны конфликта. А потому вопрос - нужны ли новому Президенту России репутационные риски? Вопрос нуждается в серьезном осмыслении. Вероятно, что на данном этапе для РФ выход - это сохранение формулы «ни мира, ни войны».
- Есть мнение, что далеко не лучшие отношения Израиля и Турции могут сказаться на позиции Тель-Авива по т.н. «геноциду» армян и нагорно-карабахскому конфликту…
- Позиция Израиля по вопросу «геноцида» неоднозначна. Тель-Авив, как мне кажется, готов использовать этот шаг как последний аргумент против Анкары в том случае, если Эрдоган перейдет черту в конфронтации с Израилем. Но поле для маневра еще остается. На отношения Израиля с Азербайджаном этот шаг может повлиять негативно, но не стоит забывать, что у Баку есть свои интересы в этой стране, например, в сфере военно-технического сотрудничества. Да и к Эрдогану уже возникают вопросы в контексте возможной разморозки Протоколов. Турция ведет очень сложную игру в регионе и «конфликт» с Израилем - это только один из элементов этой игры.
Гамид Гамидов (Москва, Россия)