Российский политолог: «Конца противостоянию в настоящее время не видно»
Интервью 1news.az с известным российским политологом, экспертом Института русского зарубежья Виталием Журавлевым.
— В конце ноября все мы должны были стать свидетелями встречи представителей азербайджанской и армянской общин Нагорного Карабаха в Германии. Увы, представители армянской общины на встречу так и не приехали. Хотелось бы узнать ваше мнение на этот счет, а также попрошу ответить на вопрос: нужны ли подобные встречи в целом?
— Что касается упомянутой встречи армянской и азербайджанской общин, то собственно, что они могли обсуждать или решать применительно к Нагорному Карабаху? Реально этот вопрос решается на уровне правительств Азербайджана, Армении, России, Минской группы, других заинтересованных сторон. Поэтому в смысле реального решения проблемы Нагорного Карабаха встречи названных общин в Германии многого не дают. Они могут быть только фоном происходящих процессов. Тем более что Германия не входит в Минскую группу ОБСЕ.
С другой стороны, от встреч и переговоров хуже никому не бывает. Пусть встречаются, обсуждают вопросы своих двусторонних отношений и в Германии, и в других странах мира, выдвигают конструктивные инициативы — польза не исключена.
— Подведите в целом итоги уходящего года в плане урегулирования карабахского конфликта. Как вы считаете, его можно назвать положительным, позитивным, или?..
— Вряд ли можно назвать с точки зрения семантики русского языка «положительным» или «позитивным» год, по итогам которого в карабахском конфликте сохранилась ситуация «вооруженного мира». С другой стороны, открытого вооруженного конфликта, несмотря на многочисленные стычки на границе, удалось избежать. Проходили переговоры, шло обсуждение каких-то проектов, различных гуманитарных вопросов — и это уже хорошо. На мой взгляд, ситуацию можно оценить как «умеренно негативную».
Россия и Минская группа прилагали в 2011 году серьезные усилия и предложения по нахождению взаимоприемлемого решения, но они, к сожалению, не были подкреплены достаточными экономическими, военно-политическими, экспертными и другими ресурсами.
— Азербайджанская сторона заявляла о том, что Баку уже не ждет ничего нового ни от армянской стороны, ни от сопредседателей МГ ОБСЕ. Как вы считаете, повышается ли в свете этих заявлений риск войны в Карабахе?
— Не дай Бог. Военный вариант решения конфликта перспективы не имеет. Даже с учетом того, что военный бюджет Азербайджана сопоставим со всем бюджетом Армении, во время конфликта обе стороны понесут потери.
Ясно, что судьба Нагорного Карабаха — это кровоточащая рана и для Азербайджана, и для Армении. Обе стороны несут большие морально-психологические, социально-экономические, а порой, и человеческие потери. При этом конца противостоянию в настоящее время не видно. Остается только надеяться на мудрость и духовные силы руководителей государств.
— Каким вообще вам видится начало будущего года в плане урегулирования конфликта?
— Реальных конструктивных действий в плане урегулирования конфликта ожидать, видимо, не приходится. Если, конечно, не произойдет внезапная эскалация конфликта. В то же время, текущие контакты, которые обеспечивают коммуникацию сторон конфликта, его профилактику, будут продолжаться.
Гамид ГАМИДОВ
(Москва, Россия)