Предложение иранского депутата приведет к исчезновению Армении и превращению азербайджанцев Иранa в этническое большинство
«Депутат от провинции Урмия Надир Газипур является человеком очень недалеким и, судя по его заявлению, интеллектуально обделенным».
Так азербайджанский политолог Аждар Сираб в довольно жесткой форме охарактеризовал иранского политика, пригрозившего Азербайджану «аннулированием российско-персидского Туркменчайского договора 1828 года, если Баку не пересмотрит свою политику и будет продолжать сотрудничать с Израилем и запрещать ношение хиджаба в государственных учебных заведениях».
Представляем комментарий политолога по данному вопросу.
«Если официальные лица Азербайджана предоставят убежище неверным, депутаты от Ардебиля, Урмии и Тебриза представят в парламент законопроект в связи с этим и потребуют пересмотра Туркменчайского договора. Если законы будут пересмотрены, то территория Азербайджана будет отнесена к Ирану», - пригрoзил на днях Надир Газипур.
По мнению Аждара Сираба, «неверным» в первую очередь является сам автор этого «скандального» заявления. Только неверный может не замечать у себя под боком – по ту сторону пограничной реки – непрекращающуюся оккупацию Арменией 20% территории мусульманской страны, своих же соплеменников, а вместо этого печься о судьбе далеких палестинцев, с которыми ни Иран, ни Азербайджан даже не граничат! Только неверный может «метать икру» по поводу сотрудничества Азербайджана с Израилем, который – да будет известно «правоверному» Надиру Газипуру – не оккупирует ни пяди ни иранской, ни азербайджанской территории, и, в то же время, сотрудничать и целоваться чуть ли не взасос с государством, насильно изгнавшим миллион его братьев-шиитов.
Прежде чем требовать oт Азербайджана проявления солидарности с арабами, пусть эти заречные «радетели» прав носителей хиджаба сначала сами закроют границу с государством-агрессором, осквернившим десятки мечетей и мусульманских кладбищ, и перекроют ему газопровод. А если они считают, что торговать с Арменией – это их право, то пусть тогда молчат в тряпочку в вопросе выбора Азербайджаном для себя друзей и его хороших отношений с Израилем. Это тоже наше право. Это во-первых…
Во-вторых, аннулировать в одностороннем порядке Туркменчайский договор невозможно хотя бы потому, что одного из его подписантов – Российской Империи – уже нет среди государств мира (впрочем, как нет уже и Шахского Ирана – 1news.az). Установленная по этому договору русско-персидская граница с крушением Российской Империи по умолчанию стала границей между АДР и Персией, а позднее – между СССР и Персией. Роспуск СССР не мог повлечь за собой изменение границы Ирана на Кавказе, так как распады Российской Империи и СССР, а также утрата АДР своей независимости и ее восстановление 83 года спустя никакого отношения к Ирану не имели, и данное государство в территориальном плане не могло от подобных внутренних процессов ни выиграть, ни проиграть.
Слова Надира Газипура являются обычным бредом сивой кобылы. Кто-нибудь в здравом рассудке может представить себе одностороннюю отмену Россией договора о продаже Аляски американцам или аннулирование, допустим, Анкарой Кючюк-Кайнарджийского или Ясского мирных договоров с последующим возвращением в состав сегодняшней Турции отошедших к России бывших территорий Османской Империи? Поэтому угрозу умалишенного иранского депутата надо воспринимать только в контексте подобных исторических аналогий и никак не иначе.
Не может не вызывать насмешку то, что дежурные шавки армянской пропаганды тут же, как по команде «фас», ринулись ликовать по поводу заявления жириновско-подобного иранского депутата, не осознавая при этом, что гипотетическое аннулирование Туркменчайского договора должно будет привести не только к включению, по их мечтам, Азербайджана в состав Ирана (что, собственно, с одной стороны даже и неплохо, учитывая что азербайджанский народ хотя бы воссоединится с южанами и возобновит борьбу за независимость уже как единый, не разделенный на две части народ), но и к исчезновению с карты мира так называемой «Республики Армения», учитывая что данное «государство» было искусственно создано на месте Иреванского ханства, также отошедшего к России по условиям всё того же Туркменчайского договора. Вот об этом наши соседи как-то не подумали.
А ведь и в самом деле – если возможна реаннексия Азербайджана в состав Ирана путем одностороннего аннулирования вышеназванного договора, то подобной фантастической участи не избежит и некогда на 3/4 «татарский» (то бишь азербайджанский!) Иреван.
Если Москва как правопреемница одного из подписантов Туркменчайского договора тут же не признает не имеющим силы бредовое решение иранского парламента об аннулировании договора, то ей, следуя логике вещей, придется немедленно вывести свои войска из Гюмри и передавать свой несостоявшийся форпост Ирану. Если же она заявит протест, то протест сей будет распространяться на нерушимость не только Армении, но и Азербайджана. Аннулировать договор «в частичном» виде, то есть применительно только к Азербайджану, Надиру Газипуру и его коллегам-депутатам даже теоретически не удастся.
Очевидно, что в составе Ирана, в случае реализации фантазии депутата из Урмии, новые азербайджанские провинции не деазербайджанизируются, чего, к счастью, не произошло с Южным Азербайджаном в течение многих веков персидского доминирования. Зато Иреванская область, именуемая сегодня по ошибке «Хайастаном», мгновенно перестанет быть демографически армянской, так как сюда, пользуясь свободой передвижения внутри Ирана, мгновенно хлынут миллионы азербайджанцев из Тебриза, Ардебиля, Урмии, Занджана, не говоря уже о потомках азербайджанских беженцев из Армянской ССР, обосновавшихся в Северном Азербайджане – сегодняшней Азербайджанской Республике.
Не стоит даже гадать, в какое ничтожное меньшинство превратится оставшийся после массовой эмиграции жалкий миллион хаев. В освобожденном Иреване их просто перестанут замечать. Вновь отстроим Иреванский ханский дворец, 500-летие которого недавно отметил наш народ. Вернем исторические названия городам и селам. Так что я – двумя руками за аннулирование договора.
О «миацуме» хаям можно будет вообще забыть, так как в составе Ирана они уже не смогут больше «рыпаться» и противиться возвращению азербайджанцев в родные Ханкенди, Шушу и другие исконные города и села. Прибавьте сюда и сотни тысяч азербайджанцев из других областей Ирана, которые без каких либо преград вполне свободно переселятся в относительно малозаселенные Карабах и Зангезур.
Справедливость восторжествует еще и вот с какой точки зрения: учитывая, что армянская община Нагорного Карабаха представляет собой потомков персидских подданных, переселенных к албанским храмам и хачкарам в Арцахе в 1828 году, то за включением бывшего Карабахского ханства в состав Ирана последует то самое «возвращение», о котором любят в последнее время трубить хайские пропагандисты – но на сей раз это будет возвращение туда, откуда прибыли.
В Марагу, Салмас, Маку и т.д. Погостили в Карабахе и Иреване и хватит. В гостях хорошо, а дома, как ни крути, все же лучше. Аннулирование Туркменчайского договора будет означать также утрату действия его 15-й статьи, предусматривающей переселение хаев в Карабах и Иреван. Как после этого можно противиться отмене этого договора?! Я – за!
Одним словом, Армении как государства просто не станет, она растворится в пене волны Истории (надеемся, навсегда!), и хаям впору будет задуматься о создании очередного, которого по счету хайского территориального образования, на сей раз где-нибудь в южных регионах РФ.
А еще лучше на Чукотке, если чукчей не жаль. Но до этого нам уже не будет абсолютно никакого дела. О последствиях своего необдуманного гостеприимства пусть побеспокоятся сами русские, изучив печальный исторический опыт азербайджанской хлебосольности.
Есть еще и другой положительный момент в бредовом предложении умалишенного иранского депутата. Включение Азербайджанской Республики в состав Ирана приведет к тому, что к 30-миллионному азербайджанскому населению Ирана добавятся еще 9 миллионов соотечественников.
А если учесть, что рост населения среди азербайджанцев традиционно выше, чем в персидских семьях, то очень скоро, лет через 5-10 азербайджанцы в Иране превратятся в большинство. И тогда можно будет избрать своего главу государства и поставить вопрос о двуязычии Ирана.
Хотя, впрочем, может этот Надир Газипур является скрытым азербайджанским патриотом, искусно маскирующимся под «радетеля исламского режима», и все описанное выше и есть его истинный план?
Мы живем в таком мире, что все может быть, и ничему не следует удивляться. Вот пусть он сам об этом нам и расскажет. Мы уверены, что в Иране очень внимательно читают азербайджанские СМИ, даже русскоязычные. Прочтут и этот материал. А посему полагаем, что тема эта далеко не закрыта.
Аждар Сираб