Законопроект, который может взорвать современную систему международного миропорядка
Принятие Сенатом Франции законопроекта, подразумевающего наказание в виде года тюремного заключения и штрафа в размере 45 тыс. евро за отрицание так называемого «геноцида армян» в Османской империи в период Первой мировой войны, наталкивает на размышления и вызывает ряд вопросов.
Во-первых, вся мировая история изобилует многочисленными фактами физического уничтожения мирного населения в ходе войн, вооруженных конфликтов, политической борьбы, межэтнических конфликтов. Достаточно вспомнить наиболее масштабные преступления, совершенные только лишь в «цивилизованном» ХХ веке — истребление армянскими бандформированиями гражданского турецкого и азербайджанского населения в оккупированной части Османской империи в 1914—1916 годах и на Южном Кавказе в 1918—1994 годах, массовые репрессии японских оккупантов против мирного населения Китая и Кореи в период Второй мировой войны, уничтожение Германией в лагерях смерти миллионов евреев и цыган, истребление Францией почти одного миллиона гражданского населения в Алжире в 1945—1962 годах, массовую резню народности тутси в Руанде в 1990-е годы, истребление боснийских мусульман в бывшей Югославии в 1990-е годы. И если все государства начнут обвинять друг друга в «геноцидах», то на сложившейся с таким трудом современной системе международных отношений можно поставить жирный крест.
Азербайджану в результате агрессивной политики Армении в конце 80-х—начале 90-х годов пришлось столкнуться с вопиющими случаями этнических чисток и массовых убийств мирного азербайджанского населения со стороны армянских вооруженных формирований. Наиболее яркое подтверждение эта преступная политика Армении против Азербайджана нашла в Ходжалинской трагедии 1992 года, в результате чего армянскими военнослужащими были зверски убиты сотни ни в чем не повинных жителей этого города — женщины, дети и старики.
Во-вторых, само понятие «геноцид» подразумевает проведение карательных мер в форме физического уничтожения определенных слоев населения данной страны, чаще всего по национальному признаку, на основе принятых государством соответствующих законодательных актов и нормативных документов (Нюрн-бергские расовые законы
1935 г., решения Ванзейской конференции 1942 г. и др.) Подобное в мировой истории в первый и последний раз наблюдалось в Германии в период нацизма. Ничего подобного в Османской империи не наблюдалось, а события тех лет связаны с депортацией армянского населения в глубь страны, сопровождавшейся, как это часто наблюдается в подобных случаях, жертвами среди мирного населения. И не случайно, что термин «геноцид» получил распространение лишь после Второй мировой войны.
В-третьих, парадоксальным является тот факт, что в активного поборника «затыкания ртов» превратилась родина зарождения принципов «свободы, равенства и братства» — Франция. Возникает вопрос: как же в данном случае относиться к критериям плюрализма, принципам свободы слова и мысли, о которых ратовали великие мыслители Франции, которая, видимо, позабыла предупреждение своего же великого просветителя Ш.Монтескье: «Самая жестокая тирания — та, которая выступает под сенью законности и под флагом справедливости».
В целом же, принятие Сенатом Франции подобного законопроекта противоречит основополагающим нормам международного права, связанным с правами человека, в особенности такому фундаментальному принципу, как свобода слова и мысли, который отражен во «Всеобщей декларации прав человека», принятой ООН в 1948 году, в Международном пакте о гражданских и политических правах 1966 года, в Европейской конвенции о защите прав человека и др. важных международных документах, подписанных также и самой Францией. Принятие же французского подобного законопроекта наносит удар по основополагающим принципам ООН, ЕС, ОБСЕ, Совета Европы.
В-четвертых, в данном случае в лице Франции предпринимается попытка определенных сил христианского Запада с целью отторжения мусульманской Турции от Европы. Этим, по сути, стимулируется зловещий процесс «столкновения цивилизаций», чреватый куда более страшными последствиями для всего человечества, чем даже ядерная война. Причем этот пожар может вспыхнуть и в самой Европе с ее многомиллионной мусульманской диаспорой.
В-пятых, неужели национальные и даже геополитические интересы Франции станут жертвами стремления нынешней политической элиты этой страны заручиться столь дешевым способом голосами полумиллионной армянской диаспоры ради избрания Президентом уже достаточно оскандалившегося и потерявшего свою популярность у французского избирателя Н.Саркози?
В целом, принимая подобный законопроект, французский Сенат наглядно продемонстрировал исключительную неприязнь к Турции и ее растущей мощи в регионе, доказав тем самым, что именно Франция является самым рьяным противником принятия Турецкой Республики в Европейский Союз.
Камал АДЫГЕЗАЛОВ, докторант кафедры дипломатии и современных
интеграционных процессов Бакинского государственного университета