Посол Ирана в АР: «Если нам помешают экспортировать свою нефть, мы не допустим прохода по Ормузскому проливу ни одного танкера»
Интервью 1news.az с послом Исламской Республики Иран в Азербайджане Мухамедбагиром Бахрами.
- 11 февраля в Иране отмечается 33-я годовщина исламской революции. Примите наши поздравления. Хотелось бы, чтобы вы подвели небольшой итог за прошедший период. В чем основные достижения, которые стали возможными благодаря этой революции. Что она дала народу Ирана?
- Главное, что я хотел бы отметить – это то, что Великая исламская революция в Иране свершилась по воле иранского народа, который стремился вернуться к своим исламским корням. Дело в том, что шахский режим, правивший страной, был чужд нашему народу и его вере. Этот режим превратился в марионетку США и сионистского режима в регионе, лишив народ его истинной независимости. Но мы не могли бесконечно терпеть такое положение, и во главе со своим лидером Имамом Хомейни народ поднялся и сбросил ненавистный гнет шахского режима. Исламская революция - наше самое большое достижение, заложившее основу наших будущих успехов.
Сейчас наш народ определяет свою судьбу без вмешательства извне. Народ сам избирает своих руководителей от городских и сельских исламских советов до Верховного лидера. То есть народ, и только он определяет свою судьбу. Покажите мне какую-нибудь другую страну, где население так активно участвует в жизни своей страны. Все стало возможным благодаря исламской революции. Однако США и их приспешники никак не могут переварить победу нашего народа. Они устраивали и продолжают устраивать различные провокации в отношении нашего народа. Не сумев добиться желаемого, они натравили на нас свою марионетку – Саддама Хусейна. И каков был его конец? Весь иранский народ сплотился и дал отпор вражеским проискам и не уступил Саддаму ни сантиметра своей территории.
Кроме того, хотелось бы отметить, что мы добились успеха в различных направлениях. Если до революции в ВУЗах страны обучалось всего 100 тысяч студентов, то сейчас их количество достигло 3 миллионов. Если наша страна до революции не могла самостоятельно произвести даже простую огородную сетку, то сегодня Иран продвинулся в таких областях как медицина, нанотехнологии, киноискусство, космическая промышленность, машиностроение и др. То есть, несмотря на зависть наших врагов, мы развиваемся и укрепляемся. Вот успехи иранского народа, которых мы достигли благодаря революции. И модель нашего развития может стать примером и для других исламских стран, которые желают самостоятельности и прогресса.
- Запад продолжает обвинять Иран в попытках создания ядерного оружия, но иранское руководство утверждает, что все работы носят мирный характер. Не так давно Запад утвердил санкции, запрещающие заключать новые контракты о покупке иранской нефти, а также требующие постепенного прекращения закупок по уже имеющимся контрактам. Готов ли Иран к такому шагу Запада? Как вы намерены компенсировать потерю европейского рынка?
- Во-первых, хочу отметить, что наличие ядерного оружия само по себе вовсе не гарантия развития или прогресса. Вот возьмем СССР - у этой страны имелось достаточно ядерного оружия, но разве Союз смог защитить себя от развала? Или преуспел ли Израиль в противостоянии с малочисленной группой патриотов в Ливане? Способны ли США, обладающие арсеналом атомных бомб, противостоять участникам акции «оккупируй Уолл-стрит»?
Поэтому Иран считает, что обладание атомным оружием не является основой развития того или иного государства, напротив, никакой пользы от атомного оружия нет. Во-вторых, в нашей военной доктрине нет места для ядерного оружия, и, наконец, в-третьих, обладание оружием массового поражения противоречит исламу. Однако, что касается мирных ядерных технологий, то мы будем продолжать работать в этом направлении, и никто не может указывать в этом вопросе, потому что владение современными технологиями необходимо для развития медицины, промышленности, сельского хозяйства и других областей.
Это не только наше право, но и право любой страны. Лозунг нашего государства прост: «Мирный атом - для всех, ядерное оружие - ни для кого».
Спрашивается, если ядерное оружие – это беда, почему же сами «арбитры» владеют этим оружием? В отличие от них, мы осуществляем открытую политику, и у нас нет намерений по созданию ядерного оружия. Имам Хомейни в свое время предсказывал развал Советского Союза, и не ошибся. Он также предсказывал крах капиталистической системы, и происходящее сегодня в США и Европе – наглядное тому свидетельство. 21 век - век мусульман, век исламского мира. Мы развиваемся, а они стагнируют. Именно поэтому США хотят внести раздор между исламскими странами.
Что касается санкций Запада, то мы уже к ним практически привыкли, они нас не ослабляют, а напротив, усиливают. Наше развитие на виду, мы запускаем свои спутники в космос... Смогли бы мы добиться таких успехов, повлияй на нас санкции Западных стран?
Еще раз подчеркиваю, санкции не имеют никакого значения - пусть вводят столько, сколько душе угодно, мы ни на шаг не отступим от избранного пути. Мы сами не горим желанием продавать свою нефть Европе, и наш парламент принял об этом соответствующее решение. Только 16% нашей нефти поставляется в Европу. Проблем с клиентами у нас сегодня нет. Европейцы понимают свою ошибку и просят нас не прекращать поставки нефти. В современном мире санкции контрпродуктивны и не дают никакого результата, - в мире нет места санкциям.
- Иран объявил о возможном блокировании Ормузского пролива в случае наложения санкций на иранский нефтяной экспорт. Насколько такой сценарий вероятен, особенно принимая во внимание заявления США о том, что они этого не допустят?
- Как вам, наверное, известно, мы недавно провели успешные военно-морские учения в Ормузском проливе, и показали всему миру, что мы в состоянии перекрыть этот пролив. Однако на данный момент мы не видим в этом необходимости. Но если кто-то попытается помешать нам экспортировать свою нефть, то мы можем подумать о перекрытии Ормузского пролива и не допустить прохода по нему ни одного танкера с нефтью - мы в состоянии это сделать. Что касается США, то они не только не в состоянии ударить по Ирану, у них не хватит на это смелости. Они 8 лет руками Саддама пытались сокрушить нашу страну, но столкнулись с мощью и сплоченностью иранского народа. США сегодня пребывают в состоянии глубочайшего кризиса и подобные заявления в отношении Ирана рассчитаны на внутреннее пользование. Но если вдруг Штаты все же решатся ударить по Ирану, то пусть знают, что это, во-первых, чревато уничтожением Израиля, во-вторых, пострадают интересы США по всему миру, что несомненно ускорит их развал.
- Иран является одним из ближайших исторических соседей Азербайджана. С вашей страной у нас самая протяженная граница. Как бы вы охарактеризовали отношения между нашими странами?
- Как вы правильно указали, Иран и Азербайджан - исторические соседи. На суше мы имеем границу в 700 километров. Это не сегодняшнее и не вчерашнее соседство, - это соседство, сложившееся на протяжении веков. Ни Иран, ни Азербайджан никуда не исчезнут с этого географического пространства, и мы обречены жить в соседстве, дружбе и согласии. Кроме того, у нас общая культура, религия, ценности... Большая часть населения северных провинций Ирана говорит на одном языке с вашим народом, то есть мы обязаны хранить и развивать эту дружбу. И наше региональное единство должно носить стратегический характер.
Я также считаю, что некоторые заявления ряда лиц как в Иране, так и в Азербайджане не должны становиться поводом для ухудшения наших стратегических отношений, но вместе с тем думаю, что все эти вопросы должны постоянно находиться в поле зрения.
- ЕС и Турция все активнее вовлекаются в процесс урегулирования нагорно-карабахского конфликта. Иран как бы остается в стороне от этого вопроса. Что могла бы предложить ваша страна?
- Мы с самого начала этого конфликта оказывали свою посильную и стратегическую помощь братскому Азербайджану. В свое время покойный Гейдар Алиев, находясь как в Нахчыване, так и в Баку, также отмечал роль Ирана в этом вопросе. Мы поддерживали и поддерживаем территориальную целостность Азербайджана во всех международных организациях. И хотя мы не входим в МГ ОБСЕ, отмечу, что позиция Ирана по урегулированию конфликта заключается в том, что проблема должна быть решена исключительно в рамках территориальной целостности Азербайджана. Как заявлял спикер нашего парламента Али Лариджани, если Азербайджан у нас попросит помощи о посреднических усилиях в деле решения конфликта, то мы готовы оказать ее. Иран, как страна, подвергшаяся в 80-х годах прошлого века агрессии со стороны внешних сил, всегда была и будет против любых ее проявлений.
- В регионе произошли события, известные как «арабская весна». Каково отношение Ирана к этим событиям? Как Тегеран оценивает ситуацию, сложившуюся вокруг Сирии?
- Мы расцениваем события, известные как «арабская весна», проявлением пробуждения исламских народов. В Египте и в Тунисе, где произошли эти события, люди только сейчас начали совершать намаз и возвращаться к исламским истокам. Поэтому мы предпочитаем рассматривать эти процессы как исламское пробуждение и движение, направленное против политики сионизма.
Ислам в нашем понимании выше, чем национализм. Народы региона уже пробудились и не желают жить под диктовку извне и под натиском диктаторов.
З.Р., Ф.Б.