Геополитика: от хаоса на «пограничной полосе» до нового миропорядка
Сегодня даже в обычном разговоре часто можно услышать слово «геополитика».
Массовость этого термина, который несколько лет назад входил в лексикон ограниченного количества узких специалистов, связана не только с обновлением риторики общества. Правда, в ученых кругах немало и тех, кто напрямую связывает кардинальные социально-политические изменения с обновлением риторики общества (например, французский историк постмодернист Франсуа Фюре). Ф.Фюре говорит, что «в политическом языке» нашел свое конкретное выражение «новый символ» значительного социально-политического явления.
С этой точки зрения, широкая популяризация термина «геополитика» и его выход за рамки сугубо политического лексикона, напрямую связаны с теми серьезными изменениями, которые произошли в мировом философском, научном и политическом мышлении.
На фоне этого процесса, естественно, формирование геополитики как науки и ее презентация смотрятся как крайне важная задача. Этот тезис имеет смысл и в осмыслении имманентного эволюционного своеобразия философского, политического и научного мышления, и в аспекте предотвращения злобных манипуляций с сознанием миллионов с помощью новой терминологии.
О геополитике уже высказываются такие мысли, что во многих случаях открыто чувствуются манипулятивные попытки ради искусственных целей. Это более всего наблюдается в риторике тех, кто пытается показать, что в предпринятых политических шагах якобы есть геополитическая основа. А исследования, четко очерчивающие истинные философские и научные границы геополитики, показывают ложный образ подобных попыток.
В русле этих рассуждений привлекает внимание двухтомный труд профессора Новруза Мамедова «Введение в геополитику». Если с одной стороны книга вызывает интерес с точки зрения научного дискурса, то другим, не менее важным для нас моментом является то, что книга увидела свет на нашем родном языке. Нет нужды подчеркивать значение языкового вопроса в подразумеваемом нами значении.
Дело в том, что формирование в азербайджанском языке философского, политического и научного категориального аппарата - фактор, имеющий стратегическое значение. Усовершенствование терминологии особенно в новых научных областях - важный вклад в модернизацию мышления азербайджанца. О большом значении сознания, философского, политического и научного мышления в национальном, суверенном и демократическом государственном строительстве высказано немало мнений.
Появление в Азербайджане книг на других языках, естественно, положительный фактор. Однако исторически сложилось так, что любое общество, желающее развиваться и быть суверенным, должно обеспечить суверенитет своего национально-духовного, культурного, исторического, социально-политического и языкового пространства.
Поэтому создание весомого произведения на родном языке – это, во многих смыслах, не личная, а имеющая общественное значение деятельность. Профессор Новруз Мамедов и как представитель интеллигенции, и как лицо, занимающее важный государственный пост, показал прекрасный пример.
То, что книга названа «Введение в геополитику» не кажется случайностью. Автор дает понять, что его исследования в данном направлении будут расширены и углублены. Одновременно это ниточка к пониманию основной научной цели автора. То есть, проф.Н.Мамедов попытался дать ясное, простое, системное и современное представление о геополитике, как о науке.
Внимательное прочтение книги убеждает, что ученый достигает свей цели. Книга состоит из абсолютно ясно и конкретно выраженных подходов, положений, тезисов и суждений.
Очевидно, что автор глубоко усвоил все современные идеи о геополитике. На этом фоне можно понять серьезную научную цель автора, который на протяжении всей книги уделяет особое внимание использованию понятия «пограничная полоса» в геополитических учениях.
Дело в том, что анализируя современную парадигму геополитики, проф.Н.Мамедов высказывает мысль, что «пограничная зона» это пространство, ведущее к новому мировому порядку (кн. I, с. 434-445). Отмечается, что вначале в этих зонах интенсифицируются взаимосвязи различных геополитических структур.
В результате в этих зонах появляются новые структуры-аттракторы (аттрактор – важный термин, употребляющийся в современных синтетических научных направлениях, по смыслу означает «привлекательная структура» – Ф.Г.). Автор подтверждает эту идею на основе тезиса «граница в многомерном коммуникационном пространстве означает зоны высокой энергетики» (кн. I, с. 436).
Это представление полностью соответствует выводам, к которым пришли современные синтетические научные направления. Синергетика доказывает, что в результате взаимосвязей между различными системами в пограничной зоне появляются «странные аттракторы» (хаотические структуры, притягивающие поля), которые выступают в роли источника новой порядковой структуры.
Это значит, что проф.Н.Мамедов перспективу формирования нового мирового геополитического порядка рассматривает через призму структур, которые появятся в зоне интенсивных взаимосвязей различных геополитических регионов.
Из данного представления вытекают многочисленные политические, геополитические и дипломатические выводы. Этот момент свидетельствует о том, что книга написана в русле современного философско-научного подхода, и является несомненным успехом автора.
Книга написана в рамках доступной азербайджанскому читателю структуры, системы и способа выражения. Вместе с тем, в логической последовательности представлены исторически существующие подходы, а на их фоне современные представления в области геополитики. Преподнесение идеи в исторической эволюции фактически означает раскрытие ее содержания.
Сопоставлять основные положения геополитики времен Ратцеля, Челлена, Макиндера, Хаусхофера и др. с геополитическими положениями периода формирования информационного общества каким-то другим способом не представляется конструктивным с точки зрения современных научных критериев. Без этого сопоставительный анализ информационной модели геополитики и географического детерминизма выглядел бы безжизненным.
Тут также открывается возможность рассмотреть связь между социокультурными, политическими, экономическими и духовными особенностями каждого исторического периода и геополитическими представлениями.
В этом случае мы можем увидеть тесную связь геополитики, которая, на первый взгляд, относится к политическим и дипломатическим кругам, с происходящими в обществе процессами в целом. На этот счет можно привести простой пример.
В современном мире каждый гражданин имеет отношение к геополитике. Уровень государственного мышления гражданина, его образования, общественная позиция социальной группы и чувствительность к национально-государственным интересам общества в целом, факторы, имеющие геополитический оттенок. Проф. Н.Мамедов в своей книге смог донести до читателя именно этот дух.
И то, что исследование выполнено в форме двух книг, где в первой книге системно представлены общетеоретические идеи, а во второй – конкретный геополитический анализ, полностью соответствует этой цели. В этом смысле абсолютно уместно, что нашему региону в книге уделено отдельное внимание, в то время как основное содержание геополитической позиции ряда государств нашего региона проанализировано лаконично. В этом ряду наше внимание привлек объективный исследовательский подход к различным моделям Евразийства.
В самом деле, в нынешней сложной геополитической ситуации избрать верный путь требует тонкого подхода и глубокого анализа. У различных социальных, политических, экономических групп здесь могут быть свои интересы. А государственные интересы могут требовать совершенно иных условий. На плоскости политической действительности на фоне высказывания З.Бзежинского о том, что «геополитическая тяжесть мира сползает с Запада на Восток» более всего привлекает внимание вопрос координации позиций элиты и общества в таких завоевавших независимость странах, как Азербайджан.
Труд проф.Н.Мамедова важен также с точки зрения актуальности. С точки зрения государственных и общественных интересов, формирование общественной мысли с учетом реалий сегодняшнего дня – фактор, имеющий стратегическое значение. Наша мысль станет более понятной, если рассмотреть вопрос через призму границ и целей информационной войны на современном этапе. Не секрет, что многие государства непрерывно ведут против Азербайджана информационную войну и используют для этого все доступные им средства.
Формирование у людей верных представлений о происходящих в сфере геополитики событиях, сковывает руки противоположной стороны. Когда гражданин и представитель интеллигенции осознает истинную суть любого влияния извне, вероятность его попадания в различные информационные уловки сводится к минимуму. Например, очень большое значение имеет понимание нюансов, стоящих за различными тенденциями нового евразийства, которое, на первый взгляд, смотрится исключительно позитивно. Поскольку этот вопрос связан также с геополитическим будущим региона, в котором мы живем. И с точки зрения государственности и суверенитета тут важным условием является то, как бы не попасть в расставленные на предыдущих этапах сети. Проф.Н.Мамедов ясным, доступным языком, в сугубо научном аспекте проанализировав подобные современные геополитические тенденции, сделал очень нужное дело.
Предпринятый в книге анализ информационной модели геополитики привлек наше внимание и в другом плане. Как было отмечено выше, проф.Н.Мамедов эту модель представляет так, что очевидна ее связь с современной интегративной научной мыслью и методологией. Дело в том, что современные синтетические научные направления - основное научное пространство формирования межпредметной методологии. Анализ современных парадигм геополитики именно в аспекте этого движения – чрезвычайно современный подход.
Чувствуется, что проф.Н.Мамедов хорошо видит перспективу геополитических парадигм через межнаучную интеграционную призму. Книга, написанная в этом духе, в целом является позитивным влиянием на процесс формирования современного философского, политического и научного мышления. На наш взгляд, подобный методологический подход – одна из положительных характеристик книги проф.Н.Мамедова. Надеемся, что автор продолжит свои исследования в этом направлении.
Физули Гурбанов,
доктор философских наук, заведующий отделом Теории познания и философии науки Института философии, социологии и права НАНА