Неоновые огни от художника Фарида Алекперова - ФОТО
Сообщение о том, что в канун Новруз байрамы, 19 марта 2012 года в 18 часов в клубе Laser Strike, что в доме номер 179 по улице Шамиля Азизбекова, состоится Semeni Parti - выставка работ известного художника Фарида Алекперова, сразу же заинтересовало многих бакинцев.
И понятно! В Баку уже хорошо знают, что Фарид работает в необычной технике неоновой живописи, что этот талантливый неравнодушный человек воплощает в жизнь мечты многих обездоленных людей благодаря своей объемной благотворительной деятельности, а тут заманчивое приглашение на праздничное мероприятие…
Как поделилась куратор выставки, заведующая отделом инноваций Национального музея искусств Азербайджана Амина Меликова, у тех, кто посетит это мероприятие, есть возможность поистине испытать эстетический шок при встрече с произведениями свето-художника,приглашающего в волшебный, как бы параллельный мир.
Мир, где в затейливо украшенном специально затемненном зале в часы выставки сверкает созданный мастером на холсте символ новогоднего праздника СЕМЕНИ, «полыхает» огнями из специальных красок костер, через который могут перепрыгивать все желающие, а также предлагают неон-перформанс, представленный танцем девушек в оригинально раскрашенных костюмах.
Будут на выставке удивляющие разнообразием рисунков раскрашенные яйца, украшенная росписью керамическая посуда и работы Фарида Алекперова, выполненные в неоновой технике на холстах – все, что позволяет каждому из нас ощутить себя в мире галактики, созданном талантом Фарида Алекперова. Надо ли удивляться, что, зная об этом, в мастерскую Фарида Алекперова я шла с уверенностью, что у художника, работающего в одном из самых современных направлений изобразительного искусства, встречу нечто необычное и там мне предстоит познакомиться с чем-то дотоле невиданным. Тем более что мастер – слышала – привык по-хорошему удивлять своих гостей и одаривать их сюрпризами…
Вот и для меня он не сделал исключения: встретил в темном подвале, к стенам которого прислонены загрунтованные специальными белилами холсты на подрамниках, различимые лишь благодаря настежь открывшейся по звонку двери.
Первое впечатление оказалось настолько обидным, что на какой-то миг вызвало трудно скрываемое чувство досады – ну, что это за мастерская, где кроме подготовленных для работы полотен и посмотреть-то не на что… Но хозяин не просто был готов к такой реакции – он предвкушал ее как часть заготовленного сюрприза и был, по-моему, доволен эффектом, последовавшим после того, как щелчком обыкновенного выключателя превратил это белое безмолвие в царство переливающихся всеми цветами радуги сюжетов из созданного именно им волшебного мира.
Мира, практически шокирующего смелостью мастера, его фантазией, изобретательностью и художественным вкусом, которые так неистово служат людям… Мира - особенно богатого и разнообразного здесь в эти дни, когда Фарид Алекперов готовится к персональной выставке, посвященной Новруз байрамы, и в центре новой коллекции выставил только что написанный символ этого праздника – семени…
Давно уже подмечаю, как все труднее описывать и прежде никогда не повторявшиеся впечатления о встречах и беседах с художниками – настолько благодаря пришедшей, наконец, к нам творческой свободе изменились их предпочтения, круг исследуемых по-своему проблем в поиске нового отношения к кардинально изменившемуся окружающему миру и способу его осмысления. А теперь вот еще и новые материалы, формы, техника и стиль письма, позволяющие творческой личности адекватно воспроизводить мир собственных ощущений, основанных как на опыте предшественников, так и на постижении сегодняшних реалий – подчас интуитивно, все чаще – целенаправленно и даже прагматично…
Когда в 90-е годы прошедшего века молодой выпускник Азербайджанского государственного университета культуры и искусства Фарид Алекперов взялся осваивать новейшие компьютерные технологии, обеспечившие революционный взрыв в сфере весьма востребованной, но очень отстававшей тогда полиграфической промышленности, это уже было проявлением новаторского мышления. И, прежде всего, в применении к личности художников, многим из которых так и не пригодились в жизни знания, полученные в ВУЗе.
Будем объективны: долгие годы даже основательная подготовка в любом художественном ВУЗе не гарантировала всем выпускникам возможность реализовать в профессии свой потенциал. То, что по программе складывалось из овладения искусством рисунка, постижения законов перспективы и композиции, практическими навыками работы карандашом и кистью - в технике акварели или масла, не редко оставалось невостребованным. Но зато входило в плоть и кровь то, что из собственного опыта работы под руководством профессионалов над этюдами, зарисовками, служившими подготовительным процессом к написанию натюрмортов, пейзажей, портретов делало богаче внутренний мир автора произведений этих, да и других жанров.
Богатым стимулом для талантливых художников всегда оставались вывешенные в музеях и восхищавшие мир шедевры великих, но… до них, недосягаемых, было так далеко, а у художников с прочной, но старой закалкой на фоне быстро меняющегося времени оставалось все меньше точек для приложения сил, реализации замыслов и, тем более, экспериментов. Состоялись лишь те из молодых, кто на уроках мудрых наставников видел возможность постичь мировоззренческие ценности и, научившись видеть мир в его многообразии, испытывать постоянную потребность смело, по-своему отражать в собственном творчестве его достоинства и противоречия.
Середина 90-х – голодных лет растерянности и неустроенности - многому научила всегда очень зависимых творческих людей обнаруживать в себе силы отказываться от рутины, выходить из вынужденного застоя и постепенно становиться неугомонными первооткрывателями.
Фариду, пожалуй, эта «ломка» устоявшихся представлений далась легче, чем многим другим: по признанию, сделанному им еще в студенческие годы, он не связывал свое будущее с искусством - его привлекали бизнес, возможность заработать. Поработав художником в Азеринформе, взялся за полиграфическое производство - занялся дизайном каталогов, буклетов, пригласительных билетов и даже визитных карточек, что вполне соотносилось с профессиональным мышлением, а тут еще и заказы рекламодателей, связанные с их выполнением поездки по стране…
Но очень скоро и это интересное занятие превратилось в «пройденный этап», тем более что появилась возможность поработать в новом амплуа – педагога рисования и черчения в одном из лицеев шведского города Кируна – о таком мечтали многие коллеги Фарида. Но в тех экзотических краях он задержался на каких-то полтора года: «Для южанина жизнь в Заполярье - сплошная мука, и благ не захочешь»,- говорит…
- В условиях психологического дискомфорта я по три – четыре картины в день в свободное от работы время писал, - рассказывает.- Со всех четырех стен в комнате смотрели написанные в разных жанрах работы – как воспоминания о родителях, нашем солнечном крае и других приятных ощущениях – написанные по памяти яркие натюрморты, изысканные сюжеты восточных миниатюр и даже будоражившие воображение абстракции, согревающие своим теплом …
Но время идет, и сегодня Фарид с уверенностью называет судьбоносным и бесценным для него европейский опыт, познавая который имел возможность так многое осмыслить о себе, людях, мире и оценить, чтобы, как он с любовью к этому понятию говорит, прийти к осознанности.
Он живет в ладу с собой, его устраивает созданный самим уклад, он много работает, пригласив в свою группу друзей-единомышленников и…
спокойно относится к похвалам, славе, наградам. Не отрицая их достоинств, называет все это оболочкой, шелухой… не нужной лично ему.
В сорок лет Фарид Алекперов – личность с собственным философским кредо, человек уверенный, что у художника один хозяин – Бог.
Он уверен, что художник должен продавать свои произведения, ибо спрос на них - мерило состоятельности автора. И еще он периодически меняет род занятий как истинно творческий, одержимый и неравнодушный человек.
Вот и неоновая живопись добралась до него (или он до нее, а?)… Достаточно известная в Германии и Австрии, эта техника пришла к нам благодаря Фариду Алекперову – сегодня он единственный на Востоке организатор производства по ставшему очень востребованным методу декоративного убранства интерьеров общественных и жилых зданий с помощью специальных материалов.
Причем дело это у него достигло высоко художественного, профессионального и творческого уровня, как может быть только у художника, для которого эта новая техника - мастерство и хобби, предмет увлечения, поиск и новаторство.
Не случайно работы Фарида Алекперова пользуются огромной популярностью в Баку и за рубежом.
Прежде чем спросить художника о том, как это делается, рассматриваю материалы, на рекламном диалекте формулирующие понятие «Неоновая живопись от Фарида Алекперова» как гарантию качества и соответствие нынешним стандартам изысканной жизни, представление о предметах и явлениях, украшающих быт и сопутствующих радужному настрою.
Реклама, к примеру, говорит, что творческая мастерская Алекперова Фарида занимается неоновым дизайном ресторанов, кафе, дворцов счастья, клубов и частных домов, а наружная реклама с эффектом 3D, являющаяся беспрецедентной находкой в области рекламных технологий, впервые использована в Азербайджане.
Интересно, что речь идет о неоновой краске, экологически чистом материале, который производится в Швейцарии на базе кораллов Красного моря и на который имеются сертификаты о соответствии качества стандартам. Она не токсична, не имеет запаха. Наносится с помощью аэрографа и создает у зрителя объемный эффект 3D, за счет чего визуально увеличивает пространство.
- Что успели сделать? – наконец спрашиваю художника.
- Украсили Dalga Plaza,Avand,Kral,Arka,Niagara,Golden Ring,Marakesh,Cidr,Metkarting,Venice, Face Club,Sarı Gəlin.А также Zqan holding,Messinat holding,BP,Palmalife resort,Comp US и многие другие отели, офисы холдингов, рестораны…
- Востребованность определяет качество?
- Конечно!
- Я имею в виду не только технологию и эффект – вы художник, и под качественным оформлением – прежде всего содержание полотен, пусть и написанных нетрадиционными материалами…
- Не простой вопрос… Чаще всего, подходя к поверхности, все чаще заменяющей мне холст, не знаю, что буду писать, что у меня получится.
- Но это обязательно декор, приравненный к изобразительному искусству, произведения профессионального художника-философа, в «полотнах» которого энергетика мысли и приглашение к раздумьям?
- Надеюсь… Наша творческая студия Lightneon является бесспорным лидером в области неонового дизайна и световых эффектов. Более того, воплощая смелые креативные решения, Lightneon демонстрирует высокий профессионализм и безупречное качество исполняемой работы.
- На чем основана неоновая живопись как новое направление в искусстве?
- Прежде всего, на эффекте отражения неоновой краски при свете ультрафиолетовой лампы, создающего иллюзию свечения.
- Известно, что творческие изыски в области новейших технологий дизайна интерьера приводят вас к открытиям, которыми вы делитесь на тренингах и семинарах по аэрографии в разных городах и странах.
–Уже шестой год я занимаюсь неоновой росписью. Идея, как и полагается всякой идее, пришла мне свыше. Решил сделать подарок сыну и почему- то подумал, что светящееся звездное небо в детской комнате будет эффектным. Знаете, такой момент бывает в жизни каждого человека, когда ему открывается путь. Главное в такой момент довериться интуиции. В моем случае произошло именно так.
Поверьте, неоновая роспись - не просто умение рисовать в темноте. Это, прежде всего, определенная философия, идея. Это - как волшебство. Необходимо понимание многих принципов. Люди, которые приходят ко мне в студию, удивляются и радуются как дети. И это здорово!
- Часто приходят?
- Часто! Пять лет назад, когда все только начиналось, я полагал, что заказчиками будут владельцы клубов и ресторанов. Но практика показала, что все больше людей заказывает звездное небо для дома. В спальне, в гостиной, чаще – в детской.
- Только небо?
- Почему же! Приходится рисовать что угодно – от портретов до кубических картин…
Рассматривая работы Фарида, ощущаю их позитивное энергетическое влияние и размышляю о том, как на жизни одаренного художника может
отражаться череда встреч с огромным неизведанным миром и постоянных контактов с окружающей средой, провоцирующих одних на осмысление, за которым интересные своей неожиданностью полезные открытия в тиши мастерской, у других обнаруживает (подчас вдруг) врожденную потребность делиться, удивлять, вести за собой. Сегодняшнее увлечение Фарида Алекперова – убедительный повод, не довольствуясь малым, правдиво и доходчиво рассказывать средствами искусства о достижениях, способных волновать и радовать современников.
- Новое направление, успех, востребованность… Не родились же они на пустом месте…
- Слава Богу, нет. Я профессиональный художник, выросший в семье художников – отец и брат с детства стали для меня наставниками и людьми, определившими ауру в семье, - говорит художник.
Расставаясь, Фарид дарит мне скромный глиняный кувшинчик, украшенный фосфорицирующими фигурками гобустанских росписей, и теперь
в темноте он неизменно напоминает мне о многом – об истории и художнике, сердцем ощущающем эту первозданную близость к предкам и космосу одновременно. О живущем не равнодушно и сознающем себя частью мироздания человеке, о котором рассказывают и его росписи, приобщающие окружающих к духовности и несущие сердечную доброту.
И мне после встреч с необычными работами этого соотечественника и пространной беседы «по душам» уже не надо разъяснять, о чем его картины, творчество. Написанные в любой технике – они говорят: суть такова, что каждому из нас надо попробовать жить иначе, не довольствуясь шаблонами и штампами.
Не позволять себе стать винтиком общества потребления, материальной корзиной на двух ногах, жаждущей только телесных удовольствий. Надо просто быть человеком, что гораздо глубже и труднее тем, кто создает достойную программу собственного способа существования наедине с собой и в обществе. Кто, осознавая, как прекрасен и чудесен мир, не может позволить себе равнодушие и банальное резонерство.
Фарид – отражение мыслей и чаяний нового времени. В его работах есть сатира, но больше – лирики, романтики. Всегда философичный, он не декларирует каких-то системных решений, Он просто обращается к душе человека, который растет и мужает в наше время, в нашей стране.
Его герой – даже если это абстрактная сущность стенной росписи, а не конкретная личность, - знает, в какое время он живет. И помнит, сердцем радуется, что ныне XXI, а не XX век. Век новых технологий и новых отношений между людьми. Время отобрать те духовные ценности, которые следует взять с собой в будущее, чтобы жить не только красиво, но и честно, достойно.
Галина МИКЕЛАДЗЕ