Бахар Мурадова: «Называя наши власти «Бакинским правительством», иранские аятоллы выдвигают своего рода территориальные претензии»
Интервью 1news.az с вице-спикером Милли Меджлиса Азербайджана Бахар Мурадовой.
- Как, по-вашему, какая причина вызывает беспокойство Ирана в отношении Азербайджана, и почему эта страна столь агрессивно реагирует на события в нашей стране?
- Об этом, кроме Бога, известно, наверное, только некоторым т.н. «правоверным представителям Ирана» из числа аятолл. Было бы весьма уместно спросить у них об этом. Не хотелось бы, конечно, опираясь на предположения, высказывать какие-либо мысли, которые могут потом оказаться ошибочными, однако заметно, что многих в Иране не устраивает развитие Азербайджана как государства со светской моделью, при том, что большая часть населения нашей страны является исповедующей ислам.
Называя азербайджанские власти «Бакинским правительством», иранские ахунды и аятоллы разных мастей выдвигают своего рода территориальные и другие претензии. Как минимум за подобными заявлениями стоит желание Ирана видеть рядом со своей границей « исламское государство» по своему образу и подобию.
Т.е. эти круги видят опасность в том, что иранские граждане, в том числе и азербайджанцы, могут услышать альтернативные политические мысли и идеи, помимо тех, что сейчас озвучиваются иранским духовенством.
Я пришла к такому логическому выводу, что иранских деятелей серьезно беспокоит факт того, что азербайджанский пример может нанести ущерб их власти. В то же время, как я уже отметила выше, то, что существенную часть населения этой страны составляют наши братья, делает вопрос еще более щепетильным.
- Могут ли воспользоваться напряжением в азербайджано-иранских отношениях антиазербайджанские и антииранские силы?
- В любом случае лица, пытающиеся внести раздор в отношения двух соседних государств, двух народов, делают это во имя своих интересов. Это могут быть как отдельные группы внутри Ирана, так и другие международные круги, желающие видеть две эти страны в конфликтной ситуации.
Поэтому именно в такой момент они пустили в ход все свои рычаги. Год назад Азербайджан также располагался на этой территории, его окружали те же государства, он также желал интегрироваться в Европу, доказывая миру свою приверженность европейским ценностям, однако никто не оказывал на нас в связи с этим никакого давления и не предъявлял угроз. Что изменилось сейчас?
Азербайджан проводит песенный конкурс «Евровидение», становится непостоянным членом Совета безопасности ООН, целенаправленно использует свои экономические и природные ресурсы на укрепление государственности.
Сегодня, порой озвучиваются даже вопросы, связанные с территориальными претензиями. Иран, вообще, обвиняет нас в проведении не присущего нашему менталитету парада меньшинств.
Одновременно выдвигаются предложения и ультиматумы в связи с запретом песенного конкурса «Евровидение», утверждения о разрушении мечетей.
При этом факты подтверждают абсолютно противоположное - число мечетей, построенных и реконструированных за последние годы в Азербайджане за счет государства, неуклонно растет, создаются условия для нормального существования и процветания различных религиозных конфессий.
Однако на все это закрываются глаза, а против Азербайджана выдвигаются лишь абсурдные обвинения.
Вызывает сожаление тот факт, что при том, что все это организуется извне, в некоторых случаях подобные кампании поддерживаются также некоторыми отдельными гражданами и внутри страны.
Насколько логично обвинять нас в том, что мы пытаемся повысить свой имидж, используя этот международный конкурс в политических целях, и допускать при этом действия, наносящие ущерб имиджу самого конкурса?
Все это известно и руководству Азербайджана, и азербайджанскому народу. К сожалению, об этом знают и поддерживающие подобные «кампании» наши отдельные соотечественники, некоторые малочисленные группы, пытающиеся использовать все эти явления в своих интересах, дабы превратить их в инструмент реализации своих политических амбиций.
Азербайджан идет по своему пути. Мы проведем этот конкурс на высоком уровне, показав пример всем остальным странам.
- Есть опасения, что после решения сирийского вопроса очередной мишенью станет Иран. Может ли за беспокойством Ирана стоять страх использования против него Азербайджана или возникновения проблем с Южным Азербайджаном?
- Азербайджан неоднократно заявлял о своей заинтересованности в сохранении дружеских и добрососедских отношений с Ираном.
Он также открыто заявил о том, что Азербайджан никогда не допустит использования своей территории против Ирана. Что еще может сказать и сделать Азербайджан? Это официальная политика – открыто озвучиваются заявления, а азербайджанским обществом и народом не допускаются какие-либо действия, способные бросить на это тень.
Если Иран имеет какие-либо проблемы, учитывая как внутренние, так и внешние факторы, он должен заниматься их решением, без опасений на счет Азербайджана.
Иранское правительство должно дать соответствующие поручения тем же религиозным деятелям, чтобы во время чтения своих проповедей в мечетях они строили свои мысли вокруг вопросов, способных в действительности повлиять на религиозные чувства людей, способствующих реализации свободы их совести и вероисповедания, а не использовать эту трибуну как средство пропаганды против Азербайджана.
Кямиль Хамзаоглу