Джейхун Алекперов. Турецкий «постмодерн-переворот» и наследие Эрбакана | 1news.az | Новости
Точка зрения

Джейхун Алекперов. Турецкий «постмодерн-переворот» и наследие Эрбакана

17:16 - 25 / 06 / 2012
Джейхун Алекперов. Турецкий «постмодерн-переворот» и наследие Эрбакана

Некогда всемогущий турецкий генерал Чевик Бир оказался среди арестованных по делу «28 февраля 1997 года». 73-летнего генерала считают главным организатором так называемого «постмодерн-переворота».

Так в турецкой историографии называется демарш военного командования 28 февраля 1997 года и его последствия. 

Особо уполномоченная республиканская прокуратура Анкары обвинила 12 высокопоставленных отставных офицеров турецкой армии в причастности к февральским событиям 1997 года. В рамках судебного расследования 9 из 12 подозреваемых офицеров были арестованы и помещены в тюрьму Синджан. Среди них оказался бывший замначальника Генштаба ВС Турции генерал армии в отставке Чевик Бир.

Согласно следствию, именно генерал Бир отдал приказ ввести танковую дивизию в Синджан 28 февраля 1997 года, подписал меморандум ультимативного характера, заставил действующее тогда правительство принять практически все условия военного командования и учредил так называемую «Западную рабочую группу» с целью контроля за деятельностью правительства.

Примечательно, что в свое время генерал Бир был старшим адъютантом бывшего начальника Генштаба, главного организатора военного переворота 1980 года и 7-го президента Турции Кенана Эврена. По иронии судьбы, имя бывшего главы военной хунты и экс-президента, престарелого генерала армии в отставке Кенана Эврена проходило по не менее скандальному делу под названием «Военный переворот 12 сентября 1980 года».  

В течение долгих лет в Турции многие задавались вопросом: так в чем же особенность постмодернистского путча и каковы были его последствия?

Дело в том, что впервые в истории Турции вмешиваясь в политическую жизнь страны, генералы не взяли бразды правления в свои руки непосредственно, совершая обычный военный переворот путем свержения действующего правительства, как это было раньше.

В 1997 году, по сути, они добились большего и обеспечили созыв внеочередного заседания Совета национальной безопасности (СНБ), на котором, кстати, принимались очень важные решения, удовлетворившие почти все требования Генштаба.

Интересен тот факт, что под принятыми решениями стояли подписи всех членов СНБ, включая президента страны Сулеймана Демиреля. То есть, члены Совета, подписавшие важные документы под давлением генералов, юридически закрепили действия военного командования. Иными словами, с целью обеспечения контроля над деятельностью правительства военными была создана юридическая подоплека и учреждена нелегальная Западная рабочая группа, которой и руководил замначальника Генштаба генерал армии Чевик Бир.     

Принимаемые Советом национальной безопасности решения не предусматривали отставки коалиционного правительства Неджмеддина Эрбакана. Однако дискредитация правящей партии в глазах общественности с активным использованием при этом средств массовой информации шла по полной программе, и все это сводило к нулю всякого рода инициативы легитимного правительства.

Впоследствии так называемый «план действий» Западной рабочей группы стал косвенной причиной ухода коалиционного правительства Эрбакана в отставку, а его самого и возглавляемой им партии - и вовсе из политической жизни страны.

«В 1997 году правительство Партии благоденствия ушло в отставку благодаря плану сионистов, то есть США и Израиля, давления которых не выдержали 50 трусливых депутатов от правящей партии».

С таким заявлением когда-то выступил бывший премьер-министр Турции Неджмеддин Эрбакан.

В 2010 году покойный политик вручил корреспонденту газеты Star текст перевода секретного документа из своего личного архива от 30 октября 1996 года.

Эрбакан утверждал, что это отнюдь не переписка или сплетни американских дипломатов, подобные тем, которые публикует Wikileaks, а отражение доктрины национальной безопасности США. Под документом стояла подпись тогдашнего главы госдепартмента США Уоррена Кристофера.

Документ был отправлен в посольство США в Анкаре под грифом «совершенно секретно», а соответствующие уведомления получили американские посольства и диппредставительства во многих странах, а также в НАТО и ООН. По его словам, документ посвящался политической ситуации в Турции и путям свержения правительства Партии благоденствия.

Турецкая газета опубликовала наиболее важные отрывки из упомянутого выше документа.

«Национальные тенденции правительства и идеология премьер-министра Эрбакана стали причиной отдаления Турции от Запада и ее приближения к арабо-мусульманскому миру. Это глубоко тревожит нас.

Укрепление связей Турции с Ираном, Ираком, Ливией, Нигерией и Суданом не отвечает нашим национальным интересам и является вражеской политикой. Входящая в правящую коалицию Партия праведного пути не в силах противодействовать радикальным исламистским устремлениям властей.

По этой причине коалиция с Партией благоденствия не имеет никакой перспективы. Мы верим, что если Тансу Чиллер объявит о выходе из коалиции, это станет концом правительства Эрбакана и будут проведены внеочередные выборы. Но это может закончиться тем, что Партия благоденствия одержит более яркую победу на внеочередных выборах.

Турция обязана оставаться ключевым стратегическим партнером Соединенных Штатов. Нынешняя политика Турции не отвечает национальным интересам США. Турецкая армия должна проявить волю и перейти к решительным действиям. Жду ваших комментариев относительно этого плана», - говорилось в документе за подписью Кристофера.

По мнению Эрбакана, судя по документу, Партия благоденствия проводила вражескую политику по отношению к США, и ее партнер по коалиции – Партия праведного пути Тансу Чиллер была не в силах приостановить этот процесс. Для свержения правящей партии необходимо было применить силу и создать такие условия, чтобы она была не в состоянии одержать очередную победу на выборах.

Покойный турецкий премьер был уверен, что этот документ от 15 октября 1996 года стал своего рода сигналом для осуществления «постмодерн-переворота», коим часто называют известный «Меморандум военных» от 28 февраля 1997 года о недопустимости изменения светского характера турецкой государственности.

Впоследствии все это закончилось тем, что военное командование в ультимативной форме предупредило правительство о нежелательных последствиях проводимой им политики и 28 февраля 1997 года ввело танковую дивизию в Синджан.

В тот же день под председательством президента Сулеймана Демиреля было созвано специальное экстренное заседание Совета национальной безопасности.

Турецкий публицист Фехми Чалмук вел журналистское расследование по этому поводу и пришел к выводу о том, что во время заседания СНБ 28 февраля 1997 года обсуждались не 18 пунктов знаменитого «Меморандума военных», а 24 пункта. То есть, все эти годы турецкая общественность не знала об остальных 6 пунктах, обсуждавшихся в Совете и на принятии которых так упорно настаивали военные.

По словам Чалмука, бывший премьер-министр Неджмеддин Эрбакан вел длительные переговоры с военными и смог переубедить их. Военные настаивали на принятии всех пунктов меморандума, но Эрбакан сумел уговорить их отказаться от 6 пунктов.

Судя по его утверждениям, военные требовали введения азана (призыв к молитве у мусульман) на турецком языке, как это было раньше. Они хотели добиться ареста основателя религиозного течения «Нур» Фетуллаха Гюлена, уменьшения количества теологических факультетов в университетах страны и полного упразднения религиозных лицеев Имама Хатипа.

Отметим, что с момента объявления Республики вплоть до 1952 года, то есть до прихода к власти первой оппозиционной Демократической партии, азан в Турции совершался на турецком языке. 

Примечательно, что Чалмук решил хранить молчание по поводу двух остальных необнародованных требований военных. По его словам, об этих двух пунктах станет известно, когда архивы СНБ будут официально рассекречены.

Отметим, что после предупреждения в адрес тогдашнего премьер-министра Турции Неджмеддина Эрбакана его правительство ушло в отставку, Конституционный суд Турецкой Республики вынес решение о запрете возглавляемой им Партии благоденствия. Эрбакану и его сподвижникам было запрещено в течение пяти лет заниматься политикой.

Неджмеддин Эрбакан родился в 1926 году в турецком городе Синоп. Его первой партией была Партия национального порядка (Milli Nizam Partisi) правоцентристского толка, созданная им 26 января 1970 года и объединявшая политиков с исламистским уклоном.

20 мая 1971 года ПНП была закрыта решением Конституционного суда, который сослался на то, что партия не соответствует светскому характеру турецкого государства. Закрытие партии последовало через два месяца после  «Меморандума военных» от 12 марта 1971 года. Автор доктрины «Национального мышления»  Эрбакан иммигрировал тогда в Швейцарию.

11 октября 1972 года его соратники создали Партию национального спасения (Milli Selamet Partisi), которой с 1973 года начал руководить сам Эрбакан.

26 января 1974 года Народно-республиканская партия (НРП) и Партия национального спасения (ПНС) сформировали коалиционное правительство. Неджмеддин Эрбакан стал вице-премьером в правительстве Бюлента Эджевита.

В 1975 и 1977 гг. с участием ПНС были сформированы первое и второе коалиционные правительства национального фронта. Эрбакан являлся вице-премьером в коалиционных правительствах Сулеймана Демиреля. После военного переворота 12 сентября 1980 года ПНС была запрещена в числе других политических партий. 

После путча политики с исламистскими взглядами создали Партию благоденствия (Refah Partisi). В 1987 году истек срок запрета на политическую деятельность Неджмеддина Эрбакана, и он стал председателем этой партии. Его партия победила на всеобщих выборах 1995 года. Эрбакан сформировал коалиционное правительство вместе с Партией праведного пути Тансу Чиллер. 

Эрбакан был премьер-министром Турции с 28 июня 1996 года по 30 июня 1997 года. Через пару месяцев после очередного  «Меморандума военных» от 28 февраля 1997 года о недопустимости изменения светского характера Турецкой Республики и предупреждения в адрес Эрбакана, его правительство вынужденно ушло в отставку. Конституционный суд вынес решение о запрете Партии благоденствия, и бывшему премьер-министру, так же как и его соратникам, было запрещено в течение пяти лет заниматься политикой.

В 1998 году с благословения Эрбакана была создана Партия добродетели (Fazilet Partisi), которую также постигла участь Партии благоденствия.

В 2001 году сторонниками доктрины «Национального мышления» была учреждена Партия счастья (Saadet Partisi), председателем которой в 2003 году стал Неджмеддин Эрбакан. 

В 2010 году несогласованность в действиях между лидерами проправительственной Партии счастья Нуманом Куртулмушем и Неджмеддином Эрбаканом привела к тому, что последний принял решение об уходе. Эрбакан распорядился о формировании новой – шестой по счету – партии под своим руководством. Он хотел назвать ее Партией покоя (Huzur Partisi).

Однако суд признал недействительным последний конгресс Партии счастья, отменил все принятые им решения и постановил провести новые внутрипартийные выборы, тем самым аннулировав итоги голосования по избранию Нумана Куртулмуша председателем Партии счастья.

Правление партии было передано доверенным лицам Неджмеддина Эрбакана. Его сторонники пророчили председательство в партии его сыну – Фатиху Эрбакану. 

В результате главный оппонент Эрбакана внутри партии Нуман Куртулмуш вовсе покинул ее ряды и вместе со своими соратниками учредил новую политическую силу, которую назвал Партией «Глас народа».

В последние годы жизни Неджмеддин Эрбакан выступал в качестве яростного ненавистника Израиля. Он считал, что для достижения всеобщего благосостояния необходим новый, справедливый миропорядок.

Еще будучи премьер-министром, Эрбакан подвергался жесткой критике за свое желание установить в Турции правила «Мединской конституции», которые, по его мнению, должны были регулировать отношения между представителями различных конфессий и религиозных течений. В частности, многие в Турции недоумевали по поводу его видений относительно судебной практики и религиозного консенсуса.

Авторитетные турецкие юристы утверждали, что взгляды Эрбакана не выдерживали никакой критики и абсолютно не соответствовали Женевской конвенции по правам человека.

Неджмеддин Эрбакан считается политическим наставником нынешнего президента Абдуллы Гюля и премьер-министра Реджепа Тайипа Эрдогана. Но, несмотря на это, он жестко критиковал действия премьер-министра Эрдогана и предсказывал, что, в конце концов, правительство согласится на установку новой системы ПРО в Турции.

По иронии судьбы, основатель политического ислама, коим называют Неджмеддина Эрбакана, скончался 27 февраля 2011 года – за день до 14-й годовщины пресловутого меморандума, стоившего ему карьеры.

Напоследок отметим, что танками в Синджане 28 февраля 1997 года командовал предыдущий главком сухопутных войск генерал армии Эрдал Джейланоглу, ушедший в отставку в августе прошлого года. В далеком 1997 году Джейланоглу был командиром танковой дивизии в звании генерал-майора. Имя генерала фигурирует в списке военнослужащих, готовивших тот самый злосчастный меморандум.

А самый яростный сторонник светской государственности, коим часто называют генерала Бира, вместе с другими обвиняемыми помещен в военную тюрьму Синджана – города, куда в 1997 году генерал приказал-таки ввести танковую дивизию. Чевик Бир отвергает все обвинения в свой адрес, одновременно утверждая, что если бы поступил иначе, то нарушил бы Конституцию и законы.  

«Постмодерн-переворот» вошел в историю как последнее активное вмешательство турецких военных в политическую жизнь страны.

Джейхун Алекперов

Поделиться:
7181

Последние новости

Все новости

1news TV