Тофик Аббасов. Армения во власти перевернутой логики
Напряженная внутриполитическая ситуация в Армении как нельзя точно показывает, что власть для неучей и солдафонов есть не роскошь, а непомерное бремя.
То, как президент Серж Саргсян пытается загнать оппонентов в правовую ловушку перед президентскими выборами, дает основания полагать, что грызня вокруг судьбы власти будет только нарастать.
И еще, война на измор будет обретать самые изощренные и грязные проявления.
По сути, конфликт между нынешней верхушкой и кланом второго президента Роберта Кочаряна уже пересек точку невозврата.
До того, как президент распорядился нейтрализовать одного из дееспособных соратников второго президента, экс-главу МИД Вардана Осканяна, разборки между неприятелями имели место. Соперники тщательно присматривались друг другу, не делали резких телодвижений.
Помнится, как из аппарата министерств и ведомств, из местных органов самоуправления сторонники саргсяновского клана различными уловками выживали ставленников кочаряновской команды. И все же С. Саргсян не торопился давать своей команде сигнал последней тревоги. На то были свои причины.
Глава государства попытался привлечь на свою сторону лидера партии «Процветающая Армения» Гагика Царукяна, который никогда не скрывал своих дружеских отношений с Р. Кочаряном. Предложив после парламентских выборов партийному лидеру пост премьер-министра, президент вознамерился одной пулей положить сразу две цели – смягчить к себе отношение Р. Кочаряна, а с другой стороны инициировать мирное сосуществование с заклятыми врагами во власти.
Фишку эту С. Саргсян хотел осуществить ради победы на выборах 2013 года. Расчет не сработал не потому, что он недостаточно изучил текущую конъюнктуру. Провал стал следствием нездоровой атмосферы в верхнем эшелоне, который насквозь подвержен духу неприятия тех, кто хоть раз оступился в вопросе дележки власти.
Так, стратегия мягкого непротивления эффекта не дала, и наступила пора сжигания мостов. Две группы, которые еще вчера были в одной шеренге, окончательно разошлись по сторонам.
Вызов В. Осканяна на ковер правосудия являет собой иезуитский ход. Бросая тень нечистоплотности на недавнего соратника, С. Саргсян пытается продемонстрировать конкурентам свою решительность. Если с санкции прокурора действующий депутат, невзирая на свою неприкосновенность, приглашается на дачу показаний, это означает, что таким же образом В. Осканян может лишиться статуса депутата и угодить за решетку.
Не исключено, что в деле фонда «Сивилитас» он наследил по части финансовой дисциплины. Но, как кажется, не настолько, чтобы оскандалиться на весь свет, хотя преступление никогда маленьким не бывает. Чтобы приструнить остальных соперников, С. Саргсян вынужденно пошел на перебор. Обычно в таких случаях для жертвы выбирают маститых и наиболее авторитетных персон, у которых есть ореол непотопляемых.
Первый шаг сделан. Как бы ни хорохорился экс-министр, его появление в органах дознания сыграет добрую службу саргсяновской команде. Во-первых, это загонит В. Осканяна в подвешенное состояние вне зависимости от хода следствия. Во-вторых, дело окажет смирительное воздействие на наиболее рьяных противников С. Саргсяна. Наконец, такого рода зондаж вынудит некоторых представителей оппозиции пуститься в сепаратистский контакт с властью, что никогда не мешает хозяину положения в обезвреживании противников.
Власть в Армении со времен Р. Кочаряна безудержно кооперировалась с криминалитетом. В результате произошло логическое сращение, давшее уродливый результат в виде криминалитета во власти.
Начиная со второго президента и, кончая нынешним главой государства, у всех рыльца в пушку. И слону ясно, что верхушка живет в жиру и масле благодаря незаконным операциям с бюджетными средствами, контрабандным поставкам дефицита, производству и реализации контрафакта, небывалому обороту наркотических средств и многим другим грязным операциям. Ну а отмывание денег при масштабном разгуле криминалитета превращается в статью само собой разумеющуюся.
И, как следствие, все из верхушки прекрасно осведомлены о черных делах друг друга. Компроматы долгое время оставались в загажнике факторов сдерживания, пока виды претендентов не стали опасными.
Благоприятность ситуации для С.Саргсяна заключена лишь в том, что ныне правит балом он, а его вчерашние подельники в ранге претендентов. Психологический и правовой прессинг пущены фаворитом в действие.
В истории грязных диктатур происходящее ныне в Армении не является редкостью. В такие игры всегда играли силы, которые всего лишь прикрывались именем народа и за его спиной поедали общее добро.
Армянский кризис отчетливо показывает, что между правящей элитой и народом нет единства. Верхушка и общество живут и действуют порознь. Вдобавок, пропасть между власть предержащими и гражданами только углубляется, утверждая мораль перевернутой логики.
Власть в решении социально-экономических задач, в обуздании проблем потому и не преуспела, что не тем занималась. Это уже очевидно, что ей было не до нужд граждан. Она и ранее, и сегодня поглощена подковерной борьбой ради сохранения власти. Рычаги управления для правителей типа С. Саргсяна, Р. Кочаряна всего лишь средство для личного обогащения. И стоит ли в подобных реалиях удивляться беспомощности Армении перед лицом драматического положения людей?!
Тофик АББАСОВ,
главный редактор газеты «NEW BAKU POST»