Mo-Nika. Завтра сегодня станет вчера, или Зачем нам винтажные патефоны и Instagram с эффектом старых фото

Это случится году этак в 2045-и. Или 2047-м. Если, конечно, предположить, что древним майя просто надоело писать циферки, они ушли обедать, и никакого конца света не будет…
Так вот, это случится году этак в 2045-м. Ваш подросший сын или дочь забредут случайно на блошиный рынок, походят по рядам и, чуть поторговавшись, купят iPod classic. Потрепанный, с треснувшим экраном, но еще в рабочем состоянии.
Увидев сие приобретение, вы смахнете слезу умиления и ностальгии или же брезгливо поморщитесь (в зависимости от вашего нынешнего отношения к «надкушенным яблокам»). А сын или дочка выложит фото iPod-а в актуальной на тот момент соцсети, похвастается и, возможно, даже будет носить его с собой, закачав предварительно песни Эми Вайтхаус.
А если вы еще и сохраните до того времени свою футболку с портретом Гомера Симпсона или Гарри Поттера, то я вообще завидуя вашему ребенку – он станет звездой в кругу любителей винтажных вещиц.
В общем, в 2045-м или 2047 годах (если, конечно, майя просто ушли обедать), ничего, по сути, не изменится – люди, скорее всего, так же будут любить все винтажное. Какой-нибудь доктор психологии из Колумбийского Университета Очень Серьезных Исследований, наверняка, знает точную причину столь нежных чувств.
Но мы с ним незнакомы, так что мне , ничтоже сумняшеся, остается только предполагать… За образец могу взять, например, себя саму – вполне готова пожертвовать кусочком бессмертной души ради пишущей марки Underwood.


Спрашивается – зачем? Зачем нам нужны все эти громоздкие, дорогие и в большинстве своем непригодные к использованию вещи, если, когда они были в ходу, люди мечтали о том, что мы имеем сегодня. Точнее, даже и мечтать не могли.
Прогресс мчится вперед, вприпрыжку, сшибая все на своем пути, мы радуемся супер-пупер-цифровым девайсам, пользуемся ими, но все же сладострастно вздыхаем при виде чего-то родом из прошлого… Чаще всего – из того прошлого, которое не застали.
Время – лучший имиджмейкер. Оно окружает романтическим ореолом все, что угодно – от Перестройки до средневековой эпидемии чумы. Учебник истории превращается в сборник сказок (тем более, что он от него и в самом деле недалеко ушел…).
Любая эпоха, кроме той, в которой мы имели несчастье родиться, кажется красивой и чарующей. И если возможности купить волшебную палочку или застелить пол ковром-самолетом ни у кого нет (включая тех, кому по карману настоящий самолет), то «артефакты» из реальных, исторических сказок – вещь более-менее доступная. Немного терпения, немного денег и eBay вам в помощь.
И, что немаловажно, – мы не зависим от всех этих проигрывателей и огнетушителей в практическом смысле. Ими не нужно пользоваться – для повседневной жизни есть вещи и устройства куда более удобные. Ими не НУЖНО пользоваться, а потому ими ХОЧЕТСЯ пользоваться. Неудобства, если они добровольные, тоже могут доставлять своеобразное удовольствие.
Все перечисленное – это причина номер раз.
Теперь причина номер два. Жить только в своей эпохе как-то скучно. А вот жить одновременно в двух-трех эпохах уже куда интереснее. Винтажные и ретро-вещи дают нам если не сам такой шанс, то хотя бы его иллюзию. И, опять же, если вы купили фляжку времен Второй Мировой Войны и пьете из нее Кока-Колу, это ведь не значит, что вам нужно отправлять воевать с фашистами?
Негативная составляющая любой эпохи тем самым стирается, а остается лишь положительная. И даже если изначально этой положительной составляющей вовсе не было, то наша бурная фантазия, помноженная на книги и фильмы, все равно ее создаст.
Но, наверно, Луи Дагер, создатель фотографии, свихнулся бы от когнитивного диссонанса, глядя на то, как мы сейчас используем навороченную технику и программы для придания современным фото эффекта старины, размытости, потрепанности и т.д. Эххх… Где ж ему понять… Хотя еще неизвестно, по какой эпохе вздыхал сам Дагер.


- Как думаешь, на Сухом мосту можно найти иглы для проигрывателя?
- На Сухом мосту можно черта лысого найти. С иглами в нагрудном кармане…
И это почти не преувеличение. Жаль только, что перевозка черта через границу – затея хлопотная, так что бакинским туристам приходится ограничивать свои порывы.
А чего уж говорить о «барахолках» Парижа, Лондона или Мадрида… Чего уж говорить, если я там не была, черт побери! Да, все тот же – лысый, с иглами… Но, говорят, туда периодически даже знаменитые модельеры заглядывают – в поисках идей и вдохновения. Тем более что мода обычно возвращается. Хотя, возможно, именно в результате таких вылазок она и возвращается…
Но, так или иначе, надеюсь, блошиные рынки не вымрут. А то где же ваши сын или дочка купят iPod classic...
Mo-Nika