Представитель НАТО на Кавказе Уильям Лаху: «Альянс проводит политику открытых дверей со своими партнерами»
Интервью с офицером связи НАТО на Кавказе Уильямом Лаху.
- В Баку на днях прошла международная конференция о роли НАТО в обеспечении безопасности энергетической инфраструктуры. В ходе форума было озвучено немало интересных инициатив.
В частности, есть ли теоретическая, если не практическая вероятность установления со стороны НАТО т.н. «зонта безопасности» над энергетической инфраструктурой Азербайджана?
- Такого рода обсуждения носят гипотетический характер. Этот вопрос должны определять 28 стран-членов совместно путем консенсуса – поддерживать ли предоставление больших гарантий безопасности этой зоне или нет. На конференции в Баку некоторые ораторы заявили о целесообразности этого шага.
Этого нельзя знать наверняка. Поэтому повторю, что вопрос, на каком уровне страны-члены могут оказывать дополнительную поддержку и гарантии безопасности, должны решать сами страны-члены.
Альянс, конечно, поддерживает идеи по обеспечению сотрудничества и диалога с партнерами насчет проблемы энергетической безопасности, исходя из признания внимания к странам-партнерам и их озабоченности относительно энергетической инфраструктуры.
В настоящий момент мы помогаем нашим партнерам развивать их собственные системы безопасности, оказываем помощь в проведении тренингов, прочих мероприятий образовательного характера, конференций, дискуссий относительно того, чем еще альянс может помочь. Мы также организуем форумы по региональному сотрудничеству.
Что же касается практических гарантий, то это совсем другой вопрос, который выходит за рамки того, о чем говорит устав альянса. Если страны-члены решат провести какие-либо практические операции за пределами альянса, это будет решаться на индивидуальной основе. Как, к примеру, это было в случае Афганистана и Ливии.
Сама по себе идея интересна, она не является чем-то новым, когда страны-партнеры запрашивают от альянса дополнительные гарантии безопасности. Но, повторюсь, это теоретическая идея, и ее реализация зависит от будущих дискуссий между странами-членами, участвовать в этом или нет.
- Насколько я знаю, недавно Азербайджан обратился к НАТО с какими-то предложениями, касающимися энергетической безопасности?
- Я не участвовал в этом, но по моим сведениям, обсуждения на этот счет проводились между Азербайджаном и экспертами НАТО. Азербайджан предложил определенное сотрудничество, касающееся энергетической инфраструктуры.
- Недавно один из армянских генералов заявил о том, что Армения поразит объекты энергетической инфраструктуры Азербайджана в случае возобновления войны за Карабах. Не повышают ли эти угрозы необходимость координации усилий между Азербайджаном и НАТО в защите энергетических объектов глобальной значимости?
- Это тоже вопрос о том, будут ли заинтересованы страны-члены в оказании практической помощи. Отдельные страны-члены НАТО могут сделать это самостоятельно. Эти отдельные страны имеют свои собственные двусторонние интересы и отношения с партнерами. Потому они могут на двустороннем уровне решать, оказывать или нет дополнительную помощь.
Касательно заявления, которое вы упомянули…
- В Азербайджане, например, бытует мнение, что на Западе такие заявления почему-то не воспринимаются всерьез.
- Смотря, кто имеется в виду. Честно говоря, я лично не слышал прежде об этом заявлении и не знаю, действительно ли оно носит характер угрозы или это просто политологическая гипотеза.
Вопрос, по которому мы все выступаем с одной позиции, состоит в том, что мирное решение нагорно-карабахской проблемы исключительно важно для всех сторон. Это важно и для Азербайджана, и для всего региона в экономическом смысле.
Важность этого будет лишь нарастать по мере вовлечения региона в экономическую интеграцию с Европой. Причем интерес и важность не будет уменьшаться. Потому НАТО полагается на Минскую группу ОБСЕ и другие международные организации, надеясь, что их усилия приведут к мирному решению конфликта.
НАТО – это организация, основанная на защите своих членов, альянс не собирается вовлекаться в переговорный процесс, есть организации, специализирующиеся в этом. Однако НАТО поддерживает их политически.
- Азербайджан не заявлял о намерении вступить в НАТО, однако сотрудничество республики с альянсом с беспокойством воспринимается в Москве. Что можете сказать по этому поводу?
- НАТО сотрудничает с Россией на очень высоком уровне. Россия и НАТО являются важными партнерами. Альянс обеспечивает безопасность и предоставляет гарантии безопасности и стабильности.
В интересах НАТО обеспечивать мир и стабильность в Европе и на ее периферии. В этой связи альянс действительно является большим союзником и партнером России. Надеюсь, у нас будут позитивные дискуссии относительно совместной работы в установлении мира и стабильности не только в регионе, но и в более глобальном контексте.
Если же Азербайджан когда-то будет заинтересован в членстве в НАТО, то альянс проводит политику открытых дверей со своими партнерами. Решение о вступлении в НАТО будет зависеть от Азербайджана.
В настоящее же время Азербайджан является надежным партнером альянса, и НАТО устраивает этот уровень сотрудничества. Вам самим, а не кому-либо другому, определять свои отношения с НАТО.
F.H.