Первобытные инстинкты: а вы когда-нибудь задумывались, почему мы так странно ведем себя в лифтах?
«Сегодня утром я пережила самые длинные три минуты в своей жизни!», - этими словами встретила меня коллега, волею судьбы застрявшая в лифте.
Оказавшись в буквальном смысле в подвешенном состоянии, она испытала целую палитру чувств, главным из которых был безотчетный всеобъемлющий страх.
В той или иной мере страх застрять в лифте, равно как и некоторая необъяснимая неловкость в этом замкнутом пространстве знакомы каждому, кому приходится пользоваться лифтами. А в наши избежать этого практически невозможно - все современные бизнес-центры, торговые моллы, и жилые многоэтажки, разумеется, оснащены высокотехнологичными подъемниками.
Клаустрофобия (боязнь замкнутых пространств, боязнь закрытых помещений, ограниченных пространств, страх лифтов) считается самой распространенной в мире разновидностью фобий.
Но даже если с замкнутыми пространствами и вас все в порядке, поездка в лифте все равно вызывает некую настороженность, заставляя пребывать те несколько минут, что мы проводим в кабине подъемника в напряжении.
Этикет замкнутого пространства
Не так давно Всемирная служба Би-би-си опубликовала на своих страницах любопытное исследование, согласно которому, наше поведение в лифтах всегда выявляет скрытую тревогу.
«В лифтах действует собственный этикет. Люди, входящие в них, обычно поворачиваются лицом к двери. Если в лифт входит кто-то еще, нужно подвинуться. Наблюдения показывают, что пассажиры лифтов инстинктивно проделывают ряд мелких перемещений, предопределенных, как па в кадрили.
Если вас в лифте двое, вы расходитесь по разным углам. Встав по диагонали кабинки – как точки на плоскости игральных костей – вы обеспечите наибольшее расстояние между собой и другим пассажиром лифта.
Оказавшись внутри, многие либо просто смотрят вниз, либо исследуют содержимое своего мобильного телефона», - утверждает доктор Ли Грей из Университета Северной Каролины в Шарлотте, автор научного исследования этого вида общественного транспорта.
Защита от «чужаков»
И действительно, достаточно проследить за «соседями по кабине», чтобы заметить: их поведение в лифте необычно.
В бизнес-центре, где расположен офис 1news.az, подъемники запрограммированы таким образом, что вне зависимости от того, полон лифт или пуст – он останавливается на каждом этаже, если на нем нажата «кнопка» вызова.
В часы-пик, к примеру, в конце рабочего дня, эта поездка превращается в настоящее испытание на терпеливость для всех, кто собирается покинуть офис, ибо «рейс» занимает не привычные 3 минуты, а все 10, а иногда и 15 минут.
Если в кабине находится 3-4 человека, все участники, прижавшись каждый в свой угол, смотрят в пол/потолок, либо уткнувшись в мобильный телефон, стараясь всеми возможными способами оградить свое личное пространство от остальных.
Любопытно, что когда в лифт «набивается» столько людей, что о личном пространстве уже не может быть и речи, пассажиры подъемника сплачиваются в одну дружную команду, готовую защищать «свою» кабину от «чужаков» с других этажей, пытающихся проникнуть на занятую территорию.
Вероятно, поездка в лифте подсознательно воспринимается пассажирами как критическая ситуация, которая вызволяет на свет божий все наши первобытные инстинкты.
«Дело в том, что у каждого человека есть так называемая «зона комфорта», то самое личное пространство, которое должно быть недоступным для посторонних.
Оно подразделяется на четыре вида: интимная зона (до полуметра), личная (от полуметра до полутора метров), социальная (от полутора до четырёх метров), и общая зона (более 4 метров вокруг человека).
В общественном транспорте, и в частности, в лифте, соблюдать дистанцию, необходимую для сохранения спокойствия и уверенности попросту невозможно. Личная зона становится доступной для посторонних, что, разумеется, так и ли иначе вызывает дискомфорт», - комментирует психолог-консультант Эллада Горина.
По ее мнению, утверждать, что поездки в лифтах вызывает страх у всех без исключения – неправильно.
«Разумеется, это не так. Большинство из нас не испытывают никакого страха садясь в лифт, но некоторая настороженность присутствует всегда. Некоторым образом это связано с тем, что находясь в кабине подъемника, человек не может полностью контролировать ситуацию, что заставляет его быть особенно внимательным, чтобы предпринять что-то, в случае непредвиденных событий», - говорит психолог.
К выводу, что основной причиной тревоги является чувство бесправия, пришел в результате своих исследований и Ли Грей:
«Вы находитесь в машине, которая движется, у вас нет контроля над этим движением. Вы не можете видеть двигатель лифта, вы не знаете, как он работает», - говорит Грей.
Завис между этажами
Застрять в лифте – перспектива не из приятных.
В пятидесятых годах прошлого столетия, когда было сдано в эксплуатацию одно из первых высотных зданий в Баку – Дом правительства, всю мебель и прочую необходимую утварь, на 10 этаж (на высоту 55 метров), приходилось нести поднимаясь по лестницам. У здания постоянно дежурили машины скорой помощи, так как подобные нагрузки повлекли за собой массовые сердечные приступы.
Стало понятно – без лифтов здесь не обойтись. Но поскольку в здании постоянно находилось слишком много людей, перегруженные лифты останавливались между этажами, и иногда люди просиживали в них по часу и больше.
Пару лет назад одним из хитов Интернета стал когда-то ролик, повествующий о страданиях мужчины, оказавшегося заточенным в лифте на двое суток. На февраль 2010 г. у ролика более 5,2 млн. просмотров.
Сотруднику журнала Business Week Николасу Уайту не посчастливилось оказаться в лифте в пятничный вечер, как раз в тот момент, когда в здании произошел скачок напряжения. Трехминутный ролик запечатлел, как отчаявшийся мужчина ходит по кабине кругами, пытается карабкаться на стену, открывать двери, ложится на пол и пытется спать, скрючившись.
«Нам не нравится быть в закрытом пространстве. Нам хочется выйти из лифта, как можно скорее, потому что в нем страшновато находиться. Каждый раз, когда я вхожу в лифт, я, конечно, вспоминаю, что со мной произошло», - признается Уайт.
По его словам, будучи запертым в лифте, Ник Уайт думал о другом закрытом пространстве, о котором тоже всегда подсознательно помнишь, - могиле.
Все безопасно, господа!
Исследователь утверждает: несмотря на всеобщий страх перед поездками в лифте, подъемник является куда более безопасным транспортным средством, чем, к примеру, привычный автомобиль.
«Это на самом деле один из самых безопасных видов транспорта, если вы сравните миллиарды километров, которые лифты преодолевают каждый год, и очень, очень небольшое число несчастных случаев, связанных с лифтами».
Чего же боятся пассажиры лифта? Мы провели опрос, по результатам которого выяснилось, что в основном это страх провалиться в шахту.
«Когда я застряла в лифте, у меня началась паника. Я боялась пошевелиться, опасаясь, что порвутся канаты и мы полетим в шахту. Это ужасное состояние, когда ты не можешь ничего предпринять, и целиком и полностью зависишь от людей, находящихся снаружи», - делится с нами Нигяр Мамедова.
«Предпочитаю подниматься пешком. Не то, чтобы боюсь лифтов, просто мне не нравится это ощущение беспомощности. Предпочитаю контролировать ситуацию», - говорит Вугар Исмаилов.
«Буквально вчера я ехала в лифте и вдруг, буквально на долю секунды мигнуло электричество.
Первой моей мыслью было: сейчас кабина провалится вниз, а я даже не поцеловала ребенка, уходя из дома. Мы всегда ожидаем худшего, это какой-то безотчетный страх», - сказала Фарида Кулиева.
Он залез на платформу открытого лифта, которая находилась на высоте четвертого этажа. На платформе уже стояли бочки и ящики, так что нагружена она была, будь здоров.
Отис махнул рукой, и его помощники перерубили тросы. Толпа вздохнула, но лифт не упал. Сработало изобретение Отиса, ловитель (лифтовый тормоз).
Сегодня все лифты оснащены автоматическими ловителями, управляемыми отдельным тросом и ограничителем скорости. В случае чего, срабатывает центробежный «тормоз», и лифт плавно затормаживается до полной остановки. Так что опасаться стремительного полета в шахту не стоит. Если, конечно, ловитель сработает.
Лейла Лейсан