Армения: накануне и после выборов
Складывающаяся ситуация в Армении, а также возросшая активность и давление внешних акторов на власть в вопросе геополитической оринтации указывают на то, что нынешний год обещает быть судьбоносным.
Хотя президентские выборы, скорее всего, пройдут в отностительно спокойной обстановке и главой государства будет избран нынешний президент Серж Саргсян, поствыборный период станет весьма напряженным.
Для более четкого понимания логики действий акторов армянского политического пространства следует обратить взор на итоги парламентских выборов, прошедших в мае 2012 года.
В результате событий, предшествовавших выборам (спад накала оппозиционной борьбы, закулисные игры во властном лагере и др.), итоги голосования были легко предсказуемы. Как и ожидалось, победу одержала возглавляемая президентом С.Саргсяном правящая Республиканская партия (РПА), которая завоевала абсолютное большинство в Национальном собрании - 69 мест в 131-местном парламенте.
Партия «Процветающая Армения» (ППА), возглавляемая олигархом и близким соратником Роберта Кочаряна Гагиком Царукяном, заняла 37 мест, а основная оппозиционная сила - Армянский Национальный Конгресс - ввиду соглашательской политики с властями, растеряв голоса протестного электората, представлен 7 депутатами.
Остальные места поделили между собой «Оринац еркир» (Страна законности) - 6 , АРФ Дашнакцутюн и «Наследие» - по пять мест.
Таким образом, РПА получила возможность контролировать законодательный орган (если добавить еще 6 депутатов из «Оринац еркир», вошедшую в коалицию с правящей партией, то получается 75 депутатских голоса) и возможность самостоятельно формировать правительство без оглядки на «союзников» в лице ППА.
Этот расклад и стал определяющим в предвыборной тактике политических сил страны.
Во-первых, в Национальное собрание вошла радикальная оппозиция в лице возглавляемого Л.Тер-Петросяном АНК, что в свою очередь повлияло на стабилизацию общественно-политической ситуации, по крайней мере, убрало с улиц решительно настроенную часть протестного электората.
Учитывая связи Роберта Кочаряна с ППА, такое поведение партии на тот момент давало основание полагать, что второй президент или же Гагик Царукян выдвинут свои кандидатутры на пост главы государства. Тем более, что основные оппозиционные силы намекали на поддержку кандидата от ППА.
Однако, вопреки всем прогнозам, незадолго до начала регистрации в ЦИК кандидатов в президенты Гагик Царукян объявил о том, что он не будет выдвигать свою кандидатуру и не поддержит никого из претендентов. Для общества остались загадкой причины, побудившие его не выдвигаться на выборах. Но об этом позже.
Итак, Армения к президентским выборам подошла на фоне экономического спада, нерешенных внешнеполитических пробем, а главное - с карабахсим конфликтом, возрошей активностью гражданского общества (победа гражданских активистов в делах защиты сквера Маштоца и экологов, вынужденная острая реакция властей на убийство военврача в ресторане, принадлежащем президенту Федерации футбола олигарху Рубену Айрапетяну) и с практически зачищенным политическим полем, где С.Саргсян может одержать победу в бесконкурентной борьбе.
Избранный в первый раз в 2008 году в результате неоднозначно воспринятых как внутри страны, так и за рубежом выборов, сопровожденных расстрелом оппозиционных манифестантов, С.Саргсян вступает в борьбу под лозунгом «К обеспеченной Армении».
Армянский феномен: выбор между плохим и худшим
Накануне президентских выборов политическое поле Армении оказалось в стагнации. Основные игроки политического поля - партия «Процветающая Армения» (ППА) во главе с олигархом Гагиком Царукяном, АРФ Дашнакцутюн и Армянский национальный конгресс (АНК), возглавляемый Левоном Тер-Петросяном, отказались от участия в выборах. «Конкуренцию» нынешнему президенту составят лица, либо вообще не искушенные в политике, либо политики, не имеющие достаточной электоральной базы, такие как лидер партии «Свобода», экс-премьер-министр Грант Багратян, председатель объединения «Национальное самоопределение», диссидент советских времен Паруйр Айрикян, руководитель парламентской партии «Наследие» Раффи Ованнисян. Никто не сомневается, что результат выборов предопределен и никакой реальной конкурентной борьбы не предвидится.
Таким образом, С.Саргсян, несмотря на фактическую безальтернативность, что не одобряется Западом, сможет победить, используя прошлогодний опыт парламентских выборов, когда в массовом порядке скупались голоса избирателей.
Учитывая последние реверансы С.Саргсяна в сторону Запада, это позволит стране с задыхающейся экономикой продолжить процесс евроинтеграции в рамках программы «Восточное патнерство», заключить соглашения об ассоциации и ускорить создание Зоны свободной торговли с ЕС.
А главное, проведение спокойных выборов сулит Армении участие в конференции доноров ЕС, результатом которой должно стать выделение Еревану от 1 до 1,5 млрд. евро.
Поствыборная Армения: реальные реформы или полная потеря суверенитета?
Победив в результате спокойных выборов, Серж Саргсян получит еще одно приимущество - свободу действий без оглядки на бывших «союзников» в лице олигархов и полукриминальных бизнесменов и местных «авторитетов».
Поэтому в армянское общество внедряется мнение, что во второй срок президентства Сержа Саргсяна будут осуществлены реальные, а не имитационные действия в направлении борьбы с коррупцией, безнаказанностью и всевластием олигархов, повышения инвестиционной привлекательности страны.
По-видимому, нынешний президент страны выход из кризиса видит в сближении с Евросоюзом. 2012 год начался со старта переговоров о присоединении Армении к cоглашению «О глубокой и всеобъемлющей зоне свободной торговли». На европейском направлении зафиксирован значительный прогресс.
Соглашение, по всей видимости, будет парафировано сторонами в 2013 году. Весьма значительный прогресс также наблюдался в плане политического ассоциирования: Армения продолжила и довела до почти конечного вида Ассоциативное соглашение, был подписан договор об упрощении визового режима.
С подписанием Ассоциативного соглашения Армения сделает свой выбор относительно будущего, поскольку оно является общим документом, отражающим модель развития страны. С заключением этого соглашения и его последующим применением Армения постепенно увеличит товарооборот с Евросоюзом, а экономическая структура станет похожей на структуру европейских стран (это и подразумевается под словами «глубокая» и «всеобъемлющая»). То есть речь идет не только о торговле, но и о реформах. А реформы, в свою очередь, невозможны без привлечения молодых технократов и представителей прозападной интеллигенции, которые сменят «старую гвардию» в правительстве.
Как показывают события, Запад желает ослабить влияние, а в дальнейшей перспективе и вовсе вытеснить Россию из Южного Кавказа и главным препятствием в этом направлении видит Армению. Учитывая тот момент, что проталкиваемый Кремлем Евразийский союз сопряжен с весомой потерей суверетнитета Армении, что осознают и власти этой страны, Запад давит на С.Саргсяна.
За последние годы внешняя политика Армении была нацелена на баланс между Западом и Россией с явным креном в сторону последней. Россия обеспечивала безопасность Армении, а также давала долгосрочные кредиты. Но сегодня финансовой поддержки России уже недостаточно для поддержания армянской прорвы.
В нынешней геополитической ситуации эта позиция себя исчерпала. Если раньше России было удобно экономическое сотрудничество Армении с Европой, так как это позволяло России спихивать определенную часть затрат на содержание «форпоста» на Европу, то сегодня уже Запад предлагает Армении определиться, какими пределами должно быть ограничено сближение с Россией.
Исходя из вышеизложенного, можно полагать, что в поствыборный период главным вопосом политической повестки Еревана будет маневрирование между Европейским и Евразийским союзом.
Так, премьер Армении Тигран Саркисян уже не раз заявлял о намерении страны подписать с ЕС договор о создании Зоны глубокой и всеобъемлющей торговли не в 2014 году, как намечалось, а в конце 2013-го.
Однозначно высказалась и верховный комиссар по внешней политике и безопасности ЕС Кэтрин Эштон, заявляя, что Армения либо должна подписать соглашение о торговле с ЕС, либо вступить в Таможенный союз. Сидеть на двух стульях уже невозможно, заявляет Европа. Это говорит о том, что Армению поставили действительно перед жестким выбором - либо союз с Россией и потеря суверенитета, либо реформы в союзе с Европой.
Не секрет, что Кремль не в восторге от евопейского крена во внешней политике Еревана. Россия, используя снижение влияния США на Южном Кавказе, а также кризис, поразивший страны, входящие в ЕС, решила, что настало время продвигать свои центростремительные и интеграционные проекты:
Таможенный союз и Евразийский союз. Со стороны Москвы сейчас идет сильное давление на руководство Армении, чтобы оно определилось в своем отношении в первую очередь к Евразийскому союзу. Так, председатель Евразийской экономической комиссии Виктор Христенко заявил, что в начале будущего года Армения подпишет некие документы с Таможенным союзом. Христенко заявил также, что отсутствие общих границ не может быть препятствием, и Армения может стать эксклавом в Таможенном союзе, как Калининград в РФ.
И это заявление было сделано в период пребывания Сержа Саргсяна в Москве, где вопреки ожиданиям он не принял участия в саммите ЕврАзЭС. Следует отметить, что участие Армении в геополитических проектах России носит больше символический характер, так как, в отличие от Украины, участие Армении в Союзе увеличит только количество государств-членов.
Ахиллесова пята будущего президента - Карабах
Вернемся к вопросу, поставленному выше: почему основные политические силы Армении одна за другой отказываются от политической борьбы? Геополитический патрон Армении не заинтересован видеть в ее лице независимого союзника. Несомненно, что в 2013 году будут реализованы попытки ослабить Армению, чтобы превратить ее в послушного вассала и тем самым взять под контроль и ограничить ее связи с Западом – с ЕС, США и НАТО. И, осознавая это, политические оппоненты главы государства убеждены, что в поствыборный период перед Сержем Саргсяном будут поставлены очень жесткие и конкретные политические требования, в том числе вступление в Евразийский союз.
Таким образом, дальнейшая судьба Армении зависит не от активности политических сил внутри страны, а от хода геополитической борьбы за Южный Кавказ между могущественными внешними акторами и использования ими ахиллесовой пяты властей - нерешенной карабахской проблемы.
Гюндуз Шабанов,
ведущий научный сотрудник Центра стратегических исследований