Армянские сказки: внеурочная вахта пропаганды
Армянские СМИ и экспертные институты, пристально следя за жизнью Азербайджана, экстренно реагируют на каждый событийный фрагмент.
Характерно, что в случае неожиданных поворотов они немедля бросаются на идеологический абордаж, и вывод всегда один — не сегодня-завтра в Азербайджане настанет мировое ничто.
Даже после серьезных дорожно-транспортных происшествий оракулы норовят предсказать вселенскую катастрофу, расфуфыривая тему гипотетических протестов и недовольств. И если верить опусам так называемых исследовательских центров Армении, то недолго представить, что весь Азербайджан охвачен брожением.
Ничего не поделаешь: беспричинная раскрутка революционного сценария для недружественного соседа есть прямая обязанность институтов, находящихся на властном довольствии.
Недавние события в Исмаиллы вызвали к жизни внеурочную аналитическую вахту. И пошла братия выводить контуры виртуального коллапса.
И если отталкиваться от выводов, например, Армянского центра глобализации и регионального сотрудничества, подумать только, и такое тоже имеется в Ереване, то Баку и вместе с ним вся страна безнадежно погрузились в пучину губительных потрясений, похлеще ближневосточных.
Имеет смысл объяснить, почему подобная ахинея, невиданная драматизация «предмета исследований» так важны Еревану. Администрации президента Армении, как воздух и вода, необходимо махать перед носом отечественного электората знаменем искусственно выдуманной нестабильности в Азербайджане, таким примитивным методом сбивается волна недовольства собственного народа.
Каков ныне социальный тонус среднестатистического армянина, представить нетрудно, если 60% населения живет за чертой бедности. И вместо того, чтобы создать бедствующему народу условия для выживания, Ереван переводит стрелки на воображаемую критичность положения в другой стране. Дескать, там еще хуже.
И уж совсем не с руки власть предержащим признаться, почему армяне в родном отечестве вынуждены терпеть жесточайший социальный изоляционизм. И слону ясно, что обреченность есть прямое следствие карабахской авантюры.
Армянская элита, военно-олигархическая клика не могут постоять за ценой территориального вопроса. Экономика рушится на глазах, а отсутствие предпосылок для налаживания выгодных связей с соседями делает жизнь невыносимой. Ереван вынуждает людей к позорному бегству из страны, а остающихся — к невиданной терпимости перед лицом беспросветного существования.
По сути, положение Армении напоминает участь грабителя, который под покровом ночи похитил чужое добро и, оказавшись застигнутым врасплох, не может покинуть место преступления. Хозяин присвоенного добра теснит преступника, лишая его возможности вырваться на волю, и таким образом грабитель превратился в заложника собственного соблазна.
И это естественно, что в тревожных условиях ереванский политологический авангард запудривает мозги согражданам.
Вообще, при одном только упоминании понятий «интеграция», «региональное сотрудничество», не говоря уже о «глобализации», перед глазами может ожить образ любой страны, но только не Армении.
Загнанная в угол, страна вынуждена нажимать на педали идеологических диверсий, чтобы подорвать имидж конкурента, владеющего ситуацией на Южном Кавказе. Потому что Азербайджан, вычерчивая векторы интеграционных проектов, привлекая к продуктивному сотрудничеству соседей, государства Европы, Азии, исламского мира, не предоставляет агрессору поля для маневра.
Прекрасно понимая критичность положения, администрация Сержа Саргсяна вынуждена тиражировать дешевый антиазербайджанский идеологический контент, дабы заслониться им и не вызвать социальный протест в стране.
Монополизация власти авторитарным режимом, о которой глаголят пропагандисты, происходит как раз именно в Армении, где молодежи попросту негде развернуться и она вынуждена покидать родину. Игнорируя предреволюционную ситуацию, Ереван устами примитивных аналитических центров восполняет вакуум, тщетно рисуя картину страшилок вокруг азербайджанских реалий.
Для убедительности проводятся параллели с арабскими странами, хотя по рисковым параметрам Армения находится у края социальной пропасти, обнажая тревожные сходства с тем же Тунисом, Египтом и другими неустойчивыми образованиями.
В преддверии президентских выборов ее общественность все еще раздумывает, не зная, в чем и как себя проявить. Ведь известно, что на любые проявления свободомыслия в стране ответ один — карающая сила.
Дабы отвлечь внимание от собственных неурядиц, Ереван не устает «бичевать» Азербайджан и бредит о каких-то массовых бедах, якобы надвигающихся на «злейшего врага», еще и гиперболизируя роль оппозиционных сил восточного соседа, хотя у этого игрока нет ни социальной базы, ни программы действий, ни реформенной концепции.
Наконец, в создавшейся ситуации Ереван пытается направить недовольство собственного населения в русло карабахской проблемы. Неслучайно военный министр Сейран Оганян с подачи президента вновь прибегнул к милитаристской риторике, призвав «вооружаться ради мира».
Все эти ходы не могут стать спасением и обеспечить выход из создавшегося положения. Это — всего лишь выходки, рассчитанные на оболванивание избирателя, который задолго до дня голосования махнул рукой на февральский спектакль театра одного актера под названием «Выборы».
Любопытную точку зрения по этому поводу излагает армянская газета «Айацк», ссылаясь на свои данные: «Есть опасность, что в атмосфере повсеместного равнодушия в голосовании едва ли примет участие 20—25% избирателей.
В таком случае власти остается одна альтернатива — наращивать обороты пропагандистского давления на Азербайджан и обдумать механизмы, которые позволят «нарисовать нужные цифры по итогам президентских выборов».
А раз так, то не лучше ли перенаправить жалкий ресурс аналитических центров на то, чтобы не дать фавориту превратиться во всеобщее посмешище после пирровой победы? Если, конечно, она наступит…
Тофик АББАСОВ,
главный редактор
газеты New Baku Post