Члены Европарламента выражают озабоченность в связи с открытием Ходжалинского аэропорта
БАКУ, 19 фев – 1NEWS.AZ
Открытие Ходжалинского аэропорта в Нагорном Карабахе «нанесет серьезный урон мирному урегулированию нагорно-карабахского конфликта».
Как сообщает 1news.az со ссылкой на New Europe, об этом заявила депутат Европарламента от Латвии Инесе Вайдере в интервью этому изданию.
«Во-первых, армянскую инициативу по открытию Ходжалинского аэропорта можно рассматривать как требование об изменении статуса Нагорного Карабаха, которое вступает в противоречие с Мадридскими принципами. Во-вторых, открытие воздушного сообщения между Нагорным Карабахом и Арменией может рассматриваться как нарушение воздушного пространства Азербайджана и, таким образом, может привести к встречной реакции. Вследствие этого открытие аэропорта Ходжалы следует рассматривать как провокацию и препятствие на пути урегулирования конфликта, что ставит под угрозу построение взаимного доверия. Вместо этого обе стороны должны продолжать соблюдать существующую практику полетов над своей территорией», – сказала И.Вайдере.
Член Европарламента отметил, что символизм, связанный с Ходжалинской трагедией 1992 года, может потенциально привести к дальнейшему росту напряженности в регионе в целом.
«План открытия воздушного сообщения между Нагорным Карабахом и Арменией уже вызвал цепную реакцию с азербайджанской стороны, которая объявила о своей готовности уничтожать самолеты, которые войдут в их воздушное пространство. Любой провокационный шаг с обеих стороны, способный сделать ситуацию еще более неустойчивой, должен быть подвержен осуждению на международном уровне. Кроме того, повторное открытие аэропорта Ходжалы армянскими властями может быть воспринято как неуважение к ЕС и усилиям Минской группы в рамках мирного процесса», – сказала И.Вайдере.
По ее словам, ЕС занимает пассивную позицию в вопросе урегулирования нагорно-карабахского конфликта.
«ЕС, безусловно, может сделать большее для решения конфликта в регионе, в частности в рамках Планов действий с каждой из конфликтующих стран, а также с помощью специального представителя ЕС на Южном Кавказе. Еще один способ для ЕС, с целью принятия более активного участия в урегулировании конфликта, заключается в замене Франции в Минской группе ОБСЕ. Это не только не внесет дисбаланс между ключевыми региональными игроками – Россией и США, но также улучшит подход в рамках миссии посредничества. Это необходимо для достижения прорыва в урегулировании конфликта в целях установления прочного мира, чтобы тысячи вынужденных переселенцев смогли вернуться в Нагорный Карабах», – отметила член Европарламента.
Между тем депутат Европарламента от Словакии Борис Зала подчеркнул, что Брюссель серьезно озабочен возможным открытием аэропорта, так как это может потенциально разморозить конфликт.
«Я все еще надеюсь на то, что этого не произойдет. Мой инстинкт подсказывает мне, что ситуация успокоится после президентских выборов в Армении. В любом случае этот вопрос, безусловно, тормозит процесс урегулирования конфликта и затрудняет работу Минской группы ОБСЕ и ЕС», – заявил Б.Зала в интервью.
Он сослался на соответствующие статьи Чикагской конвенции относительно права государства на управление своим собственным воздушным пространством и осуществление суверенитета над ним.
По его словам, аэропорт имеет право работать лишь только с разрешения азербайджанских властей.
«Любой иной режим работы поставит под риск самолеты и их пассажиров, а также нарушит международное право», – подчеркнул он.
Комментируя вопрос о мерах Европарламента по предотвращению открытия Ходжалинского аэропорта, Б.Зала заявил, что на данный момент отдельные депутаты Европарламента выражают озабоченность.
«Если ситуация станет все более серьезной, я ожидаю, что Европарламент примет резолюцию для оказания давления на обе стороны, чтобы предотвратить эскалацию конфликта. И давайте не будем забывать, что ЕС не обходится без политических и экономических рычагов давления на Армению – в конце концов, мы вступаем в заключительную стадию переговоров о новом соглашении по торговле. Поэтому, даже если ЕС непосредственно не участвует в миссии посредничества, это не означает, что ЕС бессилен», – подчеркнул депутат Европарламента.
Джафар Агададашев, И.А.