Интрига художественного образа - Очерк - ФОТО
Известный художник Ирина Эльдарова в представлении не нуждается.
Сегодня она – человек тонкой души, живущий в размышлениях о том, что нас окружает, чтобы своими ощущениями и познаниями делиться с теми, кого с готовностью приглашает во все более открывающийся ей мир, в ту загадочную и гармоничную красоту, которая возвышает талантливую личность над обыденностью.
Она – разносторонняя личность, которую по жизни и сегодня ведут талант и внутренняя неуспокоенность – как явно закономерный итог состоявшейся биографии и генетической предопределенности человека, уже в детские годы знавшего свое предназначение и верно следовавшего к нему.
Вместе с сестренкой-близнецом Мариной Ирина окончила в Москве престижную школу для особо одаренных детей. Потом брала уроки у профессоров Санкт-Петербурской академии художеств. Диплом получила как выпускница Московского художественного института имени Сурикова, где под руководством известного мастера книжной графики профессора Бориса Дехтерева научилась с большим вкусом оформлять полиграфическую продукцию. Что привело в Издательство детской литературы, где только и могла развивать в себе романтические и поэтические наклонности, оставаясь хрупким, уязвимым созданием с прочным внутренним стержнем скорпиона. Уже потому, что в Детгизе над всеми как бы царило правило: «Писать для детей надо так же, как для взрослых, только лучше».
То были годы, когда на смену худо-бедно открывавшим послевоенным детям мир убогим книжонкам на серой бумаге с черно-белыми картинками уже властно пришло половодье красок роскошных изданий, для иллюстрирования которых издательство приглашало самых талантливых и смелых живописцев-новаторов. Именно они, чьим художественным образам отводилась роль символов, олицетворявших подчас на всю жизнь нескольких поколений литературных персонажей, любимых героев, как и представлений о добре и зле, о родине, все более становились лицом особо одаренных, тонких, остроумных, склонных к фантазии неординарных мастеров, к числу которых коллеги уже тогда смело причислили Ирину. Тем более что, рано став мамой двух очаровательных дочек Айсель и Айтен, она получила возможность, глубже познавая психологию малышей, наделять свои иллюстрации чем-то пронзительно личным, трогательным, явно свойственным нежной и хрупкой натуре. Она и осталась там, где живут женственность, тонкость, не оттолкнув зарождавшиеся так пригодившиеся по жизни борцовские качества, которые обрела, скорее всего, потому, что у нее был… и есть Муслим…
Супруг, уверенно присвоивший избраннице статус Принцессы, неистощимый автор многочисленных амбициозных и ценой неистовых, подвижнических усилий осуществлявшихся проектов креативный художник-профессионал, он как-то успел сделать Иру своим соавтором, не разрушив в ней мир восторженного и полного идей живописца. С годами все чаще и с большим успехом участвующего в самых престижных выставках, акциях и проектах.
Сын выдающегося азербайджанского скульптора, профессора Омара Эльдарова, Муслим был на редкость самостоятельной и деятельной натурой. Чувствуя абсолютную поддержку жены – коллеги и друга, любимой женщины – был неистощим на серьезные задумки. Начинали с того, что создали международное издательство Caspian Publishing House Ltd. Организовали выпуск посвященного странам Каспийского бассейна международного журнала Cаspian, начали снимать фильм «Город Солнца», посвященный обитателям дома на проспекте Строителей, в котором живут и творят многие поколения азербайджанских художников.
Практически все, что делали, неизменно становились акциями, способствовавшими знакомству мировой общественности за рубежом с достижениями азербайджанской культуры.
Вот и богатый фотоконкурс «Традиции и современность», который после кончины Муслима в 2003 году обрел статус постоянно действующего международного фестиваля имени Муслима Эльдарова, стал событием, в котором с видимым удовольствием участвуют мастера из разных стран.
В свое время в Лондоне, неподалеку от Тауэрского моста, был открыт Азербайджанский культурный центр – галерея «Хумай», которой Муслим отдавал большую часть своего времени, творческих сил и энергии организатора. Центр во время своих визитов в Великобританию трижды посетил Президент Азербайджана Гейдар Алиев, который придавал большое значение и изданию международного журнала Cаspian, и этой галерее, ставшей местом проведения многих международных культурных мероприятий.
В тот период Ирина стала ответственным и весьма деятельным
участником многих проектов, о которых много и активно писала сама как талантливый журналист, удостоившись ряда престижных званий, в числе которых – членство в Британской ассоциации журналистов и другие. Однако она никогда не изменяла делу своей жизни – живописи.
К сожалению, при всем желании здесь не назовешь всех проектов и выставок, в которых она участвовала, а тем более не перечислишь ее произведений, чаще всего таящих не одну загадку для тех, кто их заинтересованно рассматривает, а иногда и покупает… Разве что можно упомянуть персональную выставку 1998 года в Лондоне под названием «Агрессивный натюрморт». Персональную выставку
2007 года Fire worshippers в Баку, «Здравствуй! Это я» 2010 года в Музейном центре Министерства культуры и туризма Азербайджана. Монументальные мраморные рельефы, украшающие интерьер станции «Халглар достлугу» Бакинского метрополитена. Многочисленные самостоятельные работы, выставлявшиеся в рамках больших тематических экспозиций, в числе которых арт-симпозиум «Ремесло как Искусство. Искусство как Ремесло», выставка-форум «Быть женщиной», выставка «Азербайджанское искусство на рубеже веков», многие другие, в числе которых как престижные события считает участие в недавнем Римском вернисаже и международном арт-проекте Fly to Baku.
На вопрос, о чем они, работы Ирины Эльдаровой, которую неизменно приглашают и которая не пропустила ни одной значимой выставки последних лет, тяготея к современным тенденциям восприятия и выражения своего ощущения мира через живопись, интересно ответила известный искусствовед Диляра Вагабова:
«Создается впечатление, что Ирина Эльдарова пишет свой собственный роман, привлекая для этого все возможные средства – краски, фотографии и даже стихи… Абстрактные и на первый взгляд простые геометрические композиции строятся у нее на сложных градациях цветов и их оттенков. Определенные цветовые комбинации, со всей очевидностью связанные с внутренней жизнью художницы, становятся индикатором ее эмоционального состояния…». И еще:
«Ее картины на редкость гармоничны, а преимущественно крупные, как будто спонтанные композиции все равно неизменно выстраиваются в некую закономерность, и все элементы, заполняющие холст, получают свое логическое объяснение, каким служит слово художницы».
Наверняка достойный анализ для профессионала, но как мне представить художницу «массовому читателю», не скрывающему, что в достоинствах современной живописи у нас – увы – мало кто разбирается?
Конечно, надежда на доверительную беседу с самой Ириной, тем более в – мастерской, накопившей столько творческой и эмоциональной энергии. И с тех пор, как в этой светлой просторной комнате с видом на Каспий в уже упоминавшемся Доме художников возле магазина «Олимп» поселился ее первый владелец - великий Саттар Бахлулзаде. И в последующие годы - стараниями этой только внешне хрупкой, наделенной силой таланта женщины. Той, что, стойко реализуя Богом данный талант и вбирая в себя «тонны» исторической и генетической памяти, живет с установкой на развитие, с удовольствием подчеркивая, что здесь ей сладко работается…
Кое что из того, что хотелось узнать, стало открываться по мере того, как, карабкаясь на пятый этаж, встречаю следы недавно впервые в Баку устроенной Ириной так называемой квартирной выставки «Вертикаль» - «полотна», а точнее - расписанные картинами от первого до пятого этаже стены подъезда стали у нее композициями, повествующими об откровениях, исполненных глубоких раздумий, смело украшенными написанными от руки стихами. Они-то и вводили в суть творческой манеры автора многочисленных ее участников и гостей выставки, вызывая восторженные отзывы тех, кому это понятно и близко, и тех, кто с и их помощью желал разобраться в том, что творится в душе мастера.
Сопровождая меня, Ира явно в тысячный раз читает эти строки:
Когда не можешь уснуть
Только ты и держишь меня
В состоянии уверенности,
Что я справлюсь с пустотой
Неуверенности.
Потому что бояться уже нечего –
Все и так произошло…
Без рифм, какие-то коряво телеграфные строки… Кое-кем воспринимавшиеся как абстрактное, не доступное пониманию. Но вот же - вместе с проникновенными интонациями ее голоса вдруг становящееся ключом к пониманию того, что в живописных полотнах выплеснула художница. Что приняло сердце, ощутив, как она осторожно поделилась сокровенным с аудиторией избранных, доверившись стенам заполненного ее энергетикой укромного уголка, который во многом питает ее творческое воображение.
Вот и Диляра Вагабова пишет:
«По мере взросления человеку свойственно обобщать увиденное. Мы начинаем опускать детали в нашем рассказе, и чем старше и мудрее становимся, тем больше деталей кажутся нам неважными. Остается суть, зерно, некий факт, который и должен стать фокусом внимания. Так и в искусстве. Абстракция и есть то самое обобщение, лишенное деталей и сконцентрированное на главном». Понимаю: это – следующий после изобразительности этап самовыражения, приглашающий потенциальных зрителей приобщаться к миру духовности… с помощью силы знаний. Тот, кто ими не обладает, и даже кичится своим ретроградством, допускает мысль, что память может старить, отягощать личность ненужными воспоминаниями, далек от способности расти. И вряд ли оценит подвиг такого талантливого труженика, как замечательный художник, наша молодая современница Ирина Эльдарова со своей генетической нацеленностью на постоянный поиск и обретение все новых знаний, ведущих к озарениям, которыми так хочется делиться.
О том, как это происходит, к каким результатам приводит, мы беседовали долго, подробно и очень увлеченно. И когда она говорит, что «рисует темы, при том те, которые ее беспокоят», думаю, в качестве поясняющих примеров можно привести, скажем, такой: в противовес бытующей фразе «Бриллианты - лучшие друзья девушек» Ирина пишет картину «Девушки выбирают нефтяников», размещая на холсте рядом с изображением яркой блондинки Мэрилин Монро характерную фигуру азербайджанского нефтяника -труженика – из тех, кто стал героем нашего времени… Разве не повод сравнить с большой пользой для тех, кто заблуждается в век вещизма, показухи и демонстрации роскоши?..
Работы Ирины Эльдаровой зачастую благодаря ассоциациям приглашают задуматься о многом, особенно о взаимоотношениях.
Явно не случайно она – не редко с юмором - моделирует отношения людей, предметов, состояний и даже проблем по принципу «сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок».
Не пройдешь равнодушно мимо ее картины, на которой строй плывущих по морской зыби зажженных и дымящихся сигарет буквально вопиет о катастрофе и подчас скорее напрямую открывает человеку глаза на собственные заблуждения.
Ящик с опустошенными (может, накануне вечером) двенадцатью бутылками она называет «Тайная вечеря». Две сцепленные вместе прищепки у нее – «Любовь». Огромную гамму мыслей и ощущений рождает серия «Очки». При самых разнообразных композиционных построениях и интересном соотношении оттенков цвета они фактически о том, как по-разному видят сквозь них люди, как этот ставший символом разного восприятия окружающей действительности маленький оптический прибор способен преображать мир, а нас, глубокомысленно, не всегда правомерно – судить о нем.
На холсте, фанере и ватмане, маслом, акварелью или акрилом Ирина Эльдарова делится с окружающими родившимися в ее воображении ассоциациями и сюжетами, по-своему рассказывая о зле и добре, о мечтах или отягощающих жизнь противоречиях и интригах. И это дорогого стоит. Поистине велик позитив, который несут творения талантливых мастеров, художников-философов, терзаемых изнутри творческими бурями во имя … человечества.
Галина МИКЕЛАДЗЕ, И.А.