Юрий Симонян: «Результаты выборов в Армении являются показателем внушительного количества людей, несогласных со своим положением»
Интервью 1news.az с российским экспертом по странам ближнего зарубежья, заместителем редактора отдела политики стран ближнего зарубежья «Независимой газеты» Юрием Симоняном.
- Во вторник в Ереване состоялась инаугурация Сержа Саргсяна. По традиции в отставку ушло правительство. Как Вы считаете, насколько существенно будет отличаться новый состав правительства от теперь уже старого? Сохранят ли, к примеру, свои посты глава МИД Эдвард Налбандян или министр обороны Сейран Оганян?
– Перемены в правительстве ожидаемы. Итоги выборов продемонстрировали их необходимость. 36-37% голосов, набранные оппонентом Сержа Саргсяна - Раффи Ованисяном, при отсутствии кандидатов от наиболее заметных политических сил, таких как «Процветающая Армения», «Дашнакцутюн» или Армянский национальный конгресс (АНК), следует расценивать не как показатель популярности Ованисяна. Но в первую очередь, как сигнал властям: далеко не все в порядке, пора что-то делать.
Стоит обратить внимание и на заявление секретаря Совета национальной безопасности Артура Багдасаряна, который в комментарии по итогам выборов заметил, что есть много чиновников, которые засиделись на своих местах, что их профессиональный уровень не соответствует реалиям, и что они будут заменены. Но кто именно станет жертвой кадровых реформ, секретарь Совбеза не стал уточнять. А у него информации куда больше, чем у меня.
- Что гражданам Армении стоит ожидать от нового президентства Саргсяна, и ожидать ли вообще что-то новое?
- Действий, прежде всего, стоит ожидать в социально-экономической сфере. Возвращаясь к итогам прошедших выборов, - они показали необходимость действенных реформ, способных позитивно отразиться на качестве жизни людей. В этом свете можно предположить, что будут предприняты шаги по либерализации бизнес-среды, повышению привлекательности занятости в агросфере. Видны признаки практической активизации в промышленности совместно с Россией. Большую интенсивность получит реализация совместных энергетических проектов с Ираном.
Во внешнеполитической жизни – задачи, очевидно, останутся прежними. Плюс, возможно, некоторое усиление европейского вектора.
- А между тем в Ереване продолжает митинговать оппозиция. Как Вы считаете, протестные настроения постепенно сойдут на нет, или ситуация, напротив, обострится?
- Эскалации напряженности не будет. Предпосылок того, что состоявшиеся выступления оппозиции примут массовый и затяжной характер, нет. Высокий результат, показанный на выборах Ованисяном, по ряду признаков озадачил его самого - поведение после выборов было противоречивым, что свидетельствовало о том, что сам он не знал, как быть дальше. Такого рода спонтанность не могла увеличить число его сторонников. При этом повторюсь, набранные 37% голосов являются не показателем «умовладения» в армянском обществе, а показателем внушительного количества людей, несогласных со своим сегодняшним положением.
- На линии огня карабахского конфликта по-прежнему не спокойно. Ежедневно гибнут или бывают ранены солдаты обеих армий. Какова вероятность возобновления военного решения конфликта, по-вашему?
- Когда стороны вооружены, то вероятность возобновления конфликта, конечно же, существует. По какой шкале измерить опасность? Нет такой шкалы. Иногда достаточно бывает одного выстрела в воздух, чтобы началось непоправимое. Надо надеяться, что рассудок все-таки не изменит людям, и запретная грань не будет перейдена.
- Как можете оценить сегодняшние усилия сопредов МГ ОБСЕ по урегулированию карабахского конфликта?
- Двояко, наверное. Продвижения вперед в плане урегулирования нет – значит, плохо. С другой стороны, войны тоже нет – значит, хорошо. К деятельности МГ ОБСЕ стоит относиться с пониманием. У Азербайджана и Армении настолько полярное видение путей разрешения серьезнейшей проблемы, что ни один посредник сегодня не в состоянии найти общий знаменатель. Такой, чтобы вопрос был решен устраивающим всех образом, чтобы сегодняшние неприятели раз и навсегда забыли о взаимных обидах и унижениях. Увы, это трагическая реальность.
Г. Гамидов