Новруз Мамедов: «Налбандян пытается ввести международное сообщество в заблуждение накануне встречи глав МИД двух стран»
Интервью 1news.az с заместителем руководителя, заведующим отделом внешних связей Администрации Президента Азербайджанской Республики Новрузом Мамедовым.
- Накануне армянские СМИ со ссылкой на собственные источники сообщили, что глава МИД Эдвард Налбандян выразил готовность Армении подписать шесть основных принципов урегулирования нагорно-карабахского конфликта, предложенных Минской группой ОБСЕ, "если сопредседатели сумеют убедить Азербайджан сделать то же самое". Что вы могли бы сказать по этому поводу?
- Пока сложно высказать конкретное мнение по этому вопросу, но все же мне кажется, что это одна из очередных уловок армянской стороны, к которым она постоянно прибегает. В ближайшее время состоится встреча глав МИД Азербайджана и Армении. Посудите сами, что может стоять за подобным заявлением, сделанным за несколько дней до запланированной встречи? К тому же, хочется спросить, о каких именно принципах идет речь? Какие именно шесть принципов так важны для Налбандяна? Он ведь об этом тщательно умалчивает. В конце концов, есть институт сопредседателей. Они принимают участие в переговорном процесса, проводят обмен мнениями.
Если у армян имеется какая-то конкретная позиция, было бы гораздо лучше, если бы они высказали ее после переговоров.
Сейчас же основная цель армян - посредством дезинформации ввести в заблуждение международное сообщество, международные организации и, таким образом добиться того, чтобы Армения производила впечатление конструктивной стороны.
Они постоянно используют подобный прием. Думаю, именно поэтому накануне встречи министров и прозвучало заявление о том, что армянская сторона, якобы, готова принять шесть основных принципов, и, будто конфликт можно будет урегулировать, если сопредседателям удастся убедить азербайджанскую сторону.
Еще раз хочется спросить, что это за принципы? Может быть, армяне хотят, чтобы мы, закрыв глаза на продолжающуюся агрессию, пошли на уступки в вопросе независимости Нагорного Карабаха, или сделали Лачин и Кяльбяджар коридором, оставив остальные районы под оккупацией?! Или быть может мы должны позволить армянам наладить с нами сотрудничество для того, чтобы эта страна, ее народ процветали, в то время как более 1 млн азербайджанцев - вынужденных переселенцев, живут в изгнании? Или может в таких условиях мы должны поддержать идею о том, чтобы открылась граница с Турцией, возобновилось железнодорожное сообщение с Россией?
Повторяю, это привычное для армянских политиков поведение – переговоры проводятся приблизительно 20 лет, и они постоянно идут на такие ухищрения, чтобы продемонстрировать, вот, мол, какая неконструктивная азербайджанская сторона. Но всему миру известно, что азербайджанские территории захвачены и более 20 лет удерживаются под оккупацией армянскими вооруженными силами.
Более того, помимо оккупации собственно Нагорного Карабаха, Армения, казалось бы не имея территориальных претензий в отношении семи районов вокруг него, удерживает их под оккупацией более 20 лет.
Трагедию армянского народа я вижу в том, что на протяжении двухсот лет он находится в плену у иллюзий и претензий своего авантюристического руководства. Но руководству Армении следует понять, что долго такими методами оно не протянет. Наступит день, когда армянский народ потребует покончить с этими кознями.
- Как бы вы оценили деятельность сопредседателей МГ ОБСЕ в целом?
- Несмотря на то, что мы не совсем удовлетворены деятельностью сопредседателей, нам пока не удается найти другой, более подходящий формат. Кроме того, конечно же, мы хотим, чтобы посредники, представляющие три крупных мировых державы, точно проанализировав проходящие в мире процессы, заняли справедливую позицию. Чтобы за основу своей миссии они брали международное право, его нормы и принципы. В этом случае можно будет быстрее прийти к урегулированию конфликта. Но, к сожалению, и в ходе различных встреч в рамках переговорного процесса, и после них, складывается такое впечатление, что сопредседатели позабыли о принципах международного права.
- Как вы считаете, можно ли говорить о некоторых изменениях в позиции официального Еревана в вопросе нагорно-карабахского урегулирования, после проведения в Армении президентских выборов?
- Мировое сообщество занимает в отношении Армении странную позицию, что выражается в постоянной поддержке этой страны. Что касается выборов президента, прошедших в Армении, то ЦИК страны представил списки, согласно которым следует, что из 2,5 млн. избирателей проголосовал лишь 1,5 млн. человек. Никто не обратил на это внимания – ни международные организации, ни американские или европейские НПО. А случись такое в Азербайджане – они бы сразу подняли настоящий скандал. Вот такое отношение. Более того, со стороны некоторых международных наблюдателей прозвучали заявления о том, что выборы прошли в демократичной обстановке. Между тем, обратное доказывается хотя бы покушением на жизнь одного из кандидатов в президенты Паруйра Айрикяна, но они и об этом промолчали.
Возможно, именно такое отношение и является одной из причин неконструктивности Армении в переговорном процесса.
Конечно, если теперь, после выборов, они возьмутся за ум и хорошенько проанализируют текущее состояние переговорного процесса, то смогут понять, что Азербайджан, вне зависимости от того, проходят в стране выборы или нет, готов на решительные шаги по урегулированию конфликта мирным путем.
Но армянская сторона не желает этого делать. Пользуясь поддержкой своих покровителей, она стремится торпедировать мирный процесс, что свидетельствует, в том числе, и о не самом высоком интеллектуальном потенциале ее руководителей. Именно в этом - их основной недостаток. Они будто бы не понимают, что нашим народам в любом случае предстоит жить по соседству в этом регионе, а следовательно, за несправедливость рано или поздно придется ответить. Это неизбежно.
- Большинство международных организаций заявляют, что статус-кво в нагорно-карабахском конфликте неприемлемо. Аналогичное заявление было озвучено госсекретарем США Джоном Керри. Подобные заявления звучат довольно часто…
- Жаль, что все только заявлениями и ограничивается. Более того, армянская сторона своим поведением, подобными упомянутому вами высказыванию Налбандяна, добивается именно затягивания конфликта и сохранения статус-кво. Все это показывает, что, с одной стороны армянская сторона не желает учитывать позиции и требования президентов стран-сопредседателей, а с другой стороны, они же терпят ее безразличное отношение и не проявляют никакой позиции.
- Россия прекратила действие договора с Азербайджаном о транзите азербайджанской нефти через российскую территорию по трубопроводу Баку-Новороссийск. Как бы вы это прокомментировали?
- Об этом много написано в прессе, и, по моему мнению, налицо большая необходимость в развитии наших СМИ. Нашим журналистам не помешает научиться правильно анализировать подобные процессы и выносить объективные суждения. Касательно самого вопроса, хочу сказать, что в нем нет большой проблемы. Это никак не отразится на наших двусторонних отношениях.
По всей видимости, транспортировка нефти в данный момент попросту невыгодна обеим сторонам с точки зрения экономической и коммерческой целесообразности. Более того, этот вопрос определенное время обсуждался и в ходе переговоров. Решение ведь не принималось разом.
Как известно, нефть будет прокачиваться по этому трубопроводу до конца текущего года. И мы воспринимаем решение российской стороны как абсолютно нормальное.
- И последний вопрос. Что вы могли бы сказать об аресте в Иране азербайджанских граждан, в том числе, научного сотрудника Института литературы имени Низами Национальной Академии наук Азербайджана Халиды Халид?
- К сожалению, такие инциденты не вносят вклад в развитие двусторонних отношений.
Одним из приоритетных направлений внешней политики Азербайджана является приверженность тесному сотрудничеству, дружбе и добрососедским отношениям с соседними государствами.
Те же принципы составляют основу нашей политики в двусторонних отношениях с Ираном. Фундамент этих отношений был заложен еще Общенациональным лидером Азербайджана Гейдаром Алиевым, и эту политику сегодня успешно продолжает Президент Ильхам Алиев.
Все должно продолжаться в том же русле – альтернативы нет. Но, к сожалению, есть определенные силы, не заинтересованные в развитии связей в указанном направлении. Поэтому они и предпринимают определенные шаги с целью дестабилизации отношений между странами.
Не так давно руководитель Администрации Президента Азербайджана Рамиз Мехтиев, после настоятельных приглашений иранской стороны, совершил визит в Иран. Я тоже принимал участие в этих встречах. Основным итогом тех переговоров стала нацеленность на развитие, расширение, укрепление двусторонних отношений. И какие же цели преследуют шаги, которые были предприняты после?
Мы, конечно, в определенных случаях знаем об их причинах, однако отмечу, что даже само по себе наличие таких шагов – нежелательный факт.
В связи с этим азербайджанская сторона четко выразила свое отношение. Мы требуем полноценной информации и объяснений. Думаю, этот инцидент будет исчерпан, но вызывает сожаление уже то, что он имел место.
Эльшан Рустамов, Ф.Б.