Джеффри Манкофф: «Влияние США в регионе сильно пострадало»
Интервью 1news.az с экспертом вашингтонского Центра стратегических и международных исследований Джеффри Манкоффом.
- При вступлении на должность госсекретаря Джон Керри заявил о неприемлемости сохранения статус-кво в карабахском конфликте. Как вы считаете, это было обычным заявлением госсекретаря, или будут какие-то изменения в подходе США к урегулированию конфликта?
- Карабах не тот вопрос, которому уделяется много внимания со стороны высших должностных лиц США.
Политически (в данном вопросе) наблюдается мало прогресса, потому что, с одной стороны, Вашингтон имеет важные отношения с Азербайджаном, которые он опасается испортить, с другой стороны, есть армянское лобби, которое остается мощной политической силой внутри страны.
Кроме того, карабахский конфликт является чрезвычайно сложным и трудно разрешаемым, что также вынуждает высокопоставленных должностных лиц быть осторожными.
Зачем тратить политический капитал, если вы не можете добиться больших изменений?
- Будет ли достигнут успех в улучшении турецко-израильских отношений? И как это может повлиять на Азербайджан?
- Будущее турецко-израильских отношений в настоящее время - большой вопрос.
Принесение извинений со стороны Нетаньяху, было победой Эрдогана (чего он достиг не без помощи Обамы).
Тем не менее, я не думаю, что израильтяне собираются сделать многое, чтобы облегчить блокаду сектора Газа, что было также одним из условий Эрдогана в вопросе восстановления отношений.
Кроме того, «избиение» израильтян с политической точки зрения продолжает приносить пользу Эрдогану, и я сомневаюсь, что он захочет лишиться этого рычага.
И дома, и с точки зрения его позиции в арабском мире, Эрдоган получает политическую легитимность за счет критики Израиля.
Однако я думаю, что США оказали сильное давление на Эрдогана, чтобы снизить его риторику, что позволило Обаме убедить в первую очередь Нетаньяху принести извинения.
Таким образом, мы могли бы пройти кризис, созданный операцией «Литой свинец» и инцидентом с флотилией, но я не думаю, что мы сможем увидеть возвращение к израильско-турецкому стратегическому партнерству в ближайшее время.
Что это означает для Азербайджана, - то, что он будет продолжать получать существенное внимание от Израиля, который видит его как дружественную, светскую, мусульманскую страну, которая при этом остается близким союзником Турции.
- Такое ощущение, что США постепенно теряют свои позиции на Южном Кавказе…
- Влияние США в регионе сильно пострадало в результате российско-грузинской войны 2008 года, которая продемонстрировала пределы способностей Вашингтона предопределить события перед противодействием в лице России.
Во всяком случае, в последующие годы внимание США все больше и больше дистанцировалась от Южного Кавказа.
Южный коридор (трубопровод TANAP) осуществляется без существенной роли США, и даже в Грузии теперь есть правительство, которое не столь откровенно проамериканское.
Что еще более важно, США уменьшает свое глобальное присутствие как результат усталости от войны и сокращения военного бюджета.
- А СМИ в то же время пишут, что США могут создать военно-морскую базу в порте Актау на Каспийском море…
- Я в этом вопросе довольно скептичен. Опять же, обязательства США за рубежом, как мне кажется, будут сокращаться, а не расти.
Кроме того, Казахстан является близким союзником России и членом ОДКБ. Его правительство, вряд ли согласится принять объект ВМС США.
- В вопросе урегулирования нагорно-карабахского конфликта Азербайджан и Армения зашли в тупик. Что будет происходить дальше?
- Если вы имеете в виду возобновление боевых действий, то это, конечно, возможно. Однако я не думаю, что Баку или Ереван хотят возобновления войны. Хотя тут надо сказать, что все мы не раз становились свидетелями того, как некоторые инциденты вдоль линии соприкосновения войск быстро выходят из-под контроля.
Все больше и больше оружия доставляется в регион, и у нового поколения нет никакого опыта совместной жизни. А это не рецепт для долгосрочной стабильности.
Эльшан Рустамов, Ф.Б.