Политолог Тофик Аббасов: «Азербайджану и Армении нужно договариваться без посредников» | 1news.az | Новости
Интервью

Политолог Тофик Аббасов: «Азербайджану и Армении нужно договариваться без посредников»

09:40 - 11 / 06 / 2013
Политолог Тофик Аббасов: «Азербайджану и Армении нужно договариваться без посредников»

Интервью 1news.az с главным редактором газеты New Baku Post, политологом Тофиком Аббасовым.

- Какова, на ваш взгляд, нынешняя ситуация в регионе Южного Кавказа в контексте урегулирования нагорно-карабахского конфликта? Можно ли ожидать импульса в переговорном процессе после президентских выборов в Азербайджане?

- Предстоящие выборы в Азербайджане никак не скажутся на этом процессе, так как внутриполитическая ситуация в стране стабильная, в отличие от тех реалий, которые характеризовали в свое время предвыборную обстановку в Армении. В Азербайджане продолжается экономический рост, международные экономические организации оценивают обстановку в стране как устойчивую с перспективой дальнейшего роста.

Интрига заключается в том, что Армения по-прежнему затягивает процесс, пытаясь создать худшую стагнационную ситуацию, чем мы наблюдаем в последнее время. Ереван давно пытается создать базу для проведения референдума на оккупированных территориях. Однако результат такого референдума предрешен, учитывая, что большинство населения в Нагорном Карабахе сегодня составляют армяне.

Чтобы сдвинуть процесс с «мертвой точки», нужно начинать с основного принципа Мадридского пакета, который предполагает вывод армянских вооруженных сил с оккупированных территорий Азербайджана. Только в этом случае Армения может продемонстрировать свою готовность к компромиссам, ведению диалога и возобновлению контактов на уровне глав государств. Однако Ереван не желает придания импульса переговорному процессу.

- Что необходимо, чтобы такой импульс появился? Способны ли посредники изменить ситуацию?

- Я не вижу продуктивности в миссии посредников Минской группы ОБСЕ, которые свели свое участие лишь к технической функции. Зная суть ближневосточных процессов, я убежден, что договариваться нужно без посредников, так как они обычно пытаются извлечь выгоду для себя.

Девиз сопредседателей Минской группы свелся к следующему: «Вы договоритесь, а мы вам поможем». В чем же заключается помощь, если они не в состоянии убедить агрессора в контрпродуктивности его позиции?

В первую очередь нужно выяснить причины конфликта, а причина в территориальных притязаниях одного государства к другому. Однако если посредники не в состоянии осудить факт агрессии Армении против Азербайджана, с ними не о чем говорить.

- Видите ли вы смысл в недавно озвученном предложении вовлечь в процесс урегулирования американского спецпосланника, который имел бы прямой контакт с Белым домом?

- Все зависит от того, насколько нынешняя американская администрация осознает ответственность. Можно привлечь кого угодно, но при этом должна присутствовать политическая воля к решению проблемы. Ситуацию осложняет и тот факт, что в Соединенных Штатах сильны позиции армянской диаспоры, которая в силах оказывать влияние на выборные процессы в стране.

Более того, учитывая не очень успешную дипломатию США на Ближнем Востоке, трудно верить в то, что у американского политического истеблишмента найдутся гибкие механизмы, чтобы убедить армянскую сторону, а затем создать предпосылки для договоренности и между сторонами.  

- Азербайджан стремится к стабильности и безопасности в регионе. Однако в соседних странах происходят разнообразные процессы, которые угрожают этой стабильности. На ваш взгляд, какие риски сегодня стоят перед регионом?

- Раньше мир был двухполярным, сегодня он однополярный, и Россия пытается восстановиться в статусе центра силы. Однополярный мир, безусловно, успел наделать  бед. Когда решение принимает одна сторона, не беря во внимание позицию других сторон, это всегда приводит к перекосам.

Когда рухнула Берлинская стена, люди вздохнули с облегчением, что Холодная война закончилась, и наступает долгожданный этап тотальной интеграции. Однако в результате трагедии 11 сентября 2001 года был создан образ нового, доселе неизвестного врага цивилизации – исламского фундаментализма. Он активно муссируется как фактор зла против человечества. Это был тот самый случай, когда врага не было, но нужно было его создать. И создали.

Исламский радикальный инструмент манипулируем, и этим здорово управляют западные центры. В одном из своих недавних выступлений президент США Барак Обама говорил о намерении начать новый этап борьбы с международным терроризмом. Среди стран, которые должны быть активными помощниками Соединенных Штатов в этом вопросе, он назвал Пакистан и Йемен – два государства, которые сами раздираемы щупальцами террористического спрута.

По непонятной причине он не упоминает такие страны, как Саудовская Аравия и Катар, которые являются идеологическими вдохновителями этого движения. Саудовская Аравия, видя в свое время, что в стране нарастают протестные настроения, стала вооружать эти «горячие головы» и отсылать их делать джихад в другие страны. То же самое произошло и в Катаре.

Все эти радикальные элементы, снабженные оружием и деньгами, оказались в Ливии, где была создана революционная ситуация, результаты которой известны. Такой же внутренний раздел произошел с Ираком. Единого Ирака больше нет. Есть Курдистан на севере, суннитский центр и шиитский юг.

Большую опасность в регионе сегодня представляет и Турция, которая закрывает глаза на все происходящее. Во внешней политике сегодняшнее турецкое руководство говорит одно, а делает совершенно другое. Турцию в мире уже называют перевалочным пунктом, логистическим центром радикальных исламистов, откуда перераспределяются черные финансовые потоки, оружие, трафикинг.

Все перечисленное происходит неподалеку от Азербайджана, который наращивает свои  экономические возможности, помогает региональным государствам восстанавливать инфраструктуру, активно проповедует инвестиционную политику и воссоздает, таким образом, пояс безопасности. И это достояние нужно беречь от рисковых факторов.

- В последнее время Турция перестала проявлять активность в региональных процессах на Южном Кавказе, в отличие от периода попыток армяно-турецкого сближения. В чем причина?

- Турецкая дипломатия не самым лучшим образом отличилась за последние годы, наработав ярлык «провальной». Страна с такой репутацией не может претендовать на доверие в качестве посредника.

Не думаю, что у сегодняшней Турции есть какие-то шансы убедить и ООН, и ОБСЕ в своей способности повлиять на процесс переговоров по Нагорному Карабаху. Более того, на это нужно согласие армянской стороны, которая категорически против участия Турции в этом процессе.

К тому же Анкара увязла в сирийском кризисе. Ее граница с Сирией превратилась в огненную черту. Стремительно растущий поток беженцев перевалил уже за 300 тысяч человек. Среди подвижной массы зреют самые радикальные настроения в связи с неустроенностью и углублением конфликта вокруг Дамаска.

Учитывая, что и в самой Турции внутриполитическая обстановка не самая подходящая, чтобы думать о каких-то прорывных инициативах во внешнеполитической сфере, то многое становится ясно, как говорится, без подстрочника. 

Анкара всегда утверждала, что поддерживает позицию азербайджанской стороны в вопросе нагорно-карабахского конфликта. Если Турция продолжит придерживаться этой позиции, сможет удержаться от соблазнов помириться с Арменией не благодаря, а вопреки здравому смыслу, то есть до разрешения карабахского вопроса, этому будет необходимо воздать должное.  

- Некоторые эксперты считают, что отношения с Россией в последнее время складываются не гладко. Тут вопрос использования Габалинской РЛС, трубопровода Баку-Новороссийск, казус вокруг Евровидения. Что стоит за этими моментами?

- Я не склонен считать, что в отношениях Азербайджана с Россией происходит нечто ужасное. В диалоге между соседями периодически возникает диссонанс. В данном случае есть фактор третьих сил, которые пытаются накалить обстановку. Думаю, эти так называемые жгучие вопросы из разряда решаемых.

В России, как и в других влиятельных государствах, сильны намерения политизировать чисто экономические вопросы. Более того, в России у некоторых экспертов и политиков идет реанимация постимперского синдрома, они  умудряются создать проблемы из ничего.

Это естественно, что Москве не всем по вкусу самостоятельная позиция Азербайджана в вопросах энергообеспечения, энергопроизводства и энерготранзита – пунктах, которые идут первым номером в международной повестке, да и в российской тоже. Однако  полагаю, что всем пора смириться, что Азербайджан ведет политику, продиктованную собственными приоритетами.

Первый этап обретения экономической независимости в Азербайджане состоялся еще в бытность Гейдара Алиева, когда был заложен нефтепровод Баку-Тбилиси-Джейхан. Это стало сенсацией, поскольку в условиях незавершенного конфликта азербайджанскому лидеру удалось привлечь в страну огромные инвестиции и воссоздать инфраструктуру, которая приносит стабильный доход стране.

Невозможное было сделано возможным. Сейчас идет наращивание этого вектора, и наступает второй этап – выход Азербайджана в качестве дееспособного игрока на европейский газовый рынок.

Многие влиятельные страны пытаются управлять ситуацией с помощью удержания конфликтов в неустойчивой фазе. Однако необходимо осознать, что стабильный и преуспевающий Азербайджан отмечает региональным интересам всех стран.

Елена Остапенко, В.Т.

Поделиться:
4872

Последние новости

Халг Банк - 20 лет

Сегодня, 16:44
Все новости

1news TV