Эльчин Сафарли о тайне места пребывания, бодрумских рассветах и острове Прощения...
Чтобы понять что-то важное о себе и окружающем мире, нужно уехать.
В то место, где сможешь взглянуть со стороны на себя и на все. Только так возможно понять, кто ты есть на самом деле, что тебе по-настоящему нужно, и по какому пути идти дальше. Не зря же говорят: «Лучшее лекарство от депрессии – вокзал или аэропорт».
Я часто езжу, во-первых, именно по этой причине – взглянуть на себя со стороны и осознать, переоценить, улучшить. А еще я, наконец, научился писать вне своего дома. Раньше это тяжело давалось. Теперь пишу чаще в городах, где есть море или горы. Две вершины природы так и до конца непокоренные человечеством.
Когда я выкладываю в социальных сетях фотографии из поездок, мне часто задают вопрос - «где это место?». Честно признаюсь, чаще всего не отвечаю, отмалчиваюсь. Потому что места, в которых я нахожу исцеление, могут не принести ожидаемого «эффекта» тому, кто поедет вслед за мной и ничего, кроме разочарования, не получит. У каждого свой путь, свои стартовые данные и стремления.
У римлян есть такое выражение – «виселица советчика». Оно означает, что давать советы, особенно духовного характера, чаще всего ничем хорошим не заканчивается. Я - против советов. Я – за знания. Это более верная форма передачи опыта, так как знания не отдают, знаниями делятся.
И вот сегодня я хочу рассказать о знании, полученном в своей недавней поездке, и о том, где написана моя последняя книга. Вчера, покидая самолет Турецких авиалиний, я решил, что непременно напишу об этих местах, где много моря, солнца, покоя. И пусть эти места не такие отдаленные и экзотические – наверняка многие из читателей там бывали, но я увидел в них то, что не вычитаешь в путеводителе. Это возможно только прочувствовать.
Пришло время поделиться тем, что не раз проверено на себе. Значит, это уже стало знанием.
Турция, город Бодрум, побережье Эгейского моря. Именно этим местам я обязан той атмосферой, которую мне удалось воссоздать в книге. Сегодня я отправил ее в издательство.
В Бодрум почему-то ездит не так много азербайджанцев – мои соотечественники в основном выбирают Анталию. Странно. Климат в Бодруме более мягкий – нет влажности и жара умеренная.
Я познакомился с этим городом лет пять назад по фотографиям в интернете. Меня покорили белые дома повсюду, своего рода дань греческой истории этой земли. До сих пор в Бодруме запрещено окрашивать любые строения в другие цвета. Даже местный филиал «Макдональдса» в белом цвете, оставили желтой лишь заглавную букву «М».
Моя тихая гавань. Кстати, события в Стамбуле никак не отразились на этом регионе. После Шеки, Бодрум стал вторым городом, подарившем мне понимание и тот самый «хузур» («покой» - в переводе с турецкого языка, а на арабском это означает - «внутренняя связь человека с Аллахом»).
Я жил в белых двухэтажных домиках «Бабилона», расположенного в районе Кадикале. Голубое море с горизонтом уже из греческих островов, апельсиновые сады, липовый чай с порцией борека-слойки с щавелем и полное отсутствие мыслей о завтра. Именно здесь понимаешь всю глубину цитаты Карла Ренца: «В жизни обязательно должны быть паузы. Такие паузы, когда с вами ничего не происходит, когда вы просто сидите и смотрите на Мир, а Мир смотрит на вас».
В моем бодрумском Белом домике мало места. Но зато есть винтовая белая лестница на верхний этаж, бордовые цветы бегонвиля на балкончике (они растут только в Бодруме, их запрещено вывозить за пределы Турции) и маленький балкончик с видом на остров Прощения, о котором я тоже непременно расскажу. Именно в Белом домике я писал ранними утрами, когда солнце еще не такое горячее. Я так хочу, чтобы у каждого человека была такая награда за испытания - спокойствие внутри бодрумского Белого дома.
В Бодруме возможно найти не только духовное, но и физическое исцеление. У тамошней природы для этого есть немало лекарств. Приехал в этот город с проблемами в позвоночнике и буквально переродился. Активно плавал и занимался водной гимнастикой - из-за высокой концентрации соли в Эгейском море оставаться на поверхности воды не составляет труда. По вечерам непременные пешие прогулки вдоль апельсиновой рощи. Воздух легкий, свежий, дурманящий. Благо в Кадикале машины редко ездят. Только маленькие маршрутки, следующие до базара района Тургутреис, но они почти незаметны. Жители Бодрума ценят покой своей земли, стараются его не нарушать.
«Это в Анталии полный хаос. Они теряют себя в потоке туристов, давно изменили своим принципам. Все, кто приезжают в Бодрум, а особенно в отели района Кадикале, ценят тишину этой земли, хотя их об этом никто не просил. Секрет в местном воздухе», - говорит Гокче-ханум, хозяйка мандаринового сада на 564-ой улице. У здешних улиц нет названий. Вместо них цифры. Я вижу в этом истину – у Бодрума есть свои конкретные «правила жизни», и ничто не способно их изменить.
Сижу у Эгейского моря. На горизонте виден остров Прощения, находящийся на границе с Грецией. Добираться до него очень просто - на катере.
Это не магический остров с эффектом «волшебной таблетки» - проглотил, запил водой и прощение получено. Сюда приезжают только с сильным желанием в сердце - настоящим, бескорыстным, выдержавшим время поисков.
Если верить легенде, то в древней Греции именно на остров Прощения приводило людей, которые долго не могли простить себя за то, что ушли от тех, кто их любил, и которых они когда-то любили. За то, что мало времени уделяли детям. За то, что много лет оплакивают тех, кого уже нет рядом.
Я стою на земле острова и в молчании ищу прощения себя в себе же. Простить свои попытки, отказаться, обмануть, спрятаться. Дорога к гармонии через прощение, принятие себя. Альтернативы нет.
Вы спросите: «Обрел ли я прощение?». У меня есть ответ на этот вопрос, но пусть он останется при мне. А вы лучше сами поезжайте на остров Прощения, если вам, конечно, есть за что себя прощать.
Солнечного лета!
Эльчин Сафарли
Специально для 1news.az