Тофик Аббасов: «В годовщину революции Египет стоит на пороге хаоса»
Интервью 1news.az с главным редактором газеты New Baku Post Тофиком Аббасовым.
Накануне первой годовщины прихода к власти в Египте партии «Братья мусульмане» во главе с Мухаммедом Мурси обстановка в Каире накаляется. В воскресенье, 30 июня, в Каире проходят массовые выступления, как сторонников, так и противников новой власти.
О том, какова на сегодняшний день обстановка в стране, которая по праву считается ключевой в Североафриканском регионе, рассказывает главный редактор газеты New Baku Post, политолог Тофик Аббасов, который недавно побывал в Каире, побеседовав с ведущими политическими деятелями, прессой и обычными людьми на улице.
- Какие настроения сегодня сильны в египетском обществе? И чем в основном недоволен народ?
В стране наблюдается вакуум: и политики, и простые граждане задаются вопросом, чего же ожидать в будущем. Складывается ощущение, что Египет – страна-лидер арабского мира – движется неведомо куда.
30 июня – это некий рубеж, к которому готовились все, и представители властных структур, и оппозиция. Третий год нестабильности, социальных потрясений и массовых беспорядков привели к тому, что сегодня в стране с населением около 100 млн. человек огромная разница между бедными и богатыми, средний класс как таковой отсутствует.
Страна практически находится в состоянии с протянутой рукой, рассчитывая на доноров и союзников. Ведутся тяжелые переговоры с Международным Валютным Фондом, который, возможно, выделит Египту кредит в размере 4,8 млрд. долларов. Однако условием для этой помощи является еще большее «затягивание поясов», что чревато новыми протестными настроениями.
- Каковы на сегодня основные задачи, стоящие перед руководством страны?
- Египту крайне не хватает, прежде всего, стабильности, эффективного руководства с конкретной программой действий. В первую очередь, необходима четкая концепция экономического развития страны, которую правительство Мурси все еще не представило.
Важно определить, куда же движется страна. Необходима четкая концепция во внешней политике: нужно определить линию отношений с Западом, мусульманским миром.
В стране ощущается острейший дефицит профессиональных кадров, и в этом вопросе также требуется продуманная государственная политика. Равное социальное обеспечение отдельных категорий населения, формирование среднего класса – среди задач, которые необходимо решать в первую очередь.
Партия «Братья мусульмане», созданная еще в 30-е годы прошлого столетия, всегда пользовалась поддержкой большой части населения страны. Однако после получения власти они продемонстрировали, что попросту не знают, что с ней делать.
Для какой-то части населения Мурси может быть привлекательной фигурой, но в статусе государственного деятеля, президента такой значимой страны, как Египет, он должен иметь четкие цели и видеть путь к их достижению.
- Внутренние распри и неустроенность, безусловно, отражаются и во внешней политике Египта. В бытность президента Хосни Мубарака с позицией Египта считались в мире. Сегодня же, с Мухаммедом Мурси, интересы Египта, как важной страны не учитываются даже соседними государствами.
Сегодня Египет столкнулся с проблемой водообеспечения. В соседней Эфиопии началось строительство плотины на притоке Голубой Нил, который обеспечивает до 95% водных ресурсов Египта. Плотина, стоимость которой оценивается в 4 млрд. долларов, будет задерживать большие потоки в северном направлении, то есть на пути к Египту.
Во время недавнего визита Мурси в Эфиопию, где планировалось обсуждение этого вопроса, его приняли не самым лучшим образом, дав понять, что в Эфиопии решение будет принято исходя из собственных интересов.
Египет – страна с выгодным географическим положением, которая стоит на стыке Европы, Азии и Африки. Это страна, богатая газовыми и нефтяными ресурсами, запасами золота, руды и других полезных ископаемых. Стабильный режим, безопасность необходимы для привлечения в страну финансовых потоков. Ни один инвестор не решит вкладывать деньги туда, где царит хаос. На сегодня те, кто вкладывают в Египет, – это страны, подкармливающие радикальные исламские течения.
Аналогичный процесс происходил в Египте в 80-е годы прошлого века, когда бывший президент страны Анвар Садат подписал унизительное для арабов Кемп-Дэвидское соглашение о примирении с Израилем, в результате чего от него отвернулись многие мусульманские страны, в том числе и спонсоры.
Чуть позже он был вынужден объявить политику «открытых дверей», чтобы привлечь инвесторов на выгодных для них условиях, и тогда в страну потекли деньги саудовских инвесторов. Вместе с капиталом туда ринулась и радикальная исламская идеология, крайне чуждая египетскому обществу.
- Можно ли сегодня говорить о какой-либо пользе революции для египетского народа?
- Как говорил великий французский политический деятель Жан Жорес, который в конце XIX – начале XX века боролся против колониализма и милитаризма, «Нет ничего губительнее революции, так как она приносит больше разрушений, чем благ».
Те же мысли высказывал и великий восточный мыслитель Аль-Фараби. Наилучшим способом развития он считал исключительно эволюцию, потому что только в случае поэтапного развития люди обходятся без потрясений, не остаются разочарованными. Революция же всегда обещает, но ничего не приносит.
Египетская революция, наряду с многочисленными человеческими жертвами и экономическими потрясениями, нанесла и огромный урон историческому облику столицы. Музей истории, который находится на известной площади Тахрир, не досчитался сотен бесценных экспонатов, которые были попросту сожжены разбушевавшейся толпой. Было также подожжено здание недалеко от площади, в котором располагалась бывшая партия Хосни Мубарака. Революция – это разрушительная стихия, полностью отвергающая рассудок.
- Видите ли Вы какую-то связь в череде массовых протестных волнений в арабских странах, затем в Турции и Бразилии?
- Сценарий событий в Египте, Турции, Бразилии, говорит о том, что везде была применена одна и та же технология поджигания народных масс. Целью ставилось лишь разрушение, а не созидание чего-то нового.
Человеческие жертвы и хаос нужны тем силам, которые хотят разрушить стабильный режим и задержать поступательный экономический рост в тех странах, которые им не по нраву.
Бразилия и Турция – весьма перспективные страны, входящие в двадцатку крупнейших экономик мира. И вдруг люди взбунтовались, в одном случае, против проведения в стране чемпионата мира по футболу, в другом – против сноса парка.
К примеру, события на площади Тахрир в Каире всколыхнули около 200 молодых человек, которые прошли идеологическую обработку в некоторых зарубежных центрах. За пару дней они полностью парализовали интернет-систему страны, и народ подумал, что это сделали власти.
Власти в этом не было необходимости. Это было поводом для того, чтобы вытащить людей на улицы. А после нескольких дней на площадях лозунги и требования все ширились. Стихийными эти волнения называют потому, что туда выходят все, кому не лень, простые зеваки, которым хочется поглазеть, а заодно и стать участниками этих неуправляемых процессов. В какой-то момент власть толпы берет верх, а это неуправляемая сила.
- Видите ли Вы риск подобных стихийных волнений и революций в странах Южного Кавказа?
- Если говорить о нашей стране, то необходимо понимать, что Азербайджан как страна, которая за последние годы показывает обнадеживающие темпы экономического развития, возможно, воспринимается кое-какими силами, как полигон волнений. Лидеров никогда нигде не любят, пытаются задержать их движение вперед. В этом понимании Азербайджан очень перспективная страна, у которой есть адекватный лидер, знающий - что нужно делать, и который умеет говорить «нет» тому, в чем страна не нуждается. Многим это не по нраву. Сильные мира сего не приемлют слова «нет».
В мире нет ни одной страны, где решены все проблемы. Безусловно, и в нашей стране есть проблемы, которые ждут своего решения, среди них важное место занимают социальные программы. Но они поэтапно решаются.
Для того, чтобы снизить вероятность беспорядков, сегодня в Азербайджане крайне необходимо создать условия для дальнейшего развития среднего класса, который представляет собой становой хребет любого государства и любого общества. Это дееспособная часть общества, которая помогает решать многие социальные, экономические вопросы.
Учитывая то, что некоторые внешние силы стремятся активизировать в Азербайджане религиозный сегмент, важно сбалансировать общество по оси «светские институты – религиозные институты».
Однако действовать должно не только руководство страны, но и гражданское общество. Иной раз мы выгораживаем себя, как представители общества, перекладываем ответственность на властные структуры. Власть, безусловно, обязана наблюдать ситуацию, видеть тенденции развития, предвосхищать их. Однако и общественность должна не только требовать от властей, но и выдвигать свои инициативы и идеи.
Елена Остапенко