Глобальный средний класс: источник нового хаоса? - Newtimes.az
БАКУ, 16 июл - 1NEWS.AZ
Информационно-аналитический портал Newtimes.az опубликовал статью «Глобальный средний класс: источник нового хаоса?».
Представляем вниманию читателей данный материал без изменений:
«Известный аналитик Фрэнсис Фукуяма дал социолого-политический анализ последних движений протеста в Турции и Бразилии. Он выдвинул идею об основной роли в этих процессах возникшего в современном обществе нового социального слоя. В этом свете актуальным представляется вопрос о том, какое влияние данная тенденция, наблюдаемая в интенсивно развивающихся странах, оказывает на мировую геополитику.
Интенсивное развитие и новый средний класс
В некоторых интенсивно развивающихся государствах мира в последнее время наблюдается организация акций протеста. В таких странах, как Бразилия, Китай, Турция, Индонезия, тысячи людей массово выступают против властей. Причины, порождающие эти процессы, вызвали интерес у ученых, социологов, политологов. Размышления известного аналитика Фрэнсиса Фукуямы интересны во многих отношениях.
В газете «The Wall Street Journal», издаваемой в США, опубликована его статья под названием «Революция среднего класса». В ней встречаются идеи, интересные в плане анализа социально-экономических, политических и культурных процессов, происходящих в обществе. В частности, заставляют задуматься размышления автора о «глобальном среднем классе».
Понятие «глобальный средний класс» в последние 10 лет употребляется наиболее часто. В 2008 году авторы доклада «Goldman Sachs» включили в эту группу людей, чей годовой доход составляет 6-30 тыс. долларов. По их прогнозам, численность этого слоя к 2030 году может достичь 2 млрд.
А в отчете Института исследований по вопросам безопасности Евросоюза, (European Union Institute for Security Studies), опубликованном в 2012 году, дано более широкое определение понятия «глобальный средний класс». По расчетам, сделанным здесь, численность людей, принадлежащих к этому слою, к 2030 году достигнет 4,9 миллиардов. Отметим также, что, согласно прогнозам специалистов, больше всего численность среднего класса возрастет в азиатских обществах. Вместе с тем, Африканский банк развития считает, что в этом континенте численность людей, принадлежащих к среднему классу, уже превысила 300 миллионов человек.
Наряду с этим существует также подход, определяющий статус глобального среднего класса на основе образования, профессии и собственности, так как именно эти факторы наиболее значимы в политическом поведении людей. Изучение мировых ценностей, которое проводилось в Мичиганском университете (World Values Survey), показало, что более качественное образование дает людям возможность высоко ценить демократию, личную свободу и толерантность. Этот вывод подтверждают и опросы, проведенные центром «Pew».
Из сказанного ясно, что сходные в определенных чертах социокультурные процессы в развивающихся странах постепенно набирают оборот. В результате формируется социальный слой, характерный для современных обществ. Условно его можно назвать «глобальным средним классом», так как, во-первых, критерии, определяющие этот слой, носят глобальный характер, во-вторых, благодаря информационно-коммуникационным технологиям движение, возникшее в одной стране, быстро переходит и в другие страны.
Если посмотреть в свете этих рассуждений на акции протеста, охватившие некоторые развивающиеся страны, то станет очевидным, что здесь есть моменты, заставляющие задуматься. Безусловно, между поведением молодежи в Турции и движениями протеста в Бразилии есть различия. Неодинаковы реакция на события Реджепа Тайипа Эрдогана и шаги, предпринятые президентом Бразилии Дилмой Руссефом. Если премьер-министр Турции очень жестко отнесся к акциям протеста, то Д.Руссеф заявила, что с пониманием относится к молодежи и готова решить ее проблемы. Однако здесь актуальна не столько реакция официальных органов той или иной страны, сколько причины событий. Именно здесь приходится остановиться на вопросе о политической активности глобального среднего класса.
Растет угроза глобального хаоса
Очевидно, что в современных развивающихся обществах формируется особый политически активный срез, выбирающий способы борьбы, отличающиеся от тех, что выбирали привычные нам социальные слои. Да, это – естественный процесс, и его невозможно предотвратить. Этот слой не остановится даже перед тем, как выйти на улицы, чтобы защитить ценности, которые считает истинными. Глобальному среднему классу чужда «политическая трусость», проявлявшаяся в XX веке в классах, считавшихся «классическими повстанцами». Но надо учесть очень важный момент, на который обратил внимание и Ф.Фукуяма.
Дело в том, что политическая активность глобального среднего класса неорганизованна. Представители этого класса не могут системно выразить скандируемые ими на улицах лозунги и представить их на организационном уровне. Как следствие, движение, питающееся из объективных источников, становится жертвой авантюры различных маргинальных групп. Со всей открытостью эта особенность проявилась в событиях в Турции.
Различные экстремистские группировки, просочившиеся в толпу искренне протестующих, провели действия провокационного характера. Они разместили в Центре Ататюрка свои лозунги и флаги. Тогда стало ясно, что здесь имеют место совершенно разные интересы. Не осталось сомнений в том, что предпринимаются попытки популяризовать под флагом борьбы за демократию взгляды террористических группировок и леворадикальных организаций. Примечательно, что турецкая молодежь сразу же это почувствовала и не поддалась провокации маргинальных групп.
Несмотря на это, опыт Турции показал, что нет объединения, способного организованно представить молодежь с высоким уровнем образования. Временное руководство, сформированное на площади, за короткое время исчерпало свой потенциал. Примерно та же картина наблюдается и в Бразилии, Индонезии и Китае. Пылкие бразильцы, вышедшие на улицы Рио-де-Жанейро, не могут определиться, как вести борьбу впредь. В Китае насчитывается десятки миллионов высокообразованной молодежи. По сообщениям, в настоящее время численность среднего класса в этой стране достигает сотен миллионов человек. Ежегодно в Китае выпускается 6-7 миллионов молодых специалистов. А в вопросе обеспечения их социальных и экономических потребностей недостатки увеличиваются. Прежде всего, все труднее становится обеспечение молодежи работой. Наблюдается постепенное расширение этой тенденции. Но пока официальным органам за короткий период времени удается предотвратить движения протеста со стороны этого слоя.
Кроме этого, есть необходимость отметить еще один фактор. Дело в том, что в стремительно развивающихся странах на средний класс, социально-политический вес которого растет, оказывается влияние извне. Становится очевидным, что такая супердержава, как США, прибегает к самым современным методам, чтобы управлять этими процессами в соответствии со своими интересами. Германия как могучее государство Евросоюза также предпринимает действия в этом направлении. Отсюда можно сделать вывод о том, что политически активный глобальный средний класс, объективно возникший вследствие исторической эволюции, в определенных странах может сыграть и разрушительную роль. Пока еще слишком низок уровень его политической организации, что дает шанс государствам, обладающим высокими технологиями управления, вмешаться в события. Как отмечают эксперты, эта особенность проявилась на опыте Турции и Бразилии.
Дает ли все это основание для выдвижения тезиса о том, что «в возникновении глобального хаоса определенную роль может сыграть глобальный средний класс»? Полагаем, что над этим вопросом стоит подумать. Еще и по той причине, что социальный слой, который может играть важную роль в развитии современных обществ, может быть использован внешними силами в своих интересах.
Современные информационные технологии позволяют это делать. Думаем, что одно из стратегических значений анализа Ф.Фукуямы, который мы попытались прокомментировать, связан с этим моментом.
Таким образом, опыт Турции и Бразилии показывает, что в интенсивно развивающихся обществах может сформироваться средний класс, чувствительный к политическим новшествам. Это может дать не только толчок к возникновению более динамичной социокультурной и политико-экономической среды, но и открыть путь к нарушению стабильности. По-видимому, в ближайшей перспективе эта тенденция на глобальном уровне может стать причиной появления ряда противоречий. Этот фактор показывает, что неопределенность в мире в целом растет. Отсюда само собой следует вывод о том, что вопрос безопасности национальных государств в XXI становится еще более актуальной».
Newtimes.az