Тбилисские обсуждения оппозиции: новые вопросы и ограничение Ибрагимбекова в праве принимать решения
30 июля в Тбилиси прошла встреча представителей азербайджанского оппозиционного Нацсовета, в ходе которой участники мероприятия попытались обсудить основные проблемы, с которыми столкнулось данное объединение.
Как мы отмечали ранее, накануне встречи в Нацсовете сложилась атмосфера серьезного недоверия основных оппозиционных сил друг к другу. По этой причине, различные лица, входящие в него, связывали совершенно разные надежды с тбилисским вояжем.
Тем не менее, серьезных решений, о которых грезили некоторые участники собрания, в первый день не последовало. Все прошло согласно сценарию, основные контуры которого накануне встречи коротко обрисовал «теневой кардинал» Эльдар Намазов, который по убеждению многих экспертов «дергает за ниточки» главы Нацсовета Рустама Ибрагимбекова.
Кто правит балом, стало ясно с первых же минут собрания – во главе стола восседал не только номинальный лидер оппозиционных сил, вошедших в Нацсовет Р.Ибрагимбеков, но и глава аппарата объединения Эльдар Намазов. Он же «рулил» журналистами и подсказывал Ибрагимбекову, что отвечать (а точнее не отвечать) на их вопросы.
Так или иначе, но обсуждение вопросов состоялось. Прошло оно за закрытыми для журналистов дверями. Однако некоторые детали стали известны в тот же день.
Как написала газета «Йени Мусават» за несколько часов до начала мероприятия, глава одного из комитетов Нацсовета Нуреддин Мустафаев заявил, что «сегодня должны быть даны конкретные ответы на все вопросы, стоящие перед Нацсоветом». В желании получить ответы на многочисленные вопросы Мустафаев был не одинок. Ранее, о своем желании получить ответы от Ибрагимбекова, общающегося со своими соратниками исключительно со страниц прессы, заявил ряд ключевых членов Нацсовета.
Тем не менее, пыл вопрошающих еще до начала встречи остудил все тот же «теневой кардинал» Эльдар Намазов, у которого, по всей видимости, были свои планы на счет «тбилисского собируна».
В интервью «Йени Мусават» Намазов отметил, что каких-либо серьезных изменений в решениях Нацсовета после встречи ожидать не стоит.
«Мы тут не собираемся обсуждать какие-либо конкретные решения. Просто обсудим ситуацию, сложившуюся вокруг Рустама Ибрагимбекова, прочие общие вопросы по деятельности Нацсовета. Определим последующие шаги», - сказал Э.Намазов.
Распространенное по итогам встречи заявление, хотя и было обращено к гражданам Азербайджана, больше напоминало воззвание к «загранице», которая почему-то не желает помогать «участникам концессии». В нем, в частности, участники Нацсовета сетуют на «бездействие Запада» и неоказание им существенной поддержки. Кроме того, в заявлении утверждается, что Р.Ибрагимбеков не может вернуться в Баку, опасаясь ареста, по причине проведения расследования [об уклонении им от уплаты налогов].
В данном случае, из полного «лирической прозы» заявления Нацсовета можно сделать два простых вывода.
Первый заключается в том, что члены оппозиционного объединения не могут скрыть разочарования от безуспешности поисков Ибрагимбековым зарубежных покровителей (тут уместно отметить, что они запланировали обратиться персонально к Путину).
Второй – в том, что Ибрагимбеков не намерен в ближайшей перспективе возвращаться в Азербайджан. Во всяком случае, до тех пор, пока есть даже малейший шанс быть задержанным в рамках расследования.
Отсутствие успеха в поиске «гарантий» из-за рубежа – весьма злободневная тема. Уместно напомнить, что надежд не оправдали не только Западные структуры, но и российские власти.
С одной стороны, как отмечалось ранее, президент России Владимир Путин решил посетить своего азербайджанского коллегу аккурат накануне выборов, что расценивается российскими политологами (по ссылкам мнения Перенджиева и Журавлева), как месседж в поддержку его кандидатуры на выборах. С другой, власти РФ, вопреки ожиданиям членов Нацсовета, не стали создавать каких-либо особых условий в вопросе оперативного лишения Ибрагимбекова российского гражданства.
Если выражаться мягко, то Ибрагимбекова, а вместе с ним и весь Нацсовет, ввели в заблуждение относительно поддержки из-за рубежа. Кто это сделал? Ответ напрашивается сам собой – основной закройщик нацсоветовских лекалов Эльдар Намазов. Именно он до сих пор выступает в роли капитана и штурмана, раздираемого противоречиями, оппозиционного корабля. Почему? Банальный авантюрист просчитался в расчетах.
Что до отказа Ибрагимбекова возвращаться в страну, то тут следует обратить внимание на два момента. В первую очередь, это нежелание самого Ибрагимбекова. Подобную осторожность кинодраматурга некоторые коллеги по оппозиционному цеху уже успели окрестить малодушием и трусостью, заодно поставив под сомнение его моральное право называться лидером оппозиции. С другой стороны в данном вопросе также играет свою роль фактор Намазова, не желающего рисковать своей «козырной картой» в лице кинодраматурга.
Именно поэтому Намазов отвергает любые обсуждения на тему альтернативного кандидата. В этом ему вторит и Ибрагимбеков.
Кстати, несмотря на ожидания, тема запасного кандидата в Тбилиси практически не была обсуждена. Каких-либо решений или идей на сей счет, озвучено не было. Как и ожидалось, подобное развитие событий было с раздражением воспринято мусаватистами. Один из них, Гюлага Асланов, если верить сайту «Виртуалаз», выступил с «сенсационным» заявлением, что из Тбилиси единым кандидатом может вернуться ни кто иной, как Иса Гамбар.
Что именно подвигло его на подобное заявление остается загадкой, однако не исключается, что определенные обсуждения по данной теме будут проведены в Тбилиси сегодня, 31 июля.
Так или иначе, но тбилисский вояж не снял имеющиеся вопросы. Напротив, он стал причиной появления новых, ответы на которые ждут не только участники затеи под названием Нацсовет, но и традиционный протестный электорат, который продолжает недоумевать и пребывать в «предраскольном» состоянии.
Тем более, что масла в огонь подливают и сами лидеры оппозиции, раздираемые противоречиями, и Тбилиси, ожидаемо, не стал панацеей: Ибрагимбеков в Баку ехать отказался, заявив журналистам, что вместо этого поедет в Москву, а запасного варианта, у Нацсовета как не было, так и нет.
Кстати, весьма любопытным итогом вчерашних обсуждений стало решение, ограничить Рустама Ибрагимбекова в праве принимать самостоятельные решения относительно возвращения в Баку. Теперь этот вопрос находится в ведении Нацсовета, в котором к тому же было решено создать особый Консультативный совет.
Что это значит? Члены Нацсовета, по всей видимости, начинают осознавать, что в председатели им аккуратно подсунули «троянского коня» - решение о передвижении которого принимает Эльдар Намазов, не без участия неких советчиков из-за рубежа, о которых говорил сам Ибрагимбеков. А коли так, то нацсоветовцы теперь будут стремиться заполучить контроль над принятием наиболее важных решений от имени главы объединения.
Таким образом, упомянутое выше решение можно охарактеризовать как первую ласточку нового витка противостояния между тандемом Ибрагимбеков-Намазов и прочими членами Нацсовета.
Поживем, как говорится, увидим.
Сократ Бабаев