Григорий Трофимчук: «Кавказ – это вам не Чехия. На мужском и жестком Кавказе вариант «Вацлава Гавела» не проходит»
Интервью 1news.az c первым вице-президентом Центра моделирования стратегического развития, участником Экспертно-аналитической лиги «Ресурсные стратегии» МГУ им. М.В. Ломоносова, известным российским политологом Григорием Трофимчуком
- Какова, по-вашему, основная цель грядущего визита Владимира Путина в Баку?
- Основная цель визита Владимира Путина – понимание того, где в настоящий момент находятся российско-азербайджанские отношения, и каковы их перспективы на ближайший период. Это важно, на мой взгляд, и в связи с тем, что происходит на Ближнем Востоке, с дестабилизацией, которая полным ходом катится к Южному Кавказу.
В последние месяцы двусторонние отношения неожиданно и резко подверглись жесткой проверке на прочность. Но это нормальная предвыборная ситуация, которая всегда слегка напрягается перед таким важным для каждой страны событием. Так было в Украине, так было в Белоруссии, так было везде. Но выборы пройдут как надо, и жизнь будет продолжаться.
- Факт того, что президент Российской Федерации едет с официальным визитом в Азербайджанскую Республику буквально накануне президентских выборов, говорит сам за себя. В противном случае визит был бы назначен на поствыборный период. Так сказать, по результату. Но президент РФ, по всей видимости, адекватно оценивает возможный ход и результаты предстоящей избирательной кампании.
Надо сказать, что в некоторых случаях и факт «отложенного вдруг визита» также играет свою важную стратегическую роль.
Что касается названного вами кандидата от оппозиции, то, на мой взгляд, если уж и выставлять некий противовес действующему президенту Ильхаму Алиеву – то в виде аналогичного политика, а не творческого деятеля, писателя. В политике несколько иная драматургия. Если бы Россия на самом деле вплотную занималась этим тонким вопросом, то только под реального кандидата. Новейшая история наглядно доказала: Кавказ – это вам не Чехия. На мужском и жестком Кавказе вариант «Вацлава Гавела» не проходит. Примеры и результаты такой деятельности налицо: Абульфаз Эльчибей, Звиад Гамсахурдиа. Очень не хотелось бы, чтобы драматург Рустам Ибрагимбеков разделил их участь. Практическая политическая деятельность и литературное творчество – слишком разные, непересекающиеся плоскости. Вот написать о проигравших политиках, об их страшных карьерных и жизненных закатах – тут драматурги незаменимы, тут им равных нет.
- Почему РФ до сих пор не стала таким же активным посредником по карабахскому урегулированию, какой была в бытность президентства Медведева? И стоит ли ожидать, что позиция Москвы станет активной после визита Путина в Баку?
- В ходе президентства Д.Медведева активность, безусловно, была. Однако счет встречам в трехстороннем формате все рос, а результата при этом не было. Поэтому было бы лучше, чтобы встречи были не такими частыми и суетливыми, а более редкими, но при этом результативными, с конкретным «пост-релизом».
После приезда российского лидера в Баку активность наших взаимоотношений повысится однозначно. При этом важно не упустить этот недолгий момент после официального визита, предложив региону и миру как раз те самые инновационные, прорывные вещи, которых и ждут от Москвы. Если их не будет, надежды на Россию в Азербайджане могут исчезнуть окончательно, учитывая скорость изменения глобальной и региональной обстановки.
Гамид Гамидов